Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме:
    Словарная работа на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными

    Грибанова Ирина Николаевна

    В данном материале представлены фрагменты уроков русского языка: «словарная работа с новым словом». При изучении нового слова, для лучшего запоминания его учащимися провожу работу последовательно по следующим пунктам:

     1. Знакомство со значением слова. (Сразу же выделяется момент его многозначности, приводятся всевозможные значения в конкретных предложениях)

    2. Знакомство с этимологией.

    3. Для закрепления, детям предлагается написать данное слово несколько раз, выделив орфограмму. (Перед первым словом всегда оставляем немного пространства для того, чтобы зеленым стержнем напечатать крупную букву (или несколько букв, в порядке следования их в слове), необходимую для запоминания).

    4. Лексико-семантическая работа. (Возможно проводить в различных вариантах, в зависимости от сложности изучаемого слова ):

    - составьте предложение с новым словом;

    - подберите подходящие по смыслу признаки данного предмета;

    - и т.д. 
    5. Введение в контекст или, наоборот, выборка из текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota.doc931 КБ

    Предварительный просмотр:

    Словарная работа

    на уроках русского языка

     при изучении слов

     с непроверяемыми безударными гласными

    Из опыта работы:  фрагменты уроков русского языка: «словарная работа с новым словом». Разберем два слова: одно из них – иноязычного происхождения («конверт»), другое – старославянское («печаль»). Для лучшего запоминания можно дополнительно использовать наглядное изображение слова; текст, который не только помогает раскрыть смысл слова, но и правильно употреблять его в устной и письменной речи.

          Итак, «конверт»:

    1. Значение слова.

          Пакетик из бумаги для вкладывания в него письма.

    1. Этимология.

    Слово «couvert» пришло в начале XVII века из французского языка. Там оно звучало как «кувер» и произошло от «куврир» – «покрывать, закрывать». Произошла ошибка: в русском тексте вместо буквы u случайно напечатали n, а конечную букву t, которую французы не читают, прочитали как звук «т».  Так из  слова «кувер» образовалось слово «конверт».

    1. Напишите данное слово несколько раз, выделив орфограмму. (Перед первым словом всегда оставляем немного пространства для того, чтобы зеленым стержнем напечатать крупную букву (или несколько букв, в порядке следования их в слове), необходимую для запоминания).
    2. Лексико-семантическая работа.

          Подберите подходящие по смыслу признаки данного предмета: конверт (какой?) бумажный, почтовый, белый…

    1. Составление предложений, введение в контекст.

          Почтальон принес конверт с долгожданной поздравительной открыткой.

          Текст – историческая справка.

    Конверт был придуман англичанином Бревером, владельцем бумажного магазина. Продумав форму и размеры, он изготовил небольшую партию бумажных мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”. Успех конвертов был столь велик, что автор вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.   Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.

         Словарная работа со словом «печаль»:

                           

    1. Значение слова.

    Данное слово имеет несколько значений - 1) чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи, (Печаль моя светла, печаль моя полна тобою – А.С. Пушкин) 2) забота (Что за печаль тебя тревожит?).  

    В современном языке чаще употребляется в первом значении.

    1. Этимология.

    Слово печаль произошло от старинного «печа» – «забота», а оно, в свой черед, от древнего глагола «пекти» – «печь». Буквально слово «печаль» означает «то, что жжет». (Этимология этого  слова помогает детям правильно написать непроверяемую  безударную  гласную  «е»  в первом слоге).

    1. Напишите данное слово несколько раз, выделив орфограмму.
    2. Лексико-семантическая работа.

    Подберите и запишите к данному слову (по первому значению) слова-синонимы: печаль – грусть, тоска, …

    1. Составление предложений, введение в контекст.

    Печальному шутка на ум нейдет. (Пословица). 

         В данном случае в качестве текста можно использовать  стихотворение Сергея Есенина     «Звуки печали».

    Скучные песни, грустные звуки,
    Дайте свободно вздохнуть.
    Вы мне приносите тяжкие муки,
    Больно терзаете грудь.

    Дайте отрады, дайте покоя,
    Дайте мне крепко заснуть.
    Думы за думами смутного роя,
    Вы мне разбили мой путь.

    Смолкните, звуки — вестники горя,
    Слезы уж льются из глаз.
    Пусть успокоится горькая доля,
    Звуки! Мне грустно от вас.

    Звуки печали, скорбные звуки,
    Долго ль меня вам томить?
    Скоро ли кончатся тяжкие муки,
    Скоро ль спокойно мне жить?

          Подобная словарная работа в устной форме проводится и на уроках литературного чтения. Для экономии времени, сообщение по значению и  этимологии слова, могут предварительно подготовить отдельные учащиеся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

    Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

    Урок русского языка по теме:"Непроверяемые безударные гласные".

    Урок русского языка по теме:"Непроверяемые безударные гласные"....

    урок русского языка в 3 классе "Безударные гласные в приставках" .Школа 2100

    На уроке дети сталкиваются с проблемной ситуацией и самостоятельно находят пути ее решения, опираясь на полученные ранее знания....

    Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

    Цели: расширить знания  о безударных гласных в корне слова; учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся....

    Русский язык.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах

    Урок русского языка в 1 классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные   в   словах»   был разработан на основе программы    Федерал...

    Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

    Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

    Самостоятельная работа по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слова".

    В самостоятельной работе даны задания для проверки умения проверять безударную гласную в корне слова....