Словарная работа
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Карточки и формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4094.5 КБ

Предварительный просмотр:

Минский городской государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров образования

Отдел начального образования

Составитель - Лагун Наталья Евгеньевна, методист отдела начального образования

 

Словарная работа на уроках русского языка

в начальной школе

Со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся начальной школы встречаются практически на каждом уроке. Число  таких слов с каждой страницей учебника по русскому языку, чтению, математике и другим  школьным дисциплинам  все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительную цифру – более 500 единиц.

Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность работы:

  • активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
  • обучающий характер учебной деятельности;
  • регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.              

       Несомненно, у каждого учителя есть свой арсенал приемов словарной работы.  Предлагаемая подборка игр со словарными словами поможет школьникам прочнее усвоить данные слова. Игра особенно необходима в 1- 2 классах, ее нужно построить так, чтобы использовать наглядность, способствующую формированию ОРФОГРАФИЧЕСКОГО навыка. 

Игра «Цепочка слов»

 Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов.  Предложивший слово комментирует его.

 Например: береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.

Игра  « Из каких слов выпали гласные?»

Д…Р…ВН…                         П…РТР…Т

М…Л…Т…К                        С…Л…М…

К…НЬК…                             Т…Л…Ф…Н

Игра  «Догадайся, что за слово?»

…О…О (НА)

…О…О (КА)

…О…О (КО)

…О…О (ВА)

…О…О (МА)

Игра «Угадай слово»

 Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают полностью слово:  го(род), го(рох), го(ризонт) и т.д.

И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

           Слова спокойно жили в книжке,

           Но книжку вдруг погрызли мышки.

           От слов начала откусили,

           Из книжки в норку утащили.

Ребята, помогите восстановить слова: …суда, …реза, …сква  и   т. д.

Игра «Волшебные домики»

Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами:

Лаг..рь           т…традь

К…стер         с…рень

Р…бина         св…бода

Ул…ца           с…бака.

Под  каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные  буквы. Нужно  открыть шторки, взять букву и вставить ее на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.

Игра «Собери слово»

Из записанных на доске слогов необходимо собрать слова и записать их.

Пус, ка, та;   роз, мо;   же, ин, нер;   тор, трак  и  т. д.

Игра «Кто быстрее?»

а) За 3-4 минуты нужно вспомнить и правильно записать словарные слова на заданную тему: «Одежда», «Птицы», «Овощи» и т. д.

Побеждает тот, кто больше, быстрее и правильнее запишет слов.

б) На данную букву записать по памяти словарные слова в алфавитном порядке.

в) Кто больше и быстрее  составит  словарных слов  из букв, записанных на доске.

л, е, ь, с, и, а, я, р, г, о, т.

Игра «Расшифруй слова»

Замени цифры буквами алфавита и прочитай слово.

2  10  13  6  20                         26  16  22  7  18

    (билет)                                      ( шофер)

  1.  2  13  16  12  16

(яблоко)

                                                               

Игра «Ступеньки»

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше:

Берег

Гореть

Агроном

И т. д.

Игра «Замени одним словом»

  • Надпись на конверте  с указанием места назначения и получателя. (Адрес)
  •   Седьмой день недели. (Воскресенье)
  • Самое любимое время в течение учебного года. (Каникулы) 
  • Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (Пассажир)
  • Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (Автомобиль)
  •   Таблица или книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь)
  • Единица веса, 1000 граммов.  (Килограмм)
  • Здание с  прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции. (Вокзал)
  • Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (Директор)
  • Помещение, приспособленное для перевозки пассажиров и грузов преимущественно по рельсовым путям. (Вагон)
  • Крупное морское судно.  (Корабль)
  • Душистый, приятный запах. (Аромат)
  • Вещи пассажиров, упакованные для перевозки их поездом, пароходом и т. д. (Багаж)
  • Искусственный водоем, сооруженный для плавания, декоративных целей. (Бассейн)

Игра «Мы рифмуем»

Учитель читает последний слог слова, которое нужно зарифмовать.

Билль – билль – билль – быстро мчит  АВТОМОБИЛЬ.

Лет – лет – лет – я купил себе БИЛЕТ.

Гаж – гаж – гаж – сдали в камеру БАГАЖ.

Бей- бей – бей – скачет шустрый ВОРОБЕЙ.

Гон – гон – гон – мы  нашли свой ВАГОН.

Зал – зал – зал – поезд прибыл на ВОКЗАЛ.

Рой – рой – рой – победил врага ГЕРОЙ.

Рох – рох – рох – к небу тянется ГОРОХ.

Вод – вод – вод – шагает папа на ЗАВОД.

Нер – нер – нер – мой папа – ИНЖЕНЕР.

Даш – даш – даш – у меня есть  КАРАНДАШ.

Тив – тив – тив – у нас дружный КОЛЛЕКТИВ.

Вать – вать – вать – спать ложимся на КРОВАТЬ.

Рабль – рабль – рабль – по морю плывет КОРАБЛЬ.

Пот – пот – пот – мама варит КОМПОТ.

Метр – метр – метр – до деревни КИЛОМЕТР.

Грамм – грамм – грамм – груш купили КИЛОГРАММ.

Ведь – ведь – ведь – в берлоге спит  МЕДВЕДЬ.

Ко – ко – ко – дает корова МОЛОКО.

Роз – роз – роз – щиплет щеки МОРОЗ.

Зин – зин – зин – мы зашли в МАГАЗИН.

Ро – ро – ро – мы катались в МЕТРО.

Ток – ток – ток – нам нужен МОЛОТОК.

Ковь – ковь – ковь – всем полезно есть МОРКОВЬ.

Род – род – род – пропололи ОГОРОД.

Рец – рец – рец – ешь соленый ОГУРЕЦ.

То – то – то – купили зимнее ПАЛЬТО.

Нал – нал – нал – я достал свой ПЕНАЛ.

Ток – ток – ток – Лена вышила ПЛАТОК.

Дор – дор – дор – очень вкусный ПОМИДОР.

Жир – жир – жир – в вагоне дремлет ПАССАЖИР.

Радь – радь – радь – купили новую ТЕТРАДЬ.

Пор – пор – пор – во дворе  лежит ТОПОР.

Вай – вай – вай – едет новенький ТРАМВАЙ.

Фон – фон – фон – зазвонил ТЕЛЕФОН.

Ник – ник – ник – отвечает УЧЕНИК.

Игра «Кто самый внимательный?»

а) Петя с вечера собирается в школу. Что он положит в свой портфель?

Запиши только словарные слова.  (Тетрадь, пенал, карандаш, завтрак).

б) Таня пошла в огород   за овощами  для борща. Что она принесет?

  ( Картофель, капуста, морковь, помидор).

в) Выпишите только те слова, которые являются словарными:

Суббота, спасибо,  трава,  сапожник, здравствуйте, льдинка, солома, одежда, молоток, сапоги, росинка.

Подчеркните однокоренные слова, выделите корень.

Игра «Допиши слова»

Слова записываются в столбик.

Задание: допишите однокоренные прилагательные, однокоренные слова, фамилии.

КОРОВА – (коровья, коровушка, Коровин).

МОРОЗ –  (морозный, морозец, Морозов).

РЯБИНА – (рябиновая,  рябинушка, рябинка, Рябинин).

 

Игра «Кто больше запомнит слов»

         На доске 8-10 слов с непроверяемым написанием. Читаем хором орфографически  вслух,  затем дети читают самостоятельно. Слова закрываются, дети записывают в тетрадях как можно больше слов. Затем написание слов проверяется по записям на доске. Выигрывает тот, кто больше записал слов и без ошибок.

 

Игра «Какое слово пропало?»

        На доске записаны слова, затем дети внимательно читают. Запоминают. По команде дети закрывают глаза, а учитель закрывает одно из слов. Какое слово пропало? Запишите. И так до последнего слова. Побеждает тот, кто без ошибок записал все слова.

Игра «Хвостоглав»

Перед тобою в столбике слова,

Хвост одного – другому голова.

Слова сумейте точно прочитать,

А словарные слова – записать.

Например:

Газетара (газета, тара).

Нотарелка (нота, тарелка).

Дереворона (дерево, ворона).

Игра «Распутай слова»

Вот так горе, вот беда!

Как запутались слова.

Все они из трех слогов.

Кто помочь словам готов? 

Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба   (береза, карандаш, молоко, собака).

Игра «Шифровка»

        Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.

Например:

З – завод

А – адрес

В – вдруг

Т – товарищ

Р – расстояние

А – автобус.

 Разумеется, чтобы предложить такую работу детям, нужно сначала проверить, на все ли буквы дети смогут подобрать словарные слова.

Игра «Составь слово»

На доске записаны слова.

Задание: из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, которое нужно записать  в тетрадь.

Машина, лисица, народ. (Малина)

Ветер, семя, лопата.        (Весело)

Колос, рота, ваза.            ( Корова)

- На какие вопросы отвечают слова? Что обозначают? Подберите однокоренные слова.

Игра «Полсловечка  за тобой»

        Один ученик диктует первый слог слова с непроверяемым написанием. Сосед должен закончить слово, диктуя другую половину. Тот, кто замешкался, выбывает из игры. Записывают 6-8 слов.

Игра «Помоги медвежонку»

На доске - плачущий  медвежонок.  Рядом  разбросаны листья клена, березы, дуба и др. растений (3-4 разновидности). На каждом листе – слоги. Из листьев одного вида можно составить слово с непроверяемым написанием.

Учитель вводит детей в игру: «Дети, кто  тут плачет? Да это медвежонок! Что случилось? Дети, оказывается, озорник ветер разбросал все слова, которые медвежонок составил по заданию своего учителя. Давайте поможем малышу!»

        Дети составляют слова (3-4), а чтобы ветер опять не нашалил, слова записывают в свои  тетрадки.

Пока учащиеся работают, учитель  меняет рисунок плачущего медвежонка на веселого и обращает внимание детей на то, каким веселым стал медвежонок и как хорошо помочь кому-либо.

Игра «Помоги найти домик»

 На классной доске нарисованы два домика (или прикреплены  соответствующие  картинки). На одном записано слово РАСТЕНИЯ, а на другом – ЖИВОТНЫЕ.

Учитель предлагает детям помочь разыскать  свои домики (показывает картинки) СОРОКЕ, АПЕЛЬСИНУ, ВОРОНЕ, ЛИСИЦЕ, ОСИНЕ, ПОМИДОРУ.   Дети записывают слова в два столбика, затем написание слов проверяется, ставится знак ударения, подчеркивается гласная буква.

Если в домиках сделать прорези, то можно вставлять другие названия домиков, например: кто? – что?; о – а ;  2 слога – 3 слога и т. д.

Игра «Ответственный»

Один-два раза в месяц можно проводить  эту игру, при этом следует иметь в виду, что слова должны подбираться только по темам, уже изученным в этом классе. Игра проводится таким образом: от каждого ряда назначается ответственный. Он выходит к доске и записывает столбиком слова с непроверяемыми написаниями (6-8 слов) по предложенной теме.

Например:

1-й ряд – «Овощи»        2- й ряд – «Школа»         3-й ряд – «Животные»

        капуста     портфель                          лисица

                  картофель                         тетрадь                                  медведь

                    …                                     …                                           …

Записывая слова, дети ставят в них знак ударения, подчеркивают  гласную, которую надо запомнить. Все остальные учащиеся записывают эти слова в тетради. После того  как ответственные запишут все слова на доске, начинается проверка их написания. Если в слове допущена ошибка, то дети хлопают в ладоши. Это  заставляет допустившего ошибку подумать над правильностью написания слова. Бывает и так, что допустивший ошибку не может ее найти, тогда из соответствующего ряда вызывается помощник, который исправляет допущенную ошибку. Выигрывает тот ряд, чей ответственный не допустил ни одной ошибки в словах.  Дети любят такой вид работы и проявляют к нему большой интерес. Все учащиеся хотят быть «ответственными», стараются быть внимательными, чтобы написать все слова без ошибок и принести победу своему ряду.

Благодаря использованию вышеперечисленных игровых приемов правильный орфографический образ слова запечатлеется в сознании ребенка в разных видах памяти:

  • ЗРИТЕЛЬНОЙ;
  • СЛУХОВОЙ;
  • АРТИКУЛЯЦИОННОЙ;
  • ДВИГАТЕЛЬНОЙ.

У детей развивается любознательность, повышается интерес к слову, воспитывается любовь к русскому языку.

                   

                           

Памятка для учителя

«Как работать со словарными словами»

  1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на доске.
  2. Выяснить, понятен ли смысл слова учащимся.
  3. Дать установку на запоминание.
  4. Отметить буквы, которые могут вызвать затруднения при написании.
  5. Записать слово печатными буквами.
  6. Предложить учащимся сделать рисунки вместо «трудных» букв, опираясь на смысл слова. (Готовые рисунки желающие могут продемонстрировать всему классу).

ПОМНИТЕ!

Рисунки следует делать только вместо тех букв, которые вызывают затруднения при написании, иначе произойдет «нагромождение» образов.

Изображение обязательно должно соответствовать смыслу слова.

Прием рисования образов букв увлекателен и полезен: он позволяет не только запомнить словарные слова, но и развить воображение, учит нестандартно мыслить, изобретать, эмоционально воспринимать слово и видеть в нем необычное, придает учащимся уверенность в том, что они способны запомнить материал любой степени сложности.  

Условия, способствующие успешному запоминанию:

  1. Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
  2. Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
  3. Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
  4. Образность  запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

При изучении словарных слов необходимо использовать  различные приемы и методы:

  • метод языкового анализа, который включает приемы звуко-буквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания;
  • приемы зрительного запоминания - зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт,  выделение орфограмм цветным мелом на доске, чернилами, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов;
  • метод сопоставления математических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь, собака – во всех словах присутствует буква «о»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы; метод противопоставления – ученик- учитель и т. д.;
  • прием сопоставления зрительного и слухового образов (состава) слов: различные виды слуховых диктантов;
  • составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д.;
  • составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;
  • занимательные формы работы - включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют); составление стихотворений, юморесок, загадок, отгадывание загадок, проведение конкурсов, викторин.

При работе в классе на четырех этапах урока можно использовать следующие виды работ:

I этап – проверка домашнего задания. Некоторые ученики работают у доски. В заданиях есть изученные ранее словарные слова. За партами 3-4 ученика работают с карточками и перфокартами. В перфокартах  необходимо вставить буквы, слова, подобрать родственные слова. На карточках, которые сделаны из цветного картона, изображены предметные картинки. Дети записывают их названия (это заранее изученные словарные слова) на листок или в тетрадь. Задания,  которые выполнялись учениками за партами, проверяет учитель. Задания у работающих  у доски проверяют ученики.

II этап – чистописание – проводится ежеурочно (кроме контрольных работ). Ученики прописывают предложенные учителем буквы, элементы букв и их соединения. Затем дается задание: записать словарные слова с сочетанием

оро- орока, ворона, воробей, скоро, горох, город), записать словарные слова, в которых есть две буквы  «д» ( однажды, одежда), записать наречия, которые заканчиваются буквой «а» (слева, справа, издалека) и т. д.

III этап – словарная работа.  Для заучивания даются слова по алфавитному списку, данные в учебнике. На первом уроке дети выписывают  себе в тетрадь, а учитель на доску из словаря группу слов (например, на буквы «а» и «б»), ставят ударение, выделяют буквы для запоминания. Слова делятся так, чтобы их хватило для заучивания на три четверти, в четвертой идет закрепление всех изученных слов. Каждая группа слов заучивается  на протяжении двух недель.

        На втором уроке, после записи слов в тетради и  заучивания дома, желающие записывают выученные слова на доске под диктовку учителя. Плохая отметка не ставится. Дети пишут слова в тетрадь и проверяют правильность записанного на  доске. Предлагаются задания: поставить ударение, поделить слова на слоги, поделить слова для переноса, подчеркнуть гласные, согласные, твердые согласные, мягкие согласные.

        В начале учебного года все слова, которые надо запомнить, делятся на группы по темам:

«Космос», «Огород», «Школа», «Одежда», «Квартира», «Животные», «Птицы».

Из общей группы слов выделяются слова с сочетаниями на  -оро-, -оло-:

Корова              ворота          огород

Молоко             сорока          город

Ворона              дорога          хороший

Воробей            мороз           соловей.

                           горох

        В следующую группу выделяются слова, в которых встречается буква «я»: заяц, месяц, язык.

  Группа слов с двойными согласными:         

  класс, суббота, русский, белорусский, пассажир, аппетит.

        Отдельные группы слов с безударными  «и», «е», «а».

  Слова изучаются в произвольном порядке, многие приурочиваются к определенным темам.

                                     

ЛИТЕРАТУРА

  1. Замирова, Л. А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе. - Минск: ООО Сэр-Вит, 2001.
  2. Иванова, В. А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя. – М., 1997.
  3. Козлова, Г. А. Работа со словарными словами в начальной школе. –Мозырь: ООО «Белый Ветер», 2005.
  4. Росланова, О. В. Русский язык. Работа со словарными словами. - М., 1999.
  5. Синицына, Е. И. Игры и упражнения со словами. - М., 1998.
  6. Сухин, И. Г. Занимательные материалы. - М.: ВАКО, 2004.
  7. Ярославцева, С. В. Работа над словарными словами в начальной школе.-    М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.

        Журнал «Начальная школа: плюс-минус» №2, №3, №5- 2001г., №4-8 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа ppt

Иллюстративный материал к игре "Соберем букет" можно использовать на уроке русского языка в начальной школе. Учитель дает поочередно подсказки-толкования слов, их этимологию.Ученики строят предположен...

Тренажер. Словарная работа. Группа "Квартира"

Ресурс создан для отработки навыков правописания слов непроверяемыми безударными гласными. Создана возможность выбора правописания. В случае неправильного выбора буквы дается  возможность вспомни...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...