Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии на тему

Евай Ирина Васильевна

 

Создание условия для повышения речевой активности и  изменения мотивационной сферы учащихся с различным речевым недоразвитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isp-e_netradits-h_metodov.docx218.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                        «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

___________________________________________________________________________________

ул. Комсомольская, 2, г. Надым, ЯНАО, 629730

телефон/факс (3499) 53-73-61, e-mail: sosh1ndm@bk.ru

ОКПО 02118059 ИНН 8903019166  КПП  890301001 р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. Салехард

Использование нетрадиционных методов и приёмов

в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями

(выступление на РМО учителей-логопедов)

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

Тема моего самообразования: Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями.

Цель использования нетрадиционных методов и приёмов: создать условия для повышения речевой активности и  изменения мотивационной сферы учащихся с различным речевым недоразвитием.

Задачи  использования нетрадиционных методов терапии в логопедической работе:

  • восстановление умственной и физической работоспособности;
  • устранение усталости, вялости, астенического синдрома;
  • профилактика и устранение расстройств памяти;
  • восстановление мышечного тонуса.

В соответствии с концепцией системно-деятельностного подхода формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Концепция системно-деятельностного подхода позволяет сформулировать краткое определение современного образования: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития формируется теоретическое мышление и творческие способности.

Логопедическая работа в рамках системно-деятельностного подхода предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

Каждый педагог в условиях федерального государственного образовательного стандарта внедряет системно-деятельностный подход. И это значит, что в обязанность учителя входит не только пополнение знаний учащихся программным материалом. Это в первую очередь помощь в раскрытии творческих возможностей детей, формировании художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта своего народа. Поскольку, народное искусство - это одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения.

Су – джок терапия

В процессе логопедической  работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья учащегося. В своей практической деятельности я применяю такой  нетрадиционный метод,  как су – джок терапия

        Су – джок терапия, последнее достижение восточной медицины.  Это - система соответствия всех органов тела на кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки. Исследования невропатологов показали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

        Наряду с пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, шитьём, плетением из бисера в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Цели использования Су-джок терапии:

  • нормализовать мышечный тонус;
  • опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колей («ёжиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Пальчиковая игра «Черепаха»

 (у детей в руках су-джок)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

«Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают су-джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой».Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)

Никого я не боюсь»

(дети катают су-джок между ладоней)

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают су-джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают су-джок между ладонями)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

— Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо су-джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)

С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо су-джок на средний палец)

С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо су-джок на безымянный палец)

С этим братцем песни пел.

(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)

С учащимися, посещающими логопедический пункт, имеющими творческие способности, в  рамках научно-исследовательской деятельности  занимаемся проектной  работой и декоративно-прикладным творчеством.

На базе школы №1  города Надым мной создан клуба детского творчества "Хаерако".

На занятиях клуба детского творчества "Хаерако" мы занимаемся рукоделием (т.к. делаем поделки своими руками). Таким образом, развиваем речь через мелкую моторику. Также, готовясь к выступлениям с проектами, мы развиваем коммуникативные навыки и грамматически правильную связную речь учащихся.

Данным видом деятельности с учащимися работаю уже четвёртый  год (с 2011 года).

Тематика моих исследовательских работ с учащимися связана с этнокультурным компонентом: культурой, бытом и традициями народов Крайнего Севера.

В моём понимании современный педагог, работающий на севере, это специалист не только владеющий современными технологиями, но и умеющий грамотно строить свою работу посредством этнопедагогики.

Объект исследования – уклад жизни и быт ненецких оленеводов - тундровиков. Выбор этой тематики обусловлен тем, что я живу в национальной ненецкой семье. Поскольку мы живём на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а титульной нацией являются ненцы. Считаю, что все живущие на территории округа должны проявлять интерес к культуре коренного населения и знать элементарные традиции  северных народов.

Цель моей работы: индивидуальное сопровождение творчески одарённого ребёнка при занятии декоративно-прикладным творчеством.        

         

Диагностика детей проводится 2 раза в год с целью динамического наблюдения, посредством диагностики проводится движение на логопедическом пункте.

В течение 2013/2014  учебного года на  логопедический пункт школы по результатам обследования было зачислено всего 63 учащихся с речевым недоразвитием, что составляет 17 % от общего числа учащихся начальной школы (365 учащихся).

В течение 2014/2015  учебного года на  логопедический пункт школы по результатам обследования было зачислено всего 51 учащийся с речевым недоразвитием, что составляет 14 % от общего числа учащихся начальной школы.        

        В течение текущего учебного года в результате коррекционного воздействия нуждающиеся младшие школьники получали логопедическую помощь, улучшили  свои показатели в усвоении навыков  устной и письменной речи.

        

Коррекционно-развивающая деятельность является одним из основных направлений в деятельности учителя-логопеда и позволяет предупредить и устранить отставание в усвоении программного материала по русскому языку. Данная работа проводилась в этом учебном году с учащимися с нарушением речи 1-4 классов.

Результаты успеваемости и качество обученности учащихся

с речевым недоразвитием по результатам срезов итоговых годовых контрольных работ

по русскому языку в  2013/2014 учебном году  и в 2014/2015 учебном  году

Итоги эффективности логопедического воздействия представлены в показателях качества обученности учащихся, зачисленных на логопедический пункт МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов, по срезам итоговых контрольных работ по русскому языку, проведенных в классах школы.

2013/2014 учебный год

2013/2014 учебный год

(2полугодие)

2014/2015 учебный год

(1 полугодие)

2014/2015 учебный год

(2 полугодие)

Динамика

% качества

%успеваемости

% качества

%успеваемости

% качества

%успеваемости

% качества

%успеваемости

Диктант

57%

100%

64%

100%

68%

100%

71%

100%

+

Грамматическое задание

68 %

100%

76%

100%

78%

100%

76%

100%

+

        

Анализ состояния письменной речи учащихся на логопедическом пункте позволяет делать вывод о том, что дети успешно справляются со срезами письма. Проявления орфографических и специфических ошибок на письме  чаще выражены у учащихся в 3- 4 классах, т.к. возрастает объем изучаемого программного материала, неоднозначно повышается его сложность и требования по его усвоению, показатели качества выполнения диктантов стабильны. Динамика качества успеваемости за диктант и выполнение грамматических заданий наблюдается на диаграмме.

Результаты выпуска учащихся с речевыми нарушениями  из логопедического пункта

Учебный год/ количество логопатов

2013/2014 учебный год

I полугодие

2013/2014 учебный год

II полугодие

2014/2015 учебный год

I полугодие

2014/2015 учебный год

II полугодие

Зачислено

на логопедический пункт

45 (100%)

46 (100%)

45 (100%)

45 (100%)

Выпущено

из логопедического пункта

39 (87%)

34 (73%)

11 (24%)

22 (49%)

Экспертная работа

        Проведено предварительное обследование речи выпускников детских садов города, поступающими в первый класс МОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» в период с 1февраля по 4 апреля 2015 года. Было проведено собеседование с 17 детьми. Родителям детей, посещавших субботнюю школу, даны рекомендации.

В 2013/2014 учебном году была дано 29 консультаций для родителей и учителей, в  2014/2015 учебном году - 36 консультаций для родителей и педагогов.

Научно-методическая работа

Результаты участия в конкурсах

2013/2014 учебный год

педагог

учащиеся

1.VI Всероссийская олимпиада по русскому языку  для 3-4 классов «Вот задачка» (Евай И.В., сертификат куратора №Т0560-00666875 от 20.05.2014г.)

1.VI Всероссийская олимпиада по русскому языку  для 3-4 классов «Вот задачка» (Ильичёва С., 4г класс, сертификат участника №Р0560-0373305 от 20.05.2014г.)

2.Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием «Лучшая методическая разработка» (Евай И.В., диплом победителя 2 степени, диплом №АА3589 от 04.09.2014г.)

2. VI Всероссийская олимпиада по русскому языку  для 3-4 классов «Вот задачка» (Рогозина В., 4г класс, сертификат участника №Р0560-0373304 от 20.05.2014г.)

3.Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием «Лучший современный урок» (Евай И.В., диплом победителя 2 степени, диплом №АА5344 от 17.03.2014г.)

3.II Международный конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия» (Яптунай А, 3б класс, диплом за победителя-  3 место, приказ № 30 от 15 апреля 2014 года.

4.II Международный конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия» (Евай И.В., диплом за победителя за 3 место, приказ № 30 от 15 апреля 2014 года.

4.Всероссийский творческий конкурс «Наши четвероногие друзья» в номинации «Выставка фотографий» (Рогозина В., 4г класс, диплом лауреата, №ИН-61279-105038)

5.Всероссийский творческий конкурс «Наши четвероногие друзья» в номинации «Выставка фотографий» (Евай И. В., диплом педагога, подготовившего лауреата, №ИН-61279-105038)

5.Всероссийский конкурс «На лучший мастер-класс» сайте Pedrazvitie.ru (Яптунай А., 4б класс, сертификат АС №091355)

6.Всероссийский педагогический конкурс «Лучший медиаурок с компьютером» (Евай И.В., диплом серия ВПК №01045/2014)

6.II Всероссийская олимпиада по русскому языку для 1-4 классов «Рыжий котёнок» (Аллагулов А.. 1б класс, диплом победителя 3 степени, серия №30164/0028629)

7. Всероссийский педагогический конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером» (Евай И.В., диплом серия ВПК №01387/2013)

7. II Всероссийская олимпиада по русскому языку для 1-4 классов «Рыжий котёнок» (Яптунай  А.. 3б класс, диплом участника, серия №30164/0028629)

8.Всероссийский конкурс детских проектов «Мой весёлый язычок-2014» гильдии логопедов и дефектологов (Евай И.В., благодарственное письмо)

8.II Международный интернет-конкурс изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества для детей «Идея - поиск- воплощение» в номинации «Изобразительное, декоративно-прикладное творчество (хенд-мейд)» (Анагуричи А., 4г класс, сертификат участника №013184)

9.Публикация на сайте «От рождения до школы» статья  «Нетрадиционные методы, используемые в коррекционно - логопедической работе с учащимися с особыми потребностями» (Евай И.В., сертификат серия ПК-11101 № 487., сентябрь, 2014 г.)

9. II Международный конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия» (Яптунай А, 3б класс, диплом победителя за 3 место, приказ №30 от 15.04.2014г.)

10.Публикация на сайте Pedrazvitie.ru статья  «Нетрадиционные методы, используемые в коррекционно - логопедической работе с учащимися с особыми потребностями» (Евай И.В., серия АВ №021095450от 24.08.2014г.)

10. V Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» в номинации «Детские исследовательские работы и проекты»  за работу «Как устроен чум?» (Яптунай А., 3б класс, диплом победителя за 2 место, №Т5RU-18455)

11.Публикация в Международном образовательном портале «Мир учителя» Серии логопедических занятий с будущими первоклассниками» (Евай И.В., свидетельство №В1820 от 27.03.2014)

11. Всероссийский заочный конкурс «Юный исследователь» секция «Краеведение» за работу «Как устроен чум?» (Яптунай А., 3б класс, диплом лауреата 3 степени)

12. Публикация методического материала в образовательном портале Prodlenka конспект логопедического занятия «Звуки р и рь. Буква Р» (Евай И.В., свидетельство серия 58454-39637 от 23.03.2014г.)

13. Публикация методического материала в образовательном портале Prodlenkaе Серия логопедических занятий с будущими первоклассниками (Евай И.В., свидетельство серия 58454-39634 от 23.03.2014г.)

14. II Всероссийская олимпиада по русскому языку для 1-4 классов «Рыжий котёнок» (Евай И.В., сертификат куратора, серия №50164/0007985)

15. II Международный конкурс детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия» (Евай И.В., диплом педагога подготовившего победителя, приказ №30 от 15.04.2014г.)

16. V Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» в номинации «Детские исследовательские работы и проекты»  за работу «Как устроен чум?» (Евай И. В., диплом за подготовку победителя за 2 место, №Т5RU-18454)

17. Всероссийский заочный конкурс «Юный исследователь» (Евай И.В., свидетельство за подготовку лауреата)

2014/2015 учебный год

1.Международный конкурс «Лучший открытый урок» (Евай И.В., сертификат 14В-3-1390 от  05.11.2014г.)

1.Международный конкурс «Творческие и исследовательские проекты учащихся» (Яптунай Андрей, 4б класс, диплом за 3 место 14В-1-1635 от 05.11.2015г.)

2.Всероссийский профессиональный конкурс методических разработок «Методический сундучок» (Евай И.В., диплом за 3 место, серия ДП-716/2014 от 29 октября 2014г.)

2.Межрегиональная олимпиада по краеведению и родным языкам (диплом победителя муниципального этапа, приказ ДО Надымского района от 06.11.2014г. №947)

3.Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Осеннее вдохновение» в номинации «Методические разработки» (диплом победителя за 1 место, номер КДРФ-111619, октябрь 2014г)

3.Международный интернет-конкурс изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества для детей «Идея- поиск- воплощение» (Анагуричи Анна, диплом лауреата 3 степени)

4.Всероссийский конкурс для дошкольников, школьников и педагогов «Медалинград» в номинации декоративно-прикладное и изобразительное творчество (Евай И.В., диплом победителя за 1 место, номер диплома М1014-365)

4.Всероссийский конкурс для дошкольников, школьников и педагогов «Медалинград» в номинации «Детские исследовательские и научные работы и проекты» (Яптунай А., 4б класс, диплом победителя за 3 место, номер диплома М1014RU-366)

5.Удостоверение о награждении медалью за участие во Всероссийском конкурсе «Медалинград» в номинации «Декоративно-прикладное и изобразительное творчество» (Евай И.В., победитель, 1 место, номер медали М1014RU- 1776)

5.Удостоверение о награждении медалью за участие во Всероссийском конкурсе «Медалинград» в номинации «Детские исследовательские и научные работы и проекты» (Яптунай А, 4б класс., победитель, 3 место, номер медали М1014RU- 2190)

6.Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Лучшая методическая разработка» (Евай И.В., диплом лауреата, серия № Р- 0175)

        

7.Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Открытый урок» (Евай И.В., диплом победителя 3 степени, серия № Р- 0176)

8.IX Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» в номинации «Декоративно-прикладное творчество» (Евай И.В., диплом за подготовку  лауреата, номер диплома Т9RU-2555)

9.Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов "Весеннее вдохновение" в номинации "Праздничный костюм" (Евай И.В., диплом победителя за 1 место, номер диплома КДРФ-224327 от март 2015г.)

        В 2013/2014 учебном году учащиеся, посещающие логопедический пункт, заработали 11 грамот: из них 3  грамоты за международных конкурса, 4 всероссийских конкурса и 4 всероссийских олимпиады; 17 дипломов и грамот у  педагога: это 10 всероссийских конкурсов, 2 международных конкурса и 5 сертификатов о публикации (из них 1 публикация международная).

        В 2014/2015 учебном году учащиеся участвовали в 2 международных конкурсах, 2 всероссийских конкурса и 2 муниципальных конкурса; педагог участвовал в 8 конкурсах: 7 всероссийских конкурсов и 2 международных конкурса.

        

        Показ грамот и дипломов за участие в различных конкурсах.

        Нас приглашали на конференции в Москву, в Салехард. С нами сотрудничают: Яунгад Хабыча Хывариевич, главный редактор газеты "Нарьяна нгэрм"; представители администрации ЯНАО, депутаты: Пушкарёва Елена Тимофеевна, Евай Александр Вадетович.  Елена Тимофеевна присылает нам книги по краеведению. Работаем с департаментом по делам КМНС ЯНАО  и главой правительства Харючи Сергеем Николаевичем. Вышеуказанным лицам вручены даже отличительные знаки нашего клуба.

Евай Ирина Васильевна,

учитель-логопед

МОУ «СОШ №1 с углубленным изучением

отдельных предметов» г.Надым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с особыми потребностями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....

Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с нарушениями речи

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном ит...

Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.

Актуальность.  В последнее время учителя-логопеды  все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими  комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...

Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями

В статье даются рекомендации о методах и приёмах работы с детьми с речевым нарушениями...