Урок русского языка в 3 классе по теме "Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и форме"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шаманова Валентина Ивановна

Разработка урока с презентацией составлена на основе учебника "Русский язык",  3 класс, М.С. Соловейчик УМК "Гармония.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Предмет:  русский язык

Дата проведения:  13.02.15 г.

Место проведения:  МОУ «СОШ №3 г. Свирска»

Класс:   3а.    УМК «Гармония»

Учитель: Шаманова В.И.

Учебник: Соловейчик М.С., часть 2, 2012г, издательство «Ассоциация 21 век»

Тема урока: Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и форме.

Цель урока:

1.Учить грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме.

2.Развивать у обучающихся способность к рефлексии: учебного действия контроля и оценки.

3.Воспитывать интерес  к учению, развивать способности работать в коллективе.

Задачи урока (для учителя):

1.Создать условия для расширения и углубления представления обучающихся о взаимосвязи подлежащего со сказуемым по смыслу и форме.

2.Отработать определённую последовательность действий в связи подлежащего со сказуемым по смыслу и форме.

3.Формировать познавательные мотивы учения.

Задачи урока (для обучающихся):

1.Учиться ставить учебные задачи.

2.Учиться контролировать и оценивать свои действия.

3.Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания, обобщать и делать выводы по наблюдениям.

4.Формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная, дифференцированная.

Методы постановки учебной проблемы:

1.Подводящий к теме диалог (Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока).

Оборудование:

1.Карточки для индивидуальной и парнойработы.

2.Мультимедийное сопровождение, презентация.

4.Схема-таблица «Связь подлежащего со сказуемым».

Планируемые результаты:

Личностные:

-Становление интереса к изучению русского языка, уважения к  нему. Осознание важности правильного построения предложений для выражения и понимания мыслей. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Регулятивные:

-Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.

-Выполнять учебные действия в речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.

-Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности  и после её завершения.

-Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

-Читать и понимать учебный текст, находить в нём определённые сведения, уточнять сделанные выводы, использовать информацию для решения практических задач.

-Понимать информацию, представленную в схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму.

-Осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия.

Коммуникативные:

-Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета.

-Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.

-Соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация  к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

-Садитесь. Закрыли глазки и дали себе установку на работу. («У меня всё получится, я всё смогу, всё сумею»)

-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

-Перед вами лежат листы достижений. Вы будете оценивать свои действия в течение всего урока по заданиям знаками «+, -, -».

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Работают в тетрадях.

Знакомятся с оценочными листами.

2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.

1.Повторение понятия «Предложение»

2.Работа со словарём

3.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

-Прочитайте запись (СЛАЙД 2):

Падать снег.

Небо сыпаться крупа.

Кружиться снежинка.

-Является ли эта запись предложениями?

-Почему?(Нет связи слов, слова в начальной форме)

-А что мы знаем о предложении?

-Сэм собрал из этих слов предложения. Прочитайте, что у него получилось.(СЛАЙД 3)

             Падал снег.

             С неба сыпался крупа.

             Кружился снежинки.    

-Получились ли у него предложения? (Да, мысль выражена)

- О какой крупе говорится во втором предложении? ( О сухом мелком снеге)

- В толковом словаре Владимира Даля дано толкование слова. Прочитайте. (СЛАЙД 4)

Крупа – 1) хлебные зёрна, питательные семена, крупно смолотые или только очищенные от шелухи;

              2)насмешливое название отставного солдата;

              3)мелкий град, нечто среднее между снегом и градом.

- Какой вариант толкования нам подходит?(3)

-В чём ошибка Сэма? (В нарушении формы глаголов во 2 и 3 предложениях)

-Исправьте ошибки мальчика-иностранца, запишите верные предложения.

-Проверь себя. (СЛАЙД 5)

Падал снег.

С неба сыпалась крупа.

 Кружились снежинки.

- Оцените свои умения согласовать слова по смыслу на листе достижений в задании №1.

Читают запись на слайде.

Повторяют, уточняют и систематизируют пройденное о предложении.

Анализируют.

Доказывают.

Знакомятся с толкованием слова.

Выбирают нужную информацию.

Высказывают своё мнение.

Исправляют ошибки и записывают предложения в тетрадь.

Самопроверка.

Оценивают свои учебные действия.

3.Выявление места и причины затруднения.

1.Наблюдение за связью частей речи.

2.Проверка выполнения задания и оценивание учебных действий.

3.Нахождение основы предложения.

4.Оценивание учебных действий.

5. Подведение к новой теме.

-Почему надо было поменять окончание глаголов? (Глагол связан с именем существительным по форме.)

-Какие команды даёт имя существительное глаголу? (Встань в то же число и род, что и я)

-Надпишите над существительным число и род.

ед.ч.,м.р.

Падал снег.

ед.ч.,ж.р.

С неба сыпаласькрупа.

            мн.ч.,

 Кружились снежинки.

-Проверим, докажет…… (1 ученик объясняет).

(СЛАЙД 5 с анимацией)

- Оцените свои умения определять форму имени существительного на листе достижений в задании №2.

-Какой суффикс сменил суффикс СЯ?  (СЬ)

-Подчеркните основу предложения.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание.

-Что можете сказать о первом предложении?(Состоит из основы)

-Что вы знаете о главных членах предложения?

(На доску схему)        

ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ

- Оцените свои умения находить основу предложения на листе достижений в задании №3.

-Каким членом предложения являются изменённые слова? (Сказуемым. Подчёркивание слова появляется на СЛАЙДЕ5 - анимация)

С неба сыпалась крупа.

Кружились снежинки.

-Какой член предложения потребовал  изменить форму сказуемых? (Подлежащее. Подчёркивание слова появляется на СЛАЙДЕ 5- анимация)

С неба сыпалась крупа.

Кружились снежинки.

-Для чего необходимо сказуемому выполнять требования подлежащего? (Для связи слов в предложении). (Заменить + на стрелку)

   ПОДЛЕЖАЩЕЕ             СКАЗУЕМОЕ

Вспоминают о связи имени существительного и глагола.

Высказывают своё мнение.

Определяют число и род слова-подлежащего.

Самопроверка.

Оценивают свои учебные действия.

Наблюдают за заменой постфиксов -ся и -сь.

Взаимопроверка.

Высказывают своё мнение.

Обсуждаютсвязь главных членов предложения

Оценивают свои учебные действия.

Рассуждают, наблюдают, делают вывод.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Так о чём пойдёт речь на уроке?

- В учебнике на стр. 42 прочитайте тему урока. («Устанавливаем связи слов»)

-Какие учебные задачи вы поставите? (Появляются на слайде поочерёдно.) (СЛАЙД 6 с анимацией)

План:

  • Выяснить способы подчинения сказуемого подлежащему.
  • Научиться устанавливать связь слов в предложении.
  • Научиться правильно записывать окончания глаголов.

Определяют тему урока.

Ставят учебные задачи.

5.Физминутка

(СЛАЙД 7) «Разминка удава»

6.Реализация построенного проекта.

1.Чтение текста, выделение научных данных.

2.Составление схемы-памятки.

3.Лексическое значение выражения.

4.Чтение и разбор правила.

-В упр. 433 прочитайте о том, как один учёный шутливо написал о подчинении сказуемого подлежащему.

-Какие научные сведения сообщил учёный? (Сказуемое должно стоять в том же числе, что и подлежащее). (Прикрепить карточку «число» к схеме)

ПОДЛЕЖАЩЕЕ            СКАЗУЕМОЕ

-Что должно поменять сказуемое, чтобы показать, что требование подлежащего выполнено? (Окончание). (Добавить карточку).

-А в чём его шутка? («Не буду водиться?)

-Как понимаете это выражение? (Не буду играть, дружить)

-Судя по нашей работе, какое ещё требование должно предъявить подлежащее сказуемому? (Изменить род). (Добавить карточку в схему).

ПОДЛЕЖАЩЕЕ            СКАЗУЕМОЕ

-А всегда ли это требование может выполнить глагол-сказуемое? (Нет, только в прошедшем времени единственного числа)

-Прочитайте правило. Верны ли наши предположения? (Да)

-Как же сказуемое подчиняется подлежащему? (По форме)

Читают текст, находят информацию.

Выбирают необходимую информацию.

Высказывают своё мнение.

Рассуждают, наблюдают, делают вывод.

Знакомятся с правилом.

Вычленяют главное.

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Составление алгоритма.

-Давайте обобщим. (СЛАЙД 8 с анимацией)

-Установите последовательность действий для определения правильного окончания у глаголов-сказуемых?

Памятка

согласования подлежащего со сказуемым

          Найти подлежащее и сказуемое.

         Поставить в ту же форму сказуемое.

         Определить число, род подлежащего.

         Написать нужное окончание.

1.Найти подлежащее и сказуемое.

2.Определить число, род подлежащего.

3.Поставить в ту же форму сказуемое.

4.Написать нужное окончание.(СЛАЙД 9)

-Что у нас получилось? (Памятка)

Устанавливают последовательность в алгоритме.

Начинают овладевать необходимым способом действия.

Анализируют схемы

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Пользуясь памяткой, выполните задание на карточке и проверьте себя в умении правильно писать окончания глаголов-сказуемых. Работаем в паре.

Укажи над подлежащим число и род.Правильно согласуй подлежащее со сказуемым.

Вставить окончания глаголов.

Трясина засосал_.           Успех обрадовал_.

Болото засосал_.             Удача обрадовал_.

-Закончили. Проверьте себя.  (СЛАЙД 10)

-Оцените свои умения согласовывать подлежащее со сказуемым по форме в задании №4 на листе достижений.

Работают в парах.

Осваивают практическое применение новых знаний.

Самопроверка.

Оценивают свои учебные действия.

9.Включение в систему знаний и повторений.

1. Самостоятельная работа в ТПО.

2.Дифференцированное задание.

3. Дифференцированное домашнее задание.

-А теперь закрепите то, чему вы научились на уроке. Откройте ТПО на стр.8. Прочитайте задание в упр. 435. Работаем самостоятельно.

-В конце урока я соберу тетради и листы достижений для оценки ваших знаний и умений.

(Для сильных обучающихся дополнительное задание по карточке)

В тексте найди две формы одного имени существительного. Подчеркни ту из них, которая вступает в роли подлежащего; потом в этом же предложении подчеркни и сказуемое. Реши орфографические задачи, устно доказывая выбор букв.

     Молоденьк.. дере.це возле дома папа пос.дил в день р.ждения Ванюши. Весной дере.це п.крылось маленькими клейкими листочками.

  • Укажи, в каком падеже стоят оставшиеся формы имён существительных.
  • Определи падеж всех имён существительных в последнем предложении.

-Закончили.

- Оцените своё умение применять новые знания в решении орфографических задач в задании №5 на листе достижений.

-Найдите упр. 436 и 437 на стр. 43-44. Прочитайте задание.

-Задание выберите по желанию.

Знакомятся с заданием в самостоятельной работе.

Слушают условия оценивания своих работ.

Находят подлежащее и сказуемое,  определяют форму подлежащего, ставят в ту же форму слово-сказуемое и записывают нужное окончание;

Оценивают свои учебные действия.

Знакомятся с домашним заданием.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Вернёмся к плану урока. (СЛАЙД 11 с анимацией)

-Всё ли нам удалось выполнить из поставленных задач?

-Мы выяснили способы подчинения сказуемого подлежащему? (Да, пункт на слайде «улетает»)

-Научились ли вы правильно устанавливать связь между главными членами предложения и верно записывать окончания глаголов.(Да, пункт на слайде «улетает», остаётся слово «Молодцы!»СЛАЙД 12)

-На листе достижений в задании №6 оцените свою работу на уроке соответствующим смайликом.

Высказывают своё мнение.

Оценивают свои учебные действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и форме Русский язык 3а класс Составила учитель начальных классов Шаманова В.И. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3г.Свирск»

Слайд 2

Падать снег. Небо сыпаться крупа. Кружиться снежинка.

Слайд 3

Падал снег. С неба сыпался крупа. Кружился снежинки.

Слайд 4

Владимир Даль (Толковый словарь) Крупа : 1) хлебные зёрна, питательные семена, крупно смолотые или только очищенные от шелухи; 2)насмешливое название отставного солдата; 3)мелкий град, нечто среднее между снегом и градом .

Слайд 5

Падал снег. С неба сыпался крупа. Кружился снежинки.

Слайд 6

Проверь себя! Падал снег. С неба сыпал а с ь крупа. Кружил и с ь снежинки. ед.ч., м.р ед.ч., ж.р мн.ч.

Слайд 7

План: 1.Выяснить способы подчинения сказуемого подлежащему. 3.Научиться правильно записывать окончания глаголов. 2.Научиться устанавливать связь слов в предложении.

Слайд 8

Физминутка

Слайд 9

Проверь себя! Падал снег. С неба сыпал а с ь крупа. Кружил и с ь снежинки. ед.ч., м.р ед.ч., ж.р мн.ч.

Слайд 10

Памятка: Найти подлежащее и сказуемое. Поставить в ту же форму сказуемое. Определить число, род подлежащего. Написать нужное окончание. 1 2 3 4

Слайд 11

Памятка: Найти подлежащее и сказуемое. Определить число, род подлежащего. Поставить в ту же форму сказуемое. Написать нужное окончание. 1 2 3 4

Слайд 12

Проверь себя! Трясина засосал а . Успех обрадовал. Болото засосал о . Удача обрадовал а . ед.ч., ж.р ед.ч., ж.р ед.ч., ср.р ед.ч., м.р

Слайд 13

План: 1.Выяснить способы подчинения сказуемого подлежащему. 3.Научиться правильно записывать окончания глаголов. 2.Научиться устанавливать связь слов в предложении.

Слайд 14

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»

формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....

Конспект урока русского языка 3 класс "Подлежащее и сказуемое"

Урок разработан по программе "Школа 21 века" с учётом особенностей преподавания в системе развивающего обучения....

Урок русского языка. 2 класс. "Подлежащее и сказуемое"

Бочкарева Зоя Викторовна, учитель начальных классовМБОУ « Средняя общеобразовательная школа №18» г. Новокузнецк. Тема: «Предложение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».Цель: Науч...

Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, противоположные по смыслу"

Тема урока «Антонимы». По программе эта тема изучается в разделе « Лексика. Состав слова»Материал урока позволит ввести слова антонимы в активный словарь учащихся....

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...

Конспект урока русского языка 4 класс "Однородные подлежащие и сказуемые"

Урок объяснения нового "Однородные подлежащие и сказуемые" по дате совпал с "Днем матери", поэтому на уроке использован материал о самом близком и дорогом нам человеке - маме....