Правописание слов с сочетаниями жи и ши.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Правописание слов с сочетаниями жи и ши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Кеняйкина Ирина Васильевна, учитель нач. классов МОУ «Лицей №7», г. о. Саранск.

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему:

 «Правописание слов с сочетаниями жи и ши».

Задачи: -  формировать у учащихся навыки правописания сочетаний: ЖИ – ШИ;

             -  развивать умение видеть орфограммы и подбирать проверочное слово.

Обучение УУД:  - самостоятельно составлять задания на применение изучаемого правила;

- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, логическое мышление;

- воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: мультимедийная установка, индивидуальные карточки.

                                                            Ход урока:

1.     Организация.

2.  − Прозвенел и смолк звонок,

       Начинается урок.

       Все за парты дружно сели,

       На меня все посмотрели.

3.  Подготовка руки к письму. Физминутка.

     «Паучок» (ученица у доски делает разминку для пальцев)

4.  Откроем тетради, возьмём ручки, запишем число.

     Отгадайте загадку:

      − Эта буква широка

       И похожа на жука,

       И при этом точно жук

       Издаёт жужжащий звук (жжж)

5.   Чистописание:

     Прописная и строчная буквы Ж ж. (повторить письмо в воздухе с   проговариванием).

   − Записываем. Положим ручки.

6.  Повторение гласных букв.

     − Сколько гласных букв в русском алфавите? (десять)

    − Какие гласные звуки обозначают твёрдость предшествующего согласного?

    (их 5 – а, о, у, ы, э)

    − Запишем на следующей строке.

       Буквы пишем аккуратно,

       Чтобы было всем понятно.

        Мы старались, мы писали,

        Чтобы их легко читали.

    − Какие гласные звуки смягчают предшествующую гласную?

    (их тоже 5 – и, е, ё, ю, я). Запишите.

   − А есть ли согласные буквы, которые всегда твёрдые, независимо какая гласная   пишется после них? (да) ж ,ш, ц)). Запишите. Ручки положили.

 7.    Работа по теме урока.

     − Послушайте загадку.

        Мы проворные сестрицы –

        Быстро бегать мастерицы.

        В дождь лежим,

        В снег – бежим,

        Уж такой у нас режим. (лыжи)        

  −  Какой звук слышим на конце слова «лыжи»? ([ы])        

   − Мы должны запомнить (плакат на доску), что жи, ши с буквой и пиши.

    − Запоминаем навсегда – жи, − ши пиши с и.

    −  Тема нашего урока: правописание слов с сочетаниями жи, ши.

 8.   Самодиктант. Запись в тетрадь.

     − Доскажите словечко, отгадайте загадки.

     − Отгаданное слово диктует кто-то, приготовьте красный и простой карандаши. Тот кто отгадывает слово, тот диктует это слово (комментарий ученика).

   Кот живёт у нас на крыше,

   А в чулане живут … (мыши)

(отмечаем гласные, делим на слоги, ставим ударение). (Проверка со слайда – мыши)

   Не поедет без бензина

   Ни автобус, ни … (машина)

                                                                                            (Проверка со слайда – машина)  

   По полям бегут ручьи,

   На дорогах … (лужи)

                                                                                             (Проверка со слайда – лужи)

   Если с крыши потекло

   И сугробы ниже,

   Значит солнце припекло,

   Убирайте … (лыжи)

                                                                                            (Проверка со слайда – лыжи)

   Покружилась в воздухе

   Звёздочка немножко,

   Села и растаяла

   На моей ладошке. (снежинка)                                    (Проверка со слайда – снежинка)

   −Какое правило использовали при записи слов? (жи, ши пиши с и)

   −Закрываем тетради, положили в сторону.

9.   Физминутка. (Отдых рук.)

10.  − На партах у каждого из вас имеются подписанные листочки с заданиями. Прочитайте первое задание (кто-то читает задание вслух).

     − Всем ли понятно?

     − Взяли простой карандаш, соединили, какие слова у вас получились запишите на свободных строчках. Не забудьте подчеркнуть сочетания ЖИ, ШИ. 

                                                                                     

     лу                           лы                                       ды                       ло

     но          жи            ле                                        мы         ши        ре

     чи                                                                       су

(работают на листочках)

   − Посмотрите в паре, помогите друг другу.

   − А теперь давайте проверим, какие слова получились.

    С ЖИ (лужи, ножи, чижи, лежи, лыжи)

    С ШИ (дыши, мыши, суши, шило, шире)

 -  Запомнили, как надо писать? (повторение орфограммы ЖИ, ШИ).

11.  Игра в слова. Закрепление.

   −  Хлопните в ладоши если услышите слова со слогами жи, ши.

   −  Камыши, ежи, лыжник, снежинка, рыжий, уши, тучи, моржи, щука.

12.  Работа с текстом на листочках. Закрепление.

   −У вас на листочках напечатан текст, почему – то машина выдала текст с ошибками. Ваша задача внимательно прочитать текст, исправить ошибки, количество найденных ошибок записать в окошечко.

   − Исправьте ошибки, только на те орфограммы которые вы уже знаете.

   − А теперь поработайте в паре, помогите друг другу.

   − На работу вам 3 минуты.

   − Сколько ошибок нашли? (ответы) (9)

13. Итог.   − Что запомнили от урока?

                  − Чему научились на уроке?

                     «Чижи, ужи, ежи, стрижи,

                        жирафы, мыши и моржи,

                        машины, шины, камыши –

                        запомни слоги: жи и ши».

14.Отметьте смайлик на листочках.

   − Если всё понятно.

   − Если немного непонятно.

   − Ничего не понятно.

      (Листочки передаём с последних парт вперёд).

       СПАСИБО ЗА УРОК!

Дополнительно.

Работа над предложением.

   −Прочитайте текст.

   −Сколько здесь предложений? (4)

У Миши были сани.

Маша и Петя сели на сани.

Вези сани, Миша.

А у Миши силы нету. (4)

   −Запишите первое предложение.

У Миши были сани.

   −Составьте схему этого предложения.

                        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи, ши"

Урок русского языка 2 класс программа "Школа 2100" Правописание жи,ши...

Урок русского языка по теме :"Правописание слов с сочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу."

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ, СОДЕРЖИТ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ ИЗ СЛОВАРЯ, ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ....

Презентация к уроку: Правописание слов с сочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу.

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ, СОДЕРЖИТ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ ИЗ СЛОВАРЯ, ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ....

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Обобщающий урок русского языка на тему: "Правописание слов с сочетаниями"

данный урок предназначен для закрепления навыков письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу....

Презентация "Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ"

Предназначение: для работы со словами с сочетаниями ЖИ, ШИ в 1 классе. Цель: знакомство с написаниями слов с сочетаниями ЖИ, ШИ; способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли...

Тренажёр "Правописание слов с сочетаниями ЦЫ-ЦИ"

В данном тренажёре дано 14 слов. Смена слайдов и работа идёт при помощи триггеров и кнопок перехода. В конце дан музыкальный файл для отдыха....