Нетрадиционные методы и приёмы словарной работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания словарных слов
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Федотова Анастасия Владимировна

Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Федотова А.В.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 13 Им. П.А.Леонова

г. Южно - Сахалинска

Выступление на тему:

" Нетрадиционные методы и приёмы словарной работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания словарных слов"

         Проблема: Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным? Для этого при обучении старалась создать в педагогическом процессе такие условия ..., которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо - ученик.

Актуальность: Выбранная мною тема актуальна, поскольку:

  1. Проблема правописания словарных слов возникает у учащихся всех возрастов.
  2. Но не у всех учащихся отмечалась мотивация к изучению словарных слов.

Возникла проблема: Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным?

             Это – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

Исходя из возникшей проблемы, целью и задачами являются.

Цель: Использование нетрадиционных методов, приёмов и форм словарной работы на уроках русского языка.

Задачи: сформировать умение обнаруживать ошибкоопасные места и осуществлять их проверку, применяя нетрадиционные методы и приёмы; расширить словарный запас младших школьников; развивать у учащихся познавательную активность, творческое мышление, самостоятельность, интеллектуальность, а также коммуникативные умения (при работе в паре, группе); повысить мотивацию к изучению словарных слов, к их безошибочному написанию;

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ * Опора на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку; * Активная роль учащихся; * Использование различных приёмов; * Систематичность.

            Для этого при обучении я старалась  создать в педагогическом процессе такие условия …, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, ведь роль учителя состоит  в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности,  где главное действующее лицо – ученик.

           Работая над этой темой, я пришла к выводу, что на уроке словарная работа может быть проведена на любом этапе урока:

            В начале урока цель этапа: проверка домашнего задания. Ознакомительный цель этапа: объяснение нового материала В конце урока цель этапа: отработка навыков работы 

          В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приёмы работы:

  1. Чтение слова ребёнком;
  2. Объяснение значения слова
    (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем)
  3. Орфографическая работа над словом:
    - постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
    - звукобуквенный анализ слова;
    - деление слова на слоги и на слоги для переноса.
  4. Заучивание правописания данного слова:
    - подбор однокоренных слов;
    - составление словосочетания, предложения с этим словом;
    - подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом
  5. Заучивание правописания данного слова:
    - подбор однокоренных слов;
    - составление словосочетания, предложения с этим словом;

    - подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом
  6. Составление рассказа из группы словарных слов
    (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Составь предложение со словарным словом (словами).
  8. Комментатор 
    (вставь пропущенную орфограмму, объясни).
    Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Важно научить детей классифицировать орфограммы. 
  9. «Немой» словарик.
    Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают, комментируя.
  10.  «Толковый» словарь.
    Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение.
    Дети угадывают и записывают с проговариванием.
  11. «Этимологический» словарик.
    Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
  12. «Картинный» словарь.
  13. «Мнемонический» словарик. 
    Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. 
    Например:  УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
  14. Схемы - угадайки.
    На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. 
    ___О___О___  (воробей, молоко..)
    _______ЛЛ__ (коллектив, коллекция…)
  15. «Копилка - минутка.
    На доске записана группа словарных слов. . Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.
  16. «Лишнее слово».    
  17. Буквы – липучки (магниты).
    Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. 
  18. «Шифровки».
  19. «Недостающие пазлы»
    По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием: вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
  20. «Тематическое меню»

Очень часто в рамках определённой темы работают со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова. К ним предлагаются разные задания:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам (в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – М
АШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р_БОТА – Р
АБОТАТЬ и т. д.

  1. «Загадки – шутки  (игры)».
    1. В каких словарных словах спрятались ноты? (П
    ОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
    2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
    3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
    Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания.
  2. Запись слов по алфавиту.
  3. Выборочный диктант
    Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.
  4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам
  5. Выбрать слова.

    Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:
     к…пуста, м..л..ко, с..рень, уч..ник, в..р..бей.
  6. Подобрать слова:

    Подбери слова к данным схемам (схемы состава слова)
  7. Выпиши из словаря.
    Выпишите из словаря по 3 слова
    1-го склонения, 2-го склонения,
    3-го склонения.
  8. Сочинение по опорным словам

    Предлагается записать сочинение по определенной теме используя опорные слова с непроверяемыми орфограммами.

          Мне хочется поделиться своим опытом, как повысить уровень качества знаний у учащихся при написании словарных диктантов.

        На протяжении шести лет я работаю по своей методике. Она заключается в следующем: при изучении словарных слов, я каждый урок провожу словарный диктант и проверку осуществляю следующим образом. В понедельник тетради на проверку сдаёт 1-ый ряд, во вторник второй ряд и дети с первого ряда только те, кто получил «2» и «3», в среду сдаёт 3-ий ряд и дети, которые получили «2» и «3» соответственно. Итак я работаю несколько недель, пока не отработаем старые и новые словарные слова. Плюс в этом: 1) накопляемость оценок; 2) даю детям возможность исправить оценки, т.е. «2» я не ставлю, пока не получит положительную оценку.

Например:

I четверть словарный диктант:                                    II четверть:

КЗ - 52%,        УО - 83%                                                   КЗ – 81%   УО – 88%

Из результатов видно, что моя методика работает.

            Аналогичную работу я провожу и на уроках математики, когда идут темы «Сложение и вычитание в пределах 10, 20», «Умножение и деление». «Нахождение P и S» В начале урока провожу математический диктант и отрабатываю устные навыки сложения, вычитания, умножения и деления. И также собираю тетради по рядам. Если на начало первой четверти больше половины детей не знали таблицу умножения, то к концу 3-ей четверти они знают таблицу почти все.

               

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2

Хочу представить Вашему вниманию опыт работы по теме

"Нетрадиционные методы и приемы словарной работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания словарных слов на уроках русского языка в начальной школе".

Слайд 3

Актуальность: Выбранная мною тема актуальна, поскольку:

  1. Проблема правописания словарных слов возникает у учащихся всех возрастов.
  2. Но не у всех учащихся отмечалась мотивация к изучению словарных слов.

Слайд 4

Возникла проблема: Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным?

Гипотеза: Словарная работа пройдёт более эффективно, если в её основе лежит интеграция нетрадиционных и традиционных методов и приёмов.

 

Слайд 5

Это – задача сложная и трудоемкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

Слайд 6

Исходя из возникшей проблемы, целью и задачами являются.

Цель: Использование нетрадиционных методов, приёмов и форм словарной работы на уроках русского языка.

Слайд 7

Для этого при обучении я старалась  создать в педагогическом процессе такие условия …, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, ведь роль учителя состоит  в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности,  где главное действующее лицо – ученик.

Слайд 8

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что на уроке словарная работа может быть проведена на любом этапе урока:

Слайд 9

В своей работе при обучении письму словарных слов применяю следующие методы и приёмы работы:

Слайд 10

I. Метод этимологического анализа

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым, повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний является этимологический анализ, или этимологическая справка.   В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным. Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного трудного слова.

Ознакомительная работа со словарным словом строится в следующем порядке: Например:

Словарное слово: петух

Происхождение: от слова петь с помощью суффикса -ух

Гласный: Е – в слове “петь” под ударением

Словарное слово: Малина - малый, ягода, состоящая из многих ягод - зернышек.

«Линейка» - производное от слова «линия», заимствованного через немецкий из латинского языка. «Линейка» буквально означает «инструмент для проведения линии».  (Это прозрачная этимология).

Слайд 11

Есть слова с затемненной этимологией: солдат - от слова «сольдо» названия итальянской монеты, обозначающей военнослужащего.

Огурец - от греческого «огур»- неспелый, корова – от древне русского «кор» - рогатая. В данном случае опора на запоминание подразумевает созвучность словарного слова и слова, от которого оно произошло. Использование этимологического анализа ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарная работа становится более эффективной.

 

Слайд 12

Приём «Яркого» ассоциативного образа

Так же я использую метод ассоциаций, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом. К таким приёмам можно отнести замену сомнительной буквы рисунком сходным с изображением буквы и близким к лексическому значению слова,

https://mega-talant.com/uploads/files/263526/86193/91267_html/images/var-www-mega-talant-com-web-uploads-files-263526-86193-1-doc.001.png         Описание: DSC01625

Слайд 13

либо создать ассоциативную цепочку, которая позволит ребёнку запомнить орфограмму и правильно написать её.

Методика создания ассоциативной цепочки:

Словарное слово

Ассоциативный образ (признак)

берёза – по цвету  

           берёза – кудрявая

БЕлая

нужен грЕбень – чтобы расчесать по форме, как буква Е

          результат:

бЕреза – бЕлая - гребень (Е)

 

Слайд 14

Метод зрительных ассоциаций

   Б

БЕРЁЗА                          

  Л

  А

  Я

https://mega-talant.com/uploads/files/263526/86193/91267_html/images/var-www-mega-talant-com-web-uploads-files-263526-86193-1-doc.003.png

 

З https://mega-talant.com/uploads/files/263526/86193/91267_html/images/var-www-mega-talant-com-web-uploads-files-263526-86193-1-doc.004.pngвод

  Т

  Р

  У

  Б

ЗАВОД

 Ценность данного приёма работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь.

Слайд 15

Метод фонетических ассоциаций

Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении:

  • СТАДИОН (стАдо дИких слонов играет на стАдИоне)
  • КОСтя пришёл в КОСтюме.
  • ПАпа носит ПАльто.

Слайд 16

Метод графических ассоциаций. Приём «эйдетики»

      Суть этого метода в том, чтобы запомнить непроверяемую букву её нужно "оживить", создать её "образ" в конкретном слове, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.  Эта методика – источник творчества.

Слайд 17

Проблемы формирования навыка правописания непроверяемых орфограмм может эффективно решаться при использовании мнемонических приёмов.

Слайд 18

 

 

 

 

 

 

 

 

   з
к 
Апуста
  я
  ц

 

Словарное слово: капуста

Ассоциативный образ: заяц

Общий признак: назначение, цепь питания (Заяц любит есть капусту.)

Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением

Искусственные ассоциации. Например:

Слайд 19

Буквенно-звуковая мнемоника. Приём: Деления слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв: В слове спряталось другое слово.

 

Ракета – в ракете рак

Ужин – ужи на ужин?

Соловей - соловей поет соло

рабочий - работает, как «раб».

Слайд 20

К  мнемотехнике можно отнести ребусы, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Например:

Ребусы. Словарное слово: Москва

Ассоциативный образ: рисунок моста

Гласный: О – в слове «мост» под ударением

Словарное слово: улица

Ассоциативный образ: рисунок лиц

Гласный: И – в слове «лиц» под ударением

Слайд 21

Методика В.С. Лайло.

Все словарные слова, которые учащиеся должны выучить за год, разделяются на несколько групп в зависимости от «опасного места» — буквы, в написании которой можно ошибиться. Детям предлагается составить из этих слов небольшой связный текст, нарисовать к своему рассказу рисунок и придумать название — опорное слово ко всем словам рассказа, в написании которого невозможно сделать ошибку. Например:

Слова – опоры

1.Читаем изучаемые словарные слова (Девочка, Москва, ягоды, молоко, лопата, урожай) 

2. Находим опасное место — буква «о». 3. Подбираем к ним слово - опору. Например - Оля.

3. На иллюстрацию, изображающую девочку укрепляется буква «о» - это зрительная опора.

   Первый шаг к запоминанию сделан: во всех словах пишется буква «о». Осталось запомнить друзей слова - опоры.

   4.Один  из вариантов объединения слов в одну «связку» - построение незамысловатого сюжета: Рассказ: «Девочка Оля приехала из Москвы на дачу, там она наелась ягод и напилась молока, а потом взяла лопату и помогла убрать урожай».

   На этом  этапе учащимся предлагаю задания, которые способствуют длительному удержанию материалов в сознании и запоминанию слов надолго:

1) Рассказ повторяется несколько раз с разной эмоциональной нагрузкой (весело, грустно, тревожно, с вопросительной интонацией) – запоминанию помогает память на чувства;

2) заученные слова пишутся в воздухе рукой – подключается моторная память (память на движение);

3) запись заученных слов в словарики – на запоминание «работает» зрительная память;

4) запись по памяти словарных слов по опорной картине «Оля»;

Когда написание одной группы слов усвоено, предлагается для заучивания другая группа слов и работа с новыми словами идёт по аналогии.

Слайд 22

Суть приёма «Стихи - запоминалки» в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший.

Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 1-2 раза хором детьми, выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той б/у гласной, написание которой надо запомнить (приём «лупы»). После этого словарные слова записываются в тетрадь. Если их мало, для работы с ней достаточно 1-2 уроков, если много, то и уроков тоже больше – все зависит от уровня развития учащихся.

Слайд 23

Метод рифмовки я применила к спискам словарных слов в начальной школе. Например: …  

 Но прежде чем начинать работать с рифмовками, необходимо добиться от учащихся умения орфографически проговаривать слова.

Слайд 24

IV. Метод проектов создает предпосылки для развития целеустремленности, самостоятельности и тягу к новому. В своём классе я организовала мини-исследование на тему: «Энциклопедия одного слова». Ребята - помощники оформляют свои работы по следующему плану: …..

Такой вид деятельности позволяет дифференцировать работу и активизировать учащихся, развивает их речь, самостоятельность, формирует читательскую культуру, помогает ориентироваться в мире справочной литературы.

Слайд 25

Начиная работу с жанром «загадки», я помогаю детям понять, как она устроена, объясняю, что надо сделать для её разгадывания или сочинения.

Слайд 26

В данном случае приведу пример, основанный на отрицании.

Алгоритм работы:

1. Загадываем предмет.

Пример: апельсин

2. Называем его признаки. (Цвет, форма, вкус и др.)

Пример: жёлтый, круглый, сладкий.

3.Сравниваем с другими предметами, у которых такой же признак.

Вариант учащихся: Жёлтый, но не цыплёнок.

Круглый, но не солнце.

Сладкий, но не мёд.

Слайд 27

«Картинки без запинки» - это приём, который нацелен не только на запоминание словарных слов, но и развитие речи учащихся. Данная работа требует от учителя предварительной подготовки. Определить группу слов, связанных одной темой, и составить предложения, используя эти слова.

  • Назови (учащийся называет предметы, изображённые на рисунке)
  • Соедини (соединяет предметы – слова, связанные по смыслу, образуя при этом предложение)
  • «Оживи» (детям предлагается войти в мир ощущений и включить воображение).
  • Повтори (составленные предложения повторяются и корректируются речевые недочёты).

Слайд 28

Суть приёма «Чепушина» в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают. Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложенияИспользуя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новыми, развиваем кругозор  и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей.

Слайд 29

Методисты: Гордеев Э. В., Дмитрюк М. В. для закрепления правописания трудных слов советуют использовать игры, т.к. именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игру можно построить так, чтобы ведущим началом была наглядность, столь необходимая для формирования орфографического навыка.

Слайд 30

«Путаница» - принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.

 

Слайд 31

«Кроссворд» - содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти

Слайд 32

Игра «Собери слово»

Слайд 33

Игра: «Составь слово»

Слайд 34

Игра: «Узнай слово»

Слайд 35

Система работы прослеживается на всех этапах работы со словарными словами: ….

Чтобы эти этапы усвоения были более эффективны, необходимо использовать разнообразные методы и приёмы работы, как традиционные так и нетрадиционные.

Слайд 36

Результатами этой работы стало: повышение уровня орфографической грамотности учащихся на 12% в сравнении с исходным. Свои показатели улучшили все 16 учеников. Анализ результатов диктанта показал, что общее количество ошибок учащихся уменьшилось в 7 раз.

Слайд 37

Следовательно, результаты контрольных диктантов подтверждают мою гипотезу, что словарная работа на уроках русского языка в начальной школе проходит более эффективно, если в её основе лежит интеграция нетрадиционных и традиционных методов и приёмов.

Слайд 38

На основе личного опыта хочется отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных грамматических упражнений способствует прочному усвоению словарных слов, формирует навыки  грамотного написания слов с непроверяемым написанием.  Я не ставлю точку на этой проблеме,  а ставлю …

Слайд 39

Основная литература

Слайд

40 - 42

Дополнительная литература     Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!                

Слайд 43

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными

В данном материале представлены фрагменты уроков русского языка: «словарная работа с новым словом». При изучении нового слова, для лучшего запоминания его учащимися провожу работу последовательно по с...

« Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников»

Данная разработка выступления знакомит с методами и приёмами профориентационной работы в начальной школе...

Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников

презентация к разработке выступления на тему "Использование методов и приёмов  профориентационной работы в воспитании младших школьников"...

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....

Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями

Создание условия для повышения речевой активности и  изменения мотивационной сферы учащихся с различным речевым недоразвитием....

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с особыми потребностями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....