Главные вкладки

    Способы проверки орфограмм слабых позиций тремя способами. Синонимы и омонимы. 2 класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Бродникова Наталья Петровна

    Открытый урок проводился в рамках районного семинара по тмеме "Формирующее оценивание" Дан подробный самоанализ урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_sinonimyomonimy.docx54.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка во 2 г классе (по системе РО Эльконина и Давыдова)

    Место проведения: Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.

    Дата проведения: 22.01.2016

    Учитель:  Бродникова Наталья Петровна, учитель начальных классов первой категории

    Количество детей на уроке: 18

    Тема: Способы проверки  орфограмм. Синонимы и омонимы.

    Цель: создание условий для формирования навыка   проверки орфограмм слабых позиций известными способами.

    Задачи:

     обучающие: упражняться в проверке орфограмм известными способами; дать общее представление о словах – синонимах и словах- омонимах; учить пересказу текста по вопросам.

    развивающие: развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развитие умения участвовать в диалоге; овладевать навыками критического и креативного мышления; 

    воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости, взаимоуважения, навыков эффективной коммуникации сотрудничества и работы в команде. 

    Формирование УУД:

    Познавательные УУД: обучать работе с разными видами информации; формировать представление о многозначности слов русского языка, умения находить разницу между синонимами и омонимами.

    Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать друг друга и себя.

    Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное

    мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

    Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Ι.Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

    - Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. У кого есть опасения или сомнения проговорите их в ладоши и избавьтесь от них, сдуйте в сторону двери или окна.

    Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

    – Откройте тетрадь.

    – Что надо записать? (Дату.)

    Комментированная запись числа.

    – Какую запись должны сделать дальше?

    – Напишите слова «Классная работа».

    Выберем дежурного библиографа.

     Дети приветствуют гостей, друг друга и выполняют условия учителя

    Дети записываю дату и вид работы.

    Дети выбирают ученика, который будет работать с толковым словарём

    II. Организация целеполагания

    - Сегодня у нас не просто занятие, прочитайте на доске.

    Всё ли вам понятно?

     На симпозиумы собираются учёные.

    - Кого называют учёным?

    Я думаю, что нас тоже можно назвать учёными, потому что мы исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия.

    Давайте выясним, что означает слово «симпозиум».

    В каком источнике можно найти эту информацию? Дежурный библиограф, найдите пожалуйста этот словарь и найдите значение слова.

    - Главный вопрос нашей конференции – удивительные слова.  Нам предстоит найти ответы на вопросы:

    - Как называются слова?

    - Что могут называть слова?

    - Для чего нужны эти слова в речи?

    -Что нам будет помогать делать открытия?

    - Симпозиум «Удивительные слова»

    - Человека, который много знает, что-то исследует, делает открытия.

     -  В толковом словаре

    «Симпозиум» ( греч) – научная конференция, совещание по какому-нибудь специальному вопросу.

    - Наш учебник, задания, слова. Записывают слова под диктовку учителя: учёные, конференция, собрание, симпозиум, совещание

    ΙΙΙ. Актуализация знаний.

    - Ребята, вы хотите поделиться своими открытиями с нашими гостями? Предлагаю вам разминку в виде игры «Верно-неверно»

    - Верно ли, что существует три способа проверки орфограмм слабых позиций.

    - Верно ли, что первый способ - это проверка по сильной позиции? Второй- по словарю? Третий – по учебнику?

    - Верно ли, если нельзя проверить орфограммы слабых позиций ни по одним из этих способов, мы пишем слово пропуская орфограмму?

    - Верно ли, что когда вы выполняли домашнюю работу вы проверяли орфограммы первым способом?

    Дети участвуют в игре «Верно-неверно»

    Оценивают по критериям с помощью шкалы успешности и проверяют домашнее задание.

    Показывают свою работу с помощью документ-камеры.

    На интерактивной доске вставляют пропущенные орфограммы, объясняя и называя проверочные слова.

    ΙV.  Анализ и решение поставленной задачи

    1. Беседа и физминутка для глаз.

    -В какое время года вам нравится в лесу?

    Сейчас мы перенесемся на лесную полянку, только летом. Сядьте прямо, закройте глазки, представим себе зелёную полянку. Давайте теперь глаза откроем и оглядимся, кого мы можем увидеть, посмотрите влево, вправо, вверх, вниз.

    Если мы посидим тихо, то услышим такой разговор:

    - Кто вы?

    - Мы лисички

    Дружные сестрички.

    Ну а вы кто-же?

    - Мы лисички тоже!

    - Как? С одной-то ножкой?

    Да еще со шляпкой?

    -Чей разговор мы подслушали?

    - Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные).

    Посмотрите на рисунки. Все эти слова, ребята, как видите, пишутся и произносятся одинаково, но имеют различные значения. Как же называются эти слова, вы найдёте ответ в учебнике

    1. Работа по учебнику. 

    стр. 167 упр 219.  

    1. Работа в парах.

    А вот какую историю нам рассказал, а потом записал Сам Самыч: «Робот быстро шагать по дороге. Петя натёр ногу, разулся и ковылять по обочине. Алёша с Петей устали и еле плестись. Устала и Маша, да не подаёт виду. Нравится ей идёт рядом с роботом, распевать весёлую песню».

    Работа в парах:

    1. Отредактируйте текст.
    2. Определите, что общего в этих словах. Какое научное название этих слов?
    3. Выпишите слова, которые вы изменили.

    -  Придумайте модель, которая помогала бы нам определить разницу между омонимами и синонимами.

    Вывод: все открытия сделаны, вернёмся к вопросам и ответим

     

    Дети выполняют действия неподвижно глазами

    - Лисички- грибы, лисички- животные

    -  рассматривают картинки и подписи

    Чтение лингвистического текста. Есть и другие слова, такие как «лук». Цитируют из текста: « Слова у которых разная «работа», а звучат и пишутся одинаково это ОМОНИМЫ».

    Дети  обсуждают и выполняют задание

    Физминутка.  Показ действий

    Изменят слова «шагать, ковылять, плестись, идти», одновременно показывают, определяют, что слова обозначают одно и тоже действие, но пишутся по-разному. Находят определение в учебнике, что такие слова называются «СИНОНИМЫ»

    На доске появляется графическая модель:         

                                                                                = = =        =     = = =   =

                                                                              Омонимы   синонимы

    - Удивительные слова- это…… дети по схеме воспроизводят сведения о словах. Цитата из текста «каждое слово хорошо на своём месте, каждое помогает точнее выразить мысли и чуства».

    V. Рефлексия урока

    Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным?

    — Что на уроке было интересным?

    — Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно?

    Оцените свою работу на уроке.

    Дети оценивают себя с помощью специальных знаков на стенде «Мы работаем на уроке!» Активность –     ,    помощь другу –     , открытие нового –       , все три одновременно-    .

    VI. Домашнее задание.

    Проверьте по словарю слова, записанные на уроке.

    По ключевым словам, расскажите свои родителям, что вы запомнили сегодня с урока.

     Спасибо за урок!

    Самоанализ урока русского языка во 2 г классе

    Урок русского языка был проведён во 2 г классе 22.01.2016 г.

    Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Способы проверки орфограмм. Синонимы и омонимы», раздел «Проверка орфограмм по сильной позиции», целью которого является решение учебной задачи: «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?»

    Целью данного урока является: создание условий для формирования навыка   проверки орфограмм слабых позиций известными способами.

     Были определены задачи урока:

    обучающие: упражняться в проверке орфограмм известными способами; дать общее представление о словах – синонимах и словах- омонимах; учить пересказу текста по вопросам.

    развивающие: развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развитие умения участвовать в диалоге; овладевать навыками критического и креативного мышления; 

    воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости, взаимоуважения, навыков эффективной коммуникации сотрудничества и работы в команде. 

    Задачи урока направлены на формирование универсальных учебных действий:

    1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;

     2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

    3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;

    4. Через включенность каждого ученика в работу класса.

    Познавательные УУД: обучать работе с разными видами информации; формировать представление о многозначности слов русского языка, умения находить разницу между синонимами и омонимами.

    Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать друг друга и себя.

    Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

    Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

    Следует отметить, что  уровень обученности  учащихся моего класса по русскому языку(согласно второй педагогической диагностике успешности обучения): высокий -9 человек( 40 %);средний -  12 человек ( 55% );низкий -1человек5 % ).
       По типу урока-это урок решения частных задач с применением открытого способа, при использовании проблемно-диалогической технологии и приёма моделирования новых понятий с помощью графической и знаковой формы, технологии здоровьесбережения (тренажер для глаз Базарнова В. Ф., двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

    В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. А также использовано оборудование: мультимедийный компьютер учителя, ИД - Star Board, документ-камера, ЭОР к уроку, материалы учебника, словари: орфографический, толковый, синонимы, учебный словарь Репкина, сигнальные карточки с цифрами 1,2,3. Стенд «Мы работаем на уроках!»

    Урок по данной теме является 15 (из 30 ч) соответственно была выбрана структура урока:

    1. Анализ условий решения задачи.

    2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.

    З. Рефлексия.

     И форма урока: урок-симпозиум «Удивительные слова»

    Содержание урока:

    Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

    Этап

    Результат

    Форма достижения

    1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности

    Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

    Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

    Психологический приём

    «Что ожидаете» «Чего опасаетесь»

    2. Организация целеполагания

    Формулировка учебной задачи как темы   урока, планирование урока

    проблемный вопрос

    2.Актуализация знаний

    Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

    Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

    Фронтальный опрос

    Проверка д/з

    3. Анализ решения поставленной задачи

    Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

    Фиксация во внешней речи причины затруднения.

    работа в группах

    предположение

    работа в тетрадях

    4. Решение поставленной задачи

     

    Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

     

    Сформулированное правило, представленное в громко речевой форме и графической .

    исследовательская деятельность

     индивидуальная работа

    с учебным материалом чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание

    работа в парах

    предъявление результата

    схемы-модели правил 

    5.Рефлексия

    Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

    Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

     

    6. Домашнее задание

    Составление рассказа по ключевым словам

    Индивидуальная работа.

     

    Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

    Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.

         Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу Конфуцию: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 а классе "Способы проверки орфограмм слабых позиций."

    Урок русского языка составлен на основе требований ФГОС, где красной нитью проходит формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода. Тема урока связана с зимней олимпиадо...

    Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."

    Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....

    Урок русского языка "Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций"

    Предмет: Русский языкТема урока: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций.Тип урока: Урок-mixt Учаещиеся знают:        ·...

    Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм слабых позиций"

    Разработка проектной задачи по русскому языку. 2 класс. Проводится для обобщения знаний о способе проверки орфограмм слабых позиций путём изменения слова....

    Урок русского языка во 2-м классе "Проверка орфограмм слабых позиций разными способами. "

    Цель урока:-усвоение  учащимися способов  проверке орфограмм слабых позиций гласного и согласного. Задачи урока:-   совершенствовать следующие умения и навыки:·...

    Урок русского языка «Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных»

    Определение способов проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях  существительных;обучение применению знаний на практике; развитие познавательного интереса  к изучению родного языка; восп...