Рабочая программа по произношению 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proiznoshenie.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

Школа №2124( СП 28) «Центр коррекции и развития»

Рассмотрено                                                             Утверждено

на заседании МО учителей                                      решением МС учреждения

начальных классов                                        Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______                                 Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________                 И.О. директора __________

Рабочая программа по произношению

2 класс

Срок реализации программы 2015-2016 год

   

                Ледовская И.В., учитель начальных классов

ГКОУ школа № 2124(СП 28)

                                                                              Первая квалификационная категория

 

Москва  2015

Произношение

Пояснительная записка

Рабочая программа по произношению во 2 классе составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) школ для детей с нарушениями речи — раздел «Произношение», является результатом изучения и обобщения опыта работы ученых в области логопедической науки: О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, В.А. Ковшикова, К.В. Комарова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и учителей-логопедов специальных (коррекционных) школ V вида.

Цели, задачи программы:

Формирование звуковой стороны речи учащихся коррекционных школ V вида является одним из основных разделов специального обучения, конечная цель которого — воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

В системе обучения раздел «Формирование произношения» очень важный, т.к. он создает базу практики общения и является пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения. Во 2-м классе необходимо специально создавать условия для речевой практики, чтобы помочь учащимся установить структурно-системные отношения между изменением звучания и лексическим значением слова, между изменением грамматической формы и графическими знаками и т.п.

Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фонематического восприятия, достигнутый на предыдущей ступени обучения (в 1-м классе коррекционной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь). В то же время следует принять во внимание достаточно распространенную тенденцию приема детей с дисграфией во 2-й класс из общеобразовательной школы. Эта группа учащихся характеризуется сочетанием негрубых нарушений звукопроизношения с низким уровнем фонематического восприятия, что и обусловило их неуспеваемость по русскому языку.

В процессе формирования произношения учитываются следующие дидактические принципы:

1.обучение нормативному произношению всех звуков русского языка на основе учета речевого развития учащихся, типичных и индивидуальных особенностей речи детей с разными формами речевых расстройств;

2 реализация задач формирования у учащихся речевого общения и активной речевой практики на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка;

3 создание оптимального соотношения между осознанным усвоением речи и степенью автоматизированности речевой деятельности;

4. обучение русскому языку на основе формирования практических языковых обобщений;

5. этапность и концентричность в подаче учебного материала.

Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полное усвоение звукового состава речи и выработка нормального ее темпа и плавности. Наиболее эффективной формой организации работы по формированию произношения является сочетание фронтальных занятий (уроков произношения) и индивидуальных логопедических занятий.

Индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков и комплекса упражнений, связанных с ней. Существенной их особенностью в младших классах является предваряющая отработка звуков до изучения их в классе на уроках по обучению произношению. Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы обеспечивает поступательное развитие учащихся. На индивидуальных занятиях формируются процессы, которые находятся в стадии становления и требуют строго индивидуального подхода. Уроки по произношению (с учетом, разумеется, индивидуального подхода) должны обеспечить коллективность в работе, создать условия для обучения в едином темпе и достижения определенного уровня в овладении звукопроизносительными умениями и навыками.

Содержание работы по формированию произношения во 2 классе:

Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает усовершенствование навыков правильного произношения звуков, изученных в 1-м классе, и коррекцию неправильно произносимых (в основном — у вновь поступивших учащихся). Во 2-м классе значительно усложняется звуко-слоговая структура речевого материала, дифференцируются между собой звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (глухие — звонкие, аффрикаты — шипящие и др.). Изучаемые звуковые элементы активизируются в результате их многократного употребления в связной речи под контролем учителя. Возрастает также и длительность аудируемых текстов. Расширение объема восприятия текстов в процессе аудирования осуществляется также при понимании незамедленной речи, речи с неполным типом произнесения, с индивидуальными особенностями дикции.

В учебнике для 2-го класса постепенно сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. Большое место отведено проведению специальных упражнений, направленных на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую практику детей и в то же время способствуют развитию навыков построения предложений разных функциональных типов.

Уроки содержат больше упражнений и приемов, чем это необходимо для работы на 40 (45) минут, что дает возможность учителю, исходя из степени подготовленности класса, выбрать те виды и формы работы, которые покажутся ему наиболее значимыми и эффективными.

Учитывая особенности класса и результаты усвоения детьми учебного материала, можно сократить время, отведенное для прохождения всего курса, но не рекомендуется менять последовательность изучения тем раздела «Произношение».

Содержание каждого урока в учебнике является лишь одним из возможных: учитель может принять его целиком, использовать частично или составить свой вариант урока, объединить несколько вариантов в один. Таким образом, учебник рассчитан на его творческое использование в процессе обучения и не ограничивает учителя в отборе материала, выборе формы его подачи, приемов и видов работ, определении композиционной структуры урока, его этапов и т.п.

Дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи, ее автоматизированности и выразительности при необходимости осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях.

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ (Выдержка из Программы специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «Произношение»)

Каждый ответ ученика должен оцениваться дифференцированно, с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы русского языка за определенный промежуток обучения.

Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами речевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением Педагогического совета с учетом сложностей структуры речевого дефекта.

Оценивая успехи детей с общим недоразвитием речи в формировании фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее:

1умение правильно и четко произносить отработанные звуки в словах определенной слоговой сложности, предусмотренных программными требованиями;

2.сформированность слухового восприятия, умение узнавать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отличать их от других звуков речи;

3. умение правильно и четко произносить слова той или иной слоговой сложности в объеме программы;

4. внятность и выразительность речи.

Надо исходить не только из программных требований, но и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Например, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном - первом классах достаточно добиться приближенного произношения звуков речи, но обязательно следует сформировать у них умение отличать каждый отрабатываемый звук от всех других звуков речи, акустически и артикуляционно близких.

Учащиеся, зачисленные во 2 класс из общеобразовательной школы в начале учебного года, оцениваются индивидуально.

В заключение следует отметить, что работа с ребенком младшего школьного возраста по формированию полноценного звукопроизношения — это процесс тактичного, щадящего взаимодействия, исключающий авторитарность, требующий установления доверительных отношений и поощрительных оценок. Значительная часть учащихся имеет негативный опыт обучения и нуждается в нормализации учебной деятельности в целом.

Обязательным условием успешности формирования полноценной, выразительной речи является эмоциональное подкрепление успехов, воспитание у ребенка уверенности в достижении цели, поощрение направленности на систематическое преодоление речевых затруднений.

В базисном учебном плане на уроки произношения во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. В год 36 часов.

I четверть: 9 часов

II четверть: 7 часов.

III четверть: 10 часов.

IV четверть: 9 часов

I четверть – 9 часов

1. Закрепление правильного произношении гласных звуков.

2. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков, выделение из слов.

3. Дифференциация звуков [ д - д' ]

4. Дифференциация звуков [ б - б' ]

5. Дифференциация звуков [ г -  г' ]

6. Дифференциация звуков [ к  - к' ]

7. Дифференциация звуков [ з - з ]

8. Дифференциация звуков [ с - с']

9. Дифференциация звуков [ т  - т' ]

10.Обобщающий урок

III  четверть – 10 часов

1. Дифференциация звуков [ с - ш ]

2. Дифференциация звуков [ з – ж ]

3. Дифференциация звуков [ с '- щ ]

4. Дифференциация звуков [ ч - т' ]

5. Дифференциация звуков [ ч – щ ]

6. Дифференциация звуков [ ц – ч ]

7. Дифференциация звуков  [ ц – щ ]

8. Дифференциация звуков [ ч - с' ]

9. Дифференциация звуков [ с – ц ]

10. Дифференциация звуков [ р – л ]

II четверть – 7 часов

1. Правильное произношение [ j ] в положении после гласного и Ь

2-3. Звуки [ ж - ш ]

Дифференциация  [ ж - ш ]

4. Звук [ ч ]

5. Звук [ щ ]

6. Звук [ ц ]

7. Закрепление

IV четверть – 9 часов

1. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.                         Дифференциация  [ б - п ]

2. Дифференциация звуков [ в - ф ]

3. Дифференциация звуков [ г  -к ]

4. Дифференциация звуков [ д – т ]

5. Дифференциация звуков [ з – с ]

6. Дифференциация звуков [ ж – ш ]

7. Построение, четкое и слитное произношение предложений из слов, указанной сложности(из открытых и закрытых слогов со стечением согласных) с соблюдением правил интонации

8. Логическое ударение

9. Обобщающий урок

Список учебно-методической литературы:

К программе прилагается учебник и методическое пособие  по обучению произношению — Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. — М.: АРКТИ, 2003. Он содержит все темы раздела «Произношение» для 2-го класса, выстроенные в соответствии с требованиями программы.

Календарно – тематическое планирование

Произношение -  1 четверть  (9 часов)  

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Виды, формы

контроля

1

Закрепление правильного произношении гласных звуков.

1

03.09.14

Устный опрос.

2

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков, выделение из слов.

1

10.09.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

3

Дифференциация звуков [ д - д' ]

1

17.09.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

4

Дифференциация звуков [ б - б' ]

1

24.09.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

5

Дифференциация звуков [ г -  г' ]

1

01.10.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

6

Дифференциация звуков [ к  - к' ]

1

08.10.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

7

Дифференциация звуков [ з - з' ]

1

15.10.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

8

Дифференциация звуков [ с - с'] 

1

22.10.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

9

Дифференциация звуков [ т  - т' ]

Обобщающий урок

1

29.10.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

Произношение - II четверть  (7 часов)

Тема урока

К-во часов

Дата

Виды, формы

контроля

1

Правильное произношение [ j ] в положении после гласного и Ь

1

13.11.13

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

2-3

Звуки [ ж - ш ]

Дифференциация  [ ж - ш ]

2

20.11.13

27.11.13

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

4

Звук [ ч ]

1

04.12.13

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

  5

Звук [ щ ]

1

11.12.13

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

6

Звук [ ц ]

1

18.12.13

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

7

Закрепление

1

25.12.13

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

Произношение - III четверть  (10 часов)

Тема урока

К-во часов

Дата

Виды,

формы контроля

1

Дифференциация звуков [ с - ш ]

1

15.01.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

2

Дифференциация звуков [ з – ж ]

1

22.01.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

3

Дифференциация звуков [ с '- щ ]

1

29.01.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

4

Дифференциация звуков [ ч - т' ]

1

05.02.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

5

Дифференциация звуков [ ч – щ ]

1

12.02.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

6

Дифференциация звуков [ ц – ч ]

1

19.02.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

7

Дифференциация звуков  [ ц – щ ]

1

26.02.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

8

Дифференциация звуков [ ч - с' ]

1

05.03.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

9

Дифференциация звуков [ с – ц ]

1

12.03.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

10

Дифференциация звуков [ р – л ]

Обобщающий урок.

1

19.03.14

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

Произношение - IV четверть  (9 часов)

     

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды, формы контроля

1

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

Дифференциация  [ б - п ] 

1

01.04.15

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

2

Дифференциация звуков [ в - ф ] 

1

08.04.15

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

3

Дифференциация звуков [ г  -к ] 

1

15.04.15

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

4

Дифференциация звуков [ д – т ] 

1

22.04.15

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

5

Дифференциация звуков [ з – с ] 

1

29.04.15

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

6

Дифференциация звуков [ ж – ш ] 

1

06.05.15

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

7

Построение, четкое и слитное произношение предложений из слов, указанной сложности(из открытых и закрытых слогов со стечением согласных) с соблюдением правил интонации

1

13.05.15

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

8

Логическое ударение

1

20.05.15

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.

9

Обобщающий урок

1

27.05.15

Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по произношению - 1 класс

Программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, основные требования к знаниям и умениям учащихся на уроках произношения, тематическое и календарно-тематическое плани...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по произношению на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу: «Произношение» для 2 «Б» класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нар...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...