рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

ДЕЕВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» разработана на основе: требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования  России от 6.10.09 г. №373, ООП НОО МБОУ «Зыковская СОШ», авторской программы курса «Русский язык» В.Г.Горецкий, В.П.Канакина (Сборник рабочих программ «Школа России», 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prog_nah_2_russ.docx780.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\35каб\Desktop\2 класс\CCI01102015_0008.jpgПояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» разработана на основе: требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования  России от 6.10.09 г. №373, ООП НОО МБОУ «Зыковская СОШ», авторской программы курса «Русский язык» В.Г.Горецкий, В.П.Канакина (Сборник рабочих программ «Школа России», 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011.)

Общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета

Цель программы:

  • ознакомление обучающихся со словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строением родного языка;
  • усвоение системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка: устной и письменной.

Задачи:

  • изучать язык как культурно-исторический процесс;
  • развивать все виды речевой деятельности школьников;
  • развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа;
  • формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой;
  • развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения;
  • формировать языковое мышление детей, опирающееся на образное и логическое мышление;
  • знакомить учащихся с самобытностью русского народа, его спецификой и отличиями от других народов;
  • воспитывать бережное отношение к родному языку, показывать роль русского языка в развитии других языков и литератур;
  • изучать с детьми русское коммуникативное поведение и обучать их ему;
  • формировать сознательное отношение к языку как к ценности.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

 

1. .Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 2 класс.  В 2 ч.  Ч. 1.

Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 2 класс.  В 2 ч.  Ч. 2.

Рабочие тетради  (Русский язык).

2. Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.  В 2 ч.  Ч. 1.

 Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.  В 2 ч.  Ч. 2.

Общая характеристика учебного предмета, с указанием особенностей организации учебной деятельности и видов контроля.

Учебный предмет «Русский язык» направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников,  на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; на становление всех форм общения – говорения, письма слушания, чтения; на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

Задача курса – изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.

 Цели изучения предмета «Русский язык»:

 – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает:

- осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу);

- формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);

- развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материал т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Систематический курс русского языка имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

        Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются  параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.   

Основная форма организации учебного процесса - урок

  урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

урок-проектирование – место для решения проектных задач;

учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами в русском языке;

групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

самостоятельная  работа учащихся  имеет следующие  линии:

- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ по предмету;

- задания по освоению ведущих тем курса на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

- задания на отработку навыка чтения и письма;

Формы работы:

  • Работа в парах.
  • Работа в малых группах.
  • Дифференцированный подход к учащимся.
  • Учебные занятия.
  • Консультационные занятия.
  • Построение учебных диалогов.
  • Исследование, поиск информации, учебный проект

Система оценивания

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии с ФГОС НОО, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов.

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая оценка (отметка) может быть выставлена как обобщенный, усредненный результат всего периода обучения.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему научили.
  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
  5. В оценочной деятельности реализуется принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
  6. Динамика формирования предметных и метапредметных результатов фиксируется в листах достижений.
  7. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной школе используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание и итоговое оценивание.

Назначение контрольных и проверочных работ: сделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравниваются с результатами диагностических заданий в начале и середине учебного года); зафиксировать результаты освоения основных действий с предметным содержанием.

Главное условие проведения проверочных (контрольных) работ - полное исключение стрессовых ситуаций, как до проведения работы, так и во время ее проведения.

Каждая работа завершается самопроверкой; самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки.

Рабочая программа предлагает следующую систему учёта знаний:

Самостоятельные, проверочные работы: по основным содержательным линиям предмета.

Один раз в четверть  проводятся словарные диктанты.

Контрольные работы проводятся в конце  каждой четверти, по окончанию изучения тем программы.

Промежуточная (итоговая контрольная)  работа  проводится в конце  первого, второго и третьего года обучения, по всем разделам ( по материалам ЦОКО).

 Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов оценивается по пятибалльной шкале.

                 

Место учебного предмета в учебном плане школы

            Согласно учебному плану МБОУ «ЗСОШ» на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отведено 170 часов. Программа рассчитана на 34 недели, 5 часов в неделю.

                                    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры учебного предмета «Русский язык» отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности,

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества,

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма,

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию,

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Содержание учебного предмета «Русский язык», личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Раздел курса

Содержание раздела

Количество часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

УУД

Система языка.

Фонетика и графика 

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

50ч.

Обучающиеся научатся:

  • анализировать на слух звучащее слово:

– выделять гласные и согласные звуки в слове;

– выделять ударные и безударные гласные звуки;

– выделять звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные звуки;

– выделять парные и непарные согласные звуки, только твёрдые и только мягкие согласные звуки;

  • различать слабую и сильную позицию гласных и согласных в корне слова;
  • использовать способы проверки (изменение формы слова), обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных, делить слова на слоги и для переноса;
  • анализировать слова, в которых гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука (в начале слова, в середине слова, после гласных, после разделительного мягкого знака (ь)); делить такие слова на слоги и для переноса;
  •  различать и сравнивать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, и слова, в которых эти буквы обозначают мягкость согласных;
  • безошибочно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
  • различать (сравнивать) мягкий знак (ь) как показатель мягкости и разделительный мягкий знак (ь);
  • списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажения букв.

Обучающиеся учатся (получат возможность научиться):

  • слушать, слышать, узнавать звучание русского слова;
  •  чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков, слова, фразы;
  • соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
  • использовать знания и практический опыт в области фонетики, орфоэпии и графики как основу орфографически-грамотного письма;
  • писать под диктовку тексты (40–45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности,

предложенной в учебнике

и учебных пособиях;

– ориентация на понимание

предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успехов в учебе;

– оценка одноклассников

на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного

содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей этнической принадлежности

– интереса к познанию русского языка;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности

и гордости за свою Родину

и народ;

– представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте

природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные

правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько

вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе

принятых правил;

– адекватно воспринимать

оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы

о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно

оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые

объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи –

самостоятельная часть речи –

имя существительное – одушевленное/неодушевленное

и т.д.);

– проводить аналогии между

изучаемым материалом и собственным опытом.

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из

сообщений разных видов (в т.ч.

текстов) в соответствии

с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем

информации об изучаемом

языковом факте;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании

и без указания количества

групп;

– обобщать (выводить общее

для целого ряда единичных

объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение

и позицию;

– формулировать собственное

мнение и позицию;

– договариваться, приходить

к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения

строить монологическое

высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении

и взаимодействии;

– учитывать другое мнение

и позицию;

– договариваться, приходить

к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия

партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение

данных операций с тем, как бы

их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать

средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– осуществлять действие взаимоконтроля.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

26 ч.

Обучающиеся научатся:

  • подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  • распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
  •  использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
  • применять правила проверки безударных гласных в корне слов с сочетаниями жи – ши.

Обучающиеся учатся (получат возможность научиться):

  • различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
  • распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
  • использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

Лексика (содержательно представлен в разделах «Синтаксис», «Морфология и морфемика»). 

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы.

Обучающиеся научатся:

  • различать лексическое значение изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
  • толковать значение слов через подбор синонимов и антонимов;

распознавать в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в прямом и перенос

Обучающиеся учатся (получат возможность научиться):

  • объяснять особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и т. д.);
  • объяснять значение фразеологизмов (без терминологии);
  • пользоваться толковым словарём.

Морфология (части речи)

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Предлог.

Имя существительное: общее значение. Число имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по числам.

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числам.

30 ч.

Обучающиеся научатся:

  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол».

В рамках темы «Имя существительное» обучающиеся научатся:

  • распознавать имена существительные по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • различать имена существительные, отвечающие на вопрос  кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос  что?;
  • определять форму числа имени существительного;
  • изменять имена существительные по числам;
  • распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек и т. д.);
  • распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, роза – Роза);
  • писать имена собственные по правилам.

В рамках темы «Имя прилагательное» обучающиеся научатся:

  • распознавать имена прилагательные по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • определять, признак одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
  • изменять имена прилагательные по числам;
  • различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т. д.);
  • различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению;
  • выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»), устанавливать между ними связь по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
  • устанавливать зависимость формы числа прилагательного от формы числа существительного, с которым оно связано.

В рамках темы «Глагол» обучающиеся научатся:

  • распознавать глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
  • изменять глаголы по числам;
  • устанавливать зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного, с которым он связан.

В рамках темы «Предлог» обучающиеся научатся:

  • находить предлоги в предложении;
  • писать предлоги отдельно от других слов.

Обучающиеся учатся (получат возможность научиться):

  • находить в предложении, тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • устанавливать зависимость формы числа имени прилагательного и глагола от формы числа имени существительного, с которым данное слово связано;
  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и на вопрос что сделать?;
  • объяснять значение предлогов в речи;
  • понимать, что предлог всегда связан с существительным, независимо от места предлога в предложении;
  • находить в предложении существительное, к которому относится предлог.

Синтаксис

Слово, словосочетание и предложение.

Связь слов в словосочетании (главное и зависимое).

Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные (по цели высказывания).

Предложения восклицательные и невосклицательные (по интонации).

Главные члены предложения (грамматическая основа): подлежащее и сказуемое.

20 ч.

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Задавать от слова к слову смысловой вопрос.

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/ вопросительные предложения.

Распространять предложения по опорным словам.

Орфография и пунктуация

(раздел содержательно представлен в разделах «Фонетика и графика», «Состав слова», «Синтаксис»)

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой).

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков.

Знаки препинаний в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Обучающиеся научатся:

  • применять на практике следующие правила правописания:

– написание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чн, чк, щн;

– общие правила переноса слов, а также переноса слов с буквой ё и мягким знаком (ь);

– правописание слов с гласными и согласными орфограммами с разделительным мягким знаком (ь);

– написание прописной (большой) буквы в именах собственных;

– правописание слов с непроверяемыми орфограммами, указанными в программе;

  • проверять обозначение на письме безударных гласных и парных согласных в конце и середине слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
  • безошибочно списывать слова, предложения, тексты;
  • писать под диктовку тексты с изученными орфограммами и пунктограммами.

Обучающиеся учатся (получат возможность научиться): -подбирать примеры с определенной орфограммой;

Развитие речи

(раздел «Развитие речи» содержательно представлен во всех разделах курса)

Связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование).  

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение в тексте законченной мысли.

Моделировать правила участия в диалоге (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

Анализировать успешность участия в диалоге.

Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

Воспроизводить текст  в соответствии с заданием: подробно.

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки.

Получит возможность научиться:

-создавать устно тексты по предложенному заголовку;

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов  при получении начального общего образования обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Обучающиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Овладеют     элементарными     навыками     чтения       информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Содержание:

Развитие  читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.

Использование  информации из разного вида текстов для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Организация поиска информации. Сопоставление полученной информации с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации  в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.


Учебно-тематическое  планирование по курсу «Русский язык» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 

Наименование разделов и тем

Всего часов

Основные виды учебной деятельности

Формы контроля

1

Наша речь

Виды речи(2ч)

Диалог, монолог (1ч)

3

Рассуждает о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализирует речь людей (при анализе текстов).

Наблюдает за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различает устную, письменную речь и речь про себя.

Работает над памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».

Отличает диалогическую речь от монологической.

Использует в речи диалог и монолог. Участвует в   диалоге.

Соблюдает в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Работает со страничкой для  любознательных. Наблюдает над этимологией слов диалог и монолог.

Составляет по рисункам диалог и монолог.

Оценивает результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

2

Текст

Текст (2ч)

Части текста (2ч)

 4

Отличает  текст  от  других  записей  по  его  признакам.

Осмысленно  читает  текст.

Определяет  тему и  главную  мысль текста.

Соотносит  текст  и  заголовок. Подбирает  заголовок к заданному  тексту.

Составляет текст по  заданной теме.

Выделяет  части текста и обосновываеть  правильность  их  выделения.

Выбирает  ту  часть  текста, которая  соответствует заданной  коммуникативной задаче.

Передаёт  устно  содержание  прочитанного  текста- образца или  составленного текста.

Создаёт  устный  и  письменный  текст  в  соответствии с  поставленной  коммуникативной  задачей.

Составляет рассказ по рисунку, данному  началу  и  опорным  словам.

Оценивает результаты  выполненного  занятия « Проверь  себя» по  учебнику  и электронному  приложению.  

3

Предложение

Предложение (3ч)

Члены предложения (9ч)

12

Отличает  предложение  от  группы  слов, не составляющих  предложение.

Определяет  границы  предложения в  деформированном  тексте, выбирает  знак для  обозначения  конца  предложения.

Обосновывает  выбор  знака  препинания  в  конце  предложения.

Соблюдает в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составляет предложения из слов.

Составляет (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употребляет заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Пишет слова в предложении раздельно.

Находит главные члены (основу) предложения.

Обозначает графически грамматическую основу.

Различает и выделяет главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывает правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализирует схему и составляет по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждает алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различает распространённое  (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составляет распространённые и нераспространённые предложения.

Устанавливает при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составляет предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Рассматривает репродукцию  картины И.С.Остроухова «Золотая осень»  в «Картинной галерее» учебника.

Составляет рассказ по репродукции  картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.  

Оценивает  результаты  выполненного  занятия « Проверь  себя» по  учебнику  и электронному  приложению.  

Входная контрольная работа.

4

Слова,слова,слова…

Слово и его значение (4ч)

Синонимы и антонимы (4ч)

Однокоренные слова (4ч)

Слог. Ударение. Перенос слова (6ч)

 18

Определяет значение слова по толковому словарю.

Объясняет лексическое значение слова.

Находит в тексте незнакомые слова.

Классифицирует слова по тематическим группам.

Распознаёт многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Работает со страничкой для любознательных.

Работает с толковым и орфографическим словарями.

Создаёт в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивает эстетическую сторону речевого высказывания.

Распознаёт среди данных пар слов синонимы, антонимы.

Подбирает к слову синонимы, антонимы.

Работает со страничкой для любознательных.

Знакомится с этимологией слов синоним и антоним.

Работает со словарями синонимов и антонимов учебника. Находит нужную информацию о слове в этих словарях.

Определяет смысловое значение пословиц и соотносит их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализирует речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Подбирает заголовок к тексту. Излагает письменно содержание текста по данным вопросам.

Оценивает  результаты  выполненного  занятия « Проверь  себя» по  учебнику  и электронному  приложению.  

Находит однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделяет корень в однокоренных словах, различает однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группирует однокоренные слова с разными корнями.

Доказываеть правильность выделения корня однокоренных словах.

Работает с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирает однокоренные слова к данному слову и выделяет в них корень.

Работает со словарём однокоренных слов учебника.

Производит анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Делит слова на слоги. Определяет количество в слове слогов.

Классифицирует слова по количеству в них слогов.

Определяет ударение в слове. Наблюдает за ролью. словесного ударения

Различает ударные и безударные слоги, выделяет в словах ударение.

Наблюдает над разноместностью и  подвижностью русского ударения.

Составляет простейшие слогоударные модели слов.

Находит слова по заданной модели.

Сравнивает модели слогоударной структуры слова и подбирает к ним слова.

Работает с орфоэпическим словарём, находит в нём нужную информацию о произношении слова.

Соблюдает в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Оценивает в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов

Сравнивает слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима)

Переносит слова по слогам.

Определяет способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).

Оценивает свои достижения при выполнении заданий « Проверь  себя» в учебнике  и по электронному  приложению.  

Составляет рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Проверочная работа в тестовой форме.

5

Звуки и буквы

Звуки и буквы (1ч)

Русский алфавит, или Азбука (3ч)

Гласные звуки (2ч)

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15ч)

Согласные звуки (1ч)

Согласный звук [й] и буква «и краткое» (1ч)

Слова с удвоенными согласными (2ч.)

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2ч)

Мягкий знак (ь) (3ч)

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8ч)

Звонкие и глухие согласные звуки (1ч)

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным 14(ч)

Обобщение знаний об изученных правилах письма 2(ч)

Разделительный мягкий знак(ь) (4ч)

 59

Различает  звуки и буквы.

Осознаёт смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознаёт условные обозначения звуков речи.

Сопоставляет звуковое и буквенное обозначения  слова.

Наблюдает модели слов (звуковые и буквенные), анализирует их.

Объяснят, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называет буквы правильно и располагает их в алфавитном порядке.

Классифицирует буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определяет положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работает с памяткой «Алфавит».

Располагает в алфавитном порядке списки заданных слов.

Использует знания алфавита при работе со словарями.

Сопоставляет случаи употребления заглавной (прописной)  и строчной буквы в словах.

Использует правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Работает со страничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др. )

Составляет (под руководством учителя) рассказ по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова.

Находит в слове гласные звуки. Объясняет особенности гласных звуков.

Правильно произносит гласные звуки.

Различает гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работает с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определяет «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объясняет причины разного количества звуков и букв в слове.

Определяет качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Работает со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э).

Наблюдает, из каких языков пришли в нашу речь слова.

Работает с текстом. Определяет тему и главную мысль текста. Составляет и записывает ответы на вопросы к тексту с опорой на  текст и  рисунок.

Определяет безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находит в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различает проверочное и проверяемое слова.

Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава- травы, травка).

Наблюдает над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использует правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планирует учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяет пути её решения, решает её в соответствии с изученным правилом.

Объясняет правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различает проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминает написание непроверяемой орфограммы безударного  гласного звука  в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работает над орфографическим словарём учебника: находит слова с изучаемой орфограммой и проверяет написание слова по орфографическому словарю.

Работает со страничкой для любознательных. Знакомится со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника.

Объясняет, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Составляет текст из предложений.

Составляет  рассказ по репродукции картины  С. А. Тутунова  «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя)

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Находит в слове согласные звуки.

Правильно произносит согласные звуки.

Различает согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работает с памяткой «Согласные звуки русского языка».

Составляет предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком.

Различает согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Различает способы обозначения согласного звука [й’] буквами.

Работает со страничками для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’].

Использует правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

Наблюдает над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными

Использует правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Составляет рассказ по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывает составленный рассказ.

Находит совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике,  сборнике дидактических материалов, в рабочей тетради и в других источниках и создавать свои занимательные задания.  Участвует  в презентации занимательных заданий.

Различает твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объясняет, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работает с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».

Планирует учебные действия при письме по памяти.

Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.

Объясняет причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирает примеры слов с мягким знаком (ь).

Переносит слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначает мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Работает   текстом: определяет тему текста, подбирает к нему заголовок,

определяет части текста.

Анализирует текст с целью нахождения в нём информации для ответа на вопросы, записывает ответы.

Составляет продолжение рассказа. Пишет письмо Деду Морозу.

Различает непарные  мягкие шипящие звуки.

Находит в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирает примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдает в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).  

Работает с орфоэпическим словарём.

Применяет правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, нч, щн. Подбирает примеры слов с таким сочетанием.

Работает с текстом. Подбирает к тексту заголовок. Выделяет в тексте части и определяет их микротемы. Записывает предложение из текста на заданную тему.

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирает рифмующиеся слова, сочиняет стихи на заданные рифмы, составляет словарик собственных рифм, участвует в презентации выполненной работы.

Различает непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находит в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу,  подбирает примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применяет правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.  

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Работает с предложением и текстом. Составляет предложения из слов, обсуждает, составляет ли они текст, подбирает к тексту заголовок, записывает составленный текст.

Различает глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризует согласный звук (глухой—звонкий, парный—непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносит звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).  

Соотносит произношение  парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находит в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различает проверочное и проверяемое слова.

Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз- морозы, морозный).

Использует правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объясняет правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки его написания.

Подбирает примеры слов с изучаемой орфограммой.

Сопоставляет приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слов.

Объясняет правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком и с безударным гласным в корне на основе алгоритма проверки его написания.

Работает с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

Работать  с памяткой «Как провести  звуко-буквенный разбор слова».

Проводит звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Составляет (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагает письменно текст по вопросам.

Наблюдает над произношением слов с разделительным ь.

Соотносит количество звуков и букв в таких словах как семья, вьюга.

Подбирает  примеры слов с разделительным мягким знаком.

Различает слова с мягким знаком-показателем мягкости предшествующего согласного звука и разделительным мягким знаком.

Использует правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь) и мягким знаком для  обозначения мягкости согласного звука. Объясняет написание разделительного мягкого знака в словах.

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Составляет (под руководством учителя) устный рассказ по серии рисунков.

Проверочная работа в тестовой форме;

Диктант – 3;

Контрольное списывание;

7

Части речи

Части речи (2ч)

Имя существительное (19ч)

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (4ч)

Собственные и нарицательные имена существительные (5ч)

Число имен существительных (2ч)

Обобщение знаний об имени существительном (5ч)

Глагол (12ч)

Глагол как часть речи( 4ч)

Число глагола( 2ч)

Правописание частицы не с глаголом (1ч)

Обобщение знаний о глаголе (2ч)

Текст –повествование и роль в нём глаголов (3ч)

Имя прилагательное(13ч)

Имя прилагательное как часть речи (6ч)

Единственное и множественное число имён прилагательных (2ч)

Обобщение знаний о прилагательном (2ч)

Текст – описание и роль в нём прилагательных.(3ч)

Местоимение (4ч)

Местоимение (личное) как часть речи.(2ч)

Текст-рассуждение (2ч)

Предлоги (6ч)

58

Соотносит слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализирует схему «Части речи», составляет по ней сообщение.

Находит в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознаёт имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывает отнесение слова к имени существительному.

Объясняет лексическое значение слов-имён существительных.

Обогащает собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работает со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

Различает одушевлённые   имена существительные с опорой на вопрос кто? и что?,подбирает примеры таких существительных.

Классифицирует имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединяет их в тематические группы.

Различает собственные и нарицательные имена существительные, подбирает примеры таких существительных.

Классифицирует имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединяет их в тематические группы.

Пишет с заглавной буквы имена собственные.

Находит информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернете о происхождении своей фамилии и названии своего города (посёлка, деревни).

Составляет (под руководством учителя) устный рассказ по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»

Составляет устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.

Определяет число имён существительных (единственное и множественное).

Изменяет  имёна  существительные по числам (книга-книги).

Правильно произносит имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля-туфли, простыня - простыни). Работает с орфоэпическим словарём.

Определяет, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

Определяет грамматические признаки имён существительных (одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывает правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицирует имена существительные по определённому грамматическому признаку.

Выбирает из ряда имён существительных имя существительное с определённым. признаком

Работает с повествовательным текстом: определяет его тему и  главную мысль, подбирает заголовок к тексту, определяет части текста, составляет ответы на данные вопросы, записывает составленный текст в соответствии с  вопросами.

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознаёт  глаголы среди других частей речи по обобщённому  лексическому значению и вопросу.

Обосновывает правильность отнесения слова к  глаголу.

Классифицирует глаголы по     вопросам.

Распознаёт глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определяет, каким членом предложения является глагол в предложении

Выбирает глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Рассматривает репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по вопросам, обсуждает план предстоящего сочинения, составляет (под руководством учителя)   описательный текст,  записывает составленный рассказ.  

Определяет число глаголов, распределяет глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяет глаголы по числам, приводит примеры глаголов   определённого числа, употребляет глаголы в определённом числе.

Соблюдает в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работает с орфоэпическим словарем.

Раздельно пишет частицу не с глаголом (не кричать).

Определяет грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывает правильность определения признаков глагола. и правильность выполненных заданий.

Определяет правильный порядок предложений, составлять текст, подбирает к нему название и записывает составленный текст.

Распознаёт текст-повествование.

Наблюдает над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Составляет текст-повествование на предложенную тему, находит  нужную информацию в тексте для ответа на вопрос к тексту и записывает ответ.

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознаёт имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работает со страничкой для любознательных: ознакомление  с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывает правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использует в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделяет из предложения словосочетания с именами прилагательными.        

Приводит примеры имён прилагательных.

Определяет, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализирует высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирает имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Определяет число имён прилагательных, распределяет имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменяет прилагательные по числам.

Соблюдает литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, пальто, фамилия, тополь и др.

Определяет грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Распознаёт текст-описание.

Наблюдает  над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Составляет текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

Составляет текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознаёт личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различает местоимения и имена существительные.

Заменяет повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составляет из предложений текст, подбирает к нему заголовок, записывает составленный текст.

Составляет по рисункам диалоги. Находит  в диалогической речи местоимения и определяет их роль в высказываниях.

Распознаёт текст-рассуждение.

Создаёт устные и письменные тексты-рассуждения.

Работает с текстом: определяет тип текста, тему и главную мысль, выделяет части в тексте-рассуждении, записывает текст по частям.

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Узнаёт предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употребляет предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно пишет предлоги со словами.

Редактирует текст; восстанавливает деформированный повествовательный текст.

Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Пользуется толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов.    

Находит полезную информацию в словарях, придумывает собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвует в презентации подготовленных заданий.

Диктант – 1;

Проверочная работа – 4;

Списывание;

8

Повторение

16

Контрольная работа в форме теста;

Контрольное списывание;

Итого:

170 часов


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательных отношений.

1. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011

2. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. Ш67 В 2ч. Ч.1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2011

3. 2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 2 класс.  В 2 ч.  Ч. 1.

Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 2 класс.  В 2 ч.  Ч. 2.

Рабочие тетради  (Русский язык).

1. Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.  В 2 ч.  Ч. 1.

2. Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.  В 2 ч.  Ч. 2.

Библиографический список для учителя:

  1. Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.-М.: ВАКО, 2013. – 368с.
  2. Крылова О.Н. Контр. работы по Русскому языку 2кл (комплект в 2-х ч.) (к учеб. Канакиной В.П., Горецкого В.Г. ФГОС) (5-е изд.) (Экзамен, 2014), Обл, c.144.

Материально-технические средства:

•  Интерактивная доска.

•  Проектор.

•  Компьютерная техника.

Календарно – тематическое планирование по русскому языку, составленное с учётом календарного учебного графика

на текущий учебный год

№ п/п

Изучаемый раздел.  Тема учебного материала

Количест-во часов

Дата проведения

Дата план

Дата факт

                                                                             Наша речь 3ч.

Знакомство с учебником.

Какая бывает речь?                                             

1

1. 09

1

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

2.09

2

Как отличить диалог от монолога?

1

3.09

3

Текст 4ч.

Что такое текст?

1

4.09

1

Что такое тема и главная мысль текста?

1

7.09

2

Какие части можно выделить в тексте7

1

8.09

3

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

1

9.09

4

                                                       Предложение 12 ч.

Что такое предложение?

1

10.09

1

Знаки препинания в конце предложения.

1

11.09

2

 Как из слов составить предложение?

1

14.09

3

Входная контрольная работа.

1

15.09

4

Что такое главные члены предложения?

1

16.09

5

Что такое второстепенные члены предложения?                                     

1

17.09

6

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

18.09

7

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

21.09

8

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

1

22.09

9

Как установить связь слов  в предложении?

1

23.09

10

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине «Золотая осень» И.С.Остроухова.

1

24.09

11

Анализ сочинений. Проверь себя.                        

1

25.09

12

               Слова, слова, слова…18ч.

Что такое лексическое значение слова?

1

28.09

1

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

29.09

2

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?                       

1

30.09

3

Развитие речи. Работа с толковыми и орфографическими словарями.

1

1.10

4

Что такое синонимы?

1

2.10

5

Что такое антонимы?

1

5.10

6

Работа со словарями синонимов и антонимов.

1

6.10

7

 Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

1

7.10

8

Что такое родственные слова?                                 

1

8.10

9

Что такое родственные слова?                                 

1

9.10

10

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

12.10

11

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

13.10

12

Какие бывают слоги?

1

14.10

13

Как определить ударный слог?

15.10

14

Как переносить слова с одной строки на другую?

1

16.10

15

Как переносить слова с одной строки на другую?

1

19.10

16

Обучающее сочинение по серии картинок.                               

1

20.10

17

Проверочная работа в тестовой форме по теме «Слова..»

1

21.10

18

Звуки и буквы 59ч.

Как различать звуки и буквы?

1

22.10

1

Как мы используем алфавит?

1

23.10

2

Как мы используем алфавит?

1

26.10

3

 Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

27.10

4

Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

1

28.10

5

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

29.10

6

Развитие речи. Работа с текстом.

1

30.10

7

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.   

                                                         2четверть

1

9.11

8

Правописание слов с безударными гласными звуками в корне.

1

10.11

9

Правописание слов с безударными гласными звуками в корне.

1

11.11

10

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1

12.11

11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

13.11

12

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

16.11

13

Развитие речи. Обучающее сочинение.

1

17.11

14

Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?

1

18.11

15

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

19.11

16

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

20.11

17

Слова с удвоенными согласными

1

23.11

18

 Развитие речи. Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси».

1

24.11

19

Наши проекты. И в шутку и в серьёз.

1

25.11

20

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

26.11

21

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

27.11

22

Для чего служит мягкий знак (ь) ?

1

30.11

23

Правописание  слов с мягким знаком (ь) в конце и середине слова перед согласными. 

1

1.12

24

Правописание  слов с мягким знаком (ь) в конце и середине слова перед согласными. 

1

2.12

25

Диктант  по теме «Звуки и буквы».

1

3.12

26

Работа над ошибками.

1

4.12

27

Наши проекты. Пишем письмо.

1

7.12

28

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

8.12

29

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

1

9.12

30

Закрепление знаний.

1

10.12

31

Наши проекты. Рифма.

1

11.12

32

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ –ЩУ.

1

14.12

33

Диктант  по теме «Твёрдые и мягкие согласные».

1

15.12

34

Анализ диктанта. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

1

16.12

35

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

1

17.12

36

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

18.12

37

Как отличить звонкие согласные от глухих?

1

21.12

38

Как отличить звонкие согласные от глухих?

1

22.12

39

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

1

23.12

 40

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

24.12

41

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

25.12

42

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

                                                                                3 четверть

1

28.12

43

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова .

1

29.12

44

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

11.01

45

Подготовительный диктант.

1

12.01

46

Диктант по теме «Парные согласные».

1

13.01

47

Работа над ошибками . Обобщение изученного материала.               

1

14.01

48

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

15.01

49

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

18.01

50

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

19.01

51

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

20.01

52

 Контрольное списывание по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».     

1

21.01

53

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

1

22.01

54

Проверка знаний в тестовой форме.

1

25.01

55

Обобщение изученного материала.

1

26.01

56

Обобщение изученного материала.

1

27.01

57

Обучающее сочинение  на тему «Описание животного».

1

28.01

58

Работа над ошибками.       

1

29.01

59

Части речи (58)

Общее представление о частях речи.

1

1.02

1

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

1

2.02

2

Общее представление об имени существительном как части речи             

1

3.02

3

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

1

4.02

4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные .

1

5.02

5

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

8.02

6

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1

9.02

7

Собственные и нарицательные имена существительные .

Правописание собственных имён существительных.

1

10.02

8

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

1

11.02

9

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

1

12.02

10

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).

1

15.02

11

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

1

16.02

12

Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные,    употребляющиеся    только в одном числе (ножницы, молоко).        

1

17.02

13

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе.

1

18.02

14

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

1

19.02

15

Списывание.

1

22.02

16

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста.

1

24.02

17

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Восстановление деформированных предложений и текста.

1

25.02

18

 Обобщение знаний об имени существительном Проверочная работа по теме «Имя существительное» .

1

26.02

19

Глагол  как  часть   речи   и   его употребление в речи (общее представление).

1

29.02

20

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.

1

1.03

21

 Развитие речи.Составление рассказа по репродукции картины. художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам.

1

2.03

22

Число глагола. Изменение глагола по числам.

1

3.03

23

Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи.

1

4.03

24

Правописание частицы не с глаголом.

1

9.03

25

 Обобщение знаний о глаголе .                

1

10.03

26

 Диктант по теме «Глагол».

1

11.03

27

Работа над ошибками. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

14.03

28

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

1

15.03

29

 Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.               

1

16.03

30

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

1

17.03

31

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.

1

18.03

32

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.

1

21.03

33

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению.

1

22.03

34

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

     

1

23.03

35

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

1

24.03

36

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм,  как кофе, мышь,  фамилия, шампунь и др.

                                                                        4 четверть

1

25.03

37

Понятие о тексте-описании .Роль имён прилагательных в тексте-описании.

1

4.04

38

Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1

5.04

39

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).        

1

6.04

40

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

7.04

41

Обобщение знаний об имени прилагательном 

1

8.04

42

Проверочная работа  «Проверь себя».

1

11.04

43

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

1

12.04

44

Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи.     

1

13.04

45

Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.

1

14.04

46

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

1

15.04

47

Развитие речи. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно.

1

18.04

48

Проверочная работа  «Проверь себя».

1

19.04

49

Предлог как часть речи. Ознакомление  с  наиболее  употребительными предлогами. 

1

20.04

50

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи.

1

21.04

51

Правописание предлогов с именами существительными.

1

22.04

52

Упражнения в употреблении и написании предлогов.

1

25.04

53

Развитие речи. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок».

1

26.04

54

Что такое местоимение?

1

27.04

55

152

Что такое местоимение? Проверочная работа.

28.04

56

     153

Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи.

1

29.04

57

    154

Наши проекты. В словари за частями речи!

1

3.05

58

Повторение 16ч.

4.05

       155

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа.

1

1

      156

Предложение. Знаки препинания в конце предложений.

1

5.05

2

      157

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении.

1

6.05

3

      158

Итоговая контрольная работа (по материалам ЦОКО). 

1

10.05

4

       159

Работа над ошибками. Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении.

1

11.05

5

      160

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

1

12.05

6

      161

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи.

1

13.05

7

      162

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

1

16.05

8

       163

Контрольное списывание текста. 

1

17.05

9

       164

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

1

18.05

10

       165

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

1

19.05

11

       166

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов.

1

     20.05

12

       167

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

1

23.05

13

       168

Упражнения в применении изученных правил правописания.

1

24.05

14

       169

Упражнения в применении изученных правил правописания.

1

25.05

15

       170

Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.

1

26.05

16

Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы

1. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru

2. Газета «1 сентября» www.1september.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru

4. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru

5. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school

6. Каталог учебных изданий, электронного  оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru

7. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru

8. Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php

9. МОиН  РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443

10. Музыкальная коллекция Российского  общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru

11. Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru

12. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru

13. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

14. Презентации  уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193

15. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

16. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

17. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru

18. Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru

19. Сайт «Я иду на урок русского  языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru

20. Сеть творческих учителей www.it-n.ru

21. Учительская газета www.ug.ru

22. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru

23. Учитель-национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info

24. Федеральный портал  «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

25. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

26. Школьный портал http://www.portalschool.ru

27. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...