Урок русского языка во 2 а классе "Способы проверки орфограмм слабых позиций."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кормушкина Лариса Александровна

Урок русского языка составлен на основе требований ФГОС, где красной нитью проходит формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода. Тема урока связана с зимней олимпиадой в Сочи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_.sochi_.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок русского языка во 2 а классе

"Способы проверки орфограмм слабых позиций."

Дата проведения: 14.02 2014 год

Учитель: Кормушкина Лариса Александровна

Цели урока: 

Регулятивные УУД:

  • отнесение способа проверки орфограмм слабых позиций только с орфограммами основы;
  • развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу;
  • развитие психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания;
  • развитие познавательных умений;
  • Личностные УУД
  • воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности.
  • Коммуникативные:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

Задачи: 

  • упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами;
  • упражняться в проверке слов по словарю;
  • проверить умение выбирать правильное проверочное слово;
  • организовать взаимодействие «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
  • развивать способности детей;
  • дать детям положительный опыт общения;
  • осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями

Тип урока: урок построения системы знаний

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

2.Минутка чтения

-Прочитайте тексты, информация в них пригодится на уроке   слайд 1(Зимние виды спорта)
(тексты об олимпиаде в Сочи)

2.Р.Р

-К какому знаменательному в нашей стране событию относятся данные статьи?

Что такое олимпиада? Обратимся к словарю Ожигова.(слайд 2)

Олимпиада (Ожигов)

  • -[жен. род ] В Древней Греции промежуток в 4 года между олимпийскими играми.
  • 2.  Соревнования, состязания - спортивные, художественные или в области каких-н. знаний.

-Составьте предложение со словом олимпиада

3. Актуализация знаний

(На инт.доске появляется слайд  [ал'имп'иада])         слайд 3

-Что это за запись? (звуковая транскрипция). А если записать это слово буквами?

4.Чистописание

-Откройте тетради (в тетрадях прописано слово _л_миада)

-Почему я пропустила буквы? (это слабые позиции)

-Что такое слабые позиции? ( когда затрудняемся записать слово)

-Давайте вспомним, что мы знаем о слабых и сильных позициях.

схема на презентации   слайд 4

2. Целеполагание, название темы урока.

- Чему учимся на уроках русского языка?(проверять орфограммы слабых позиций всеми известными способами)  слайд (Тема урока)   слайд 5

-Что такое орфограмма? (Орфограмма - это определенное написание слова, основанное на правилах русского языка.)   слайд 6

-Кто уже хорошо умеет проверять?

-Кому ещё трудно?

-Какую цель поставим на урок?( будем упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами.

-Откройте тетради, отразите настроение и запишите число (на доске записано число: 14 ф_вр_ля. Класс(с)н-я р-бота. (3 правила письма)

3.Мотивация.Создание «ситуации успеха»        

      на доске схема (презентация) слайд 7

– Кто обратил внимание на запись на доске? Почему некоторые буквы оказались пропущенными? По какой причине я их пропустила? (Это орфограммы слабых позиций. Их написание нужно проверять. А пропустили их для того, чтобы мы подумали.)
– А какие буквы вы вставили? Объясните, как вы смогли проверить орфограммы слабых позиций? (
. В слове ф_вр_ля вставили букву е, написание проверяли по словарю. В слове классная 2 буквы с(по словарю), бува а-по правилу- ж. род-ая-яя, работа-буква а-по словарю) )
Сколько способов проверки вы предложили? Какие они?(1 способ: по словарю. 2 способ: по правилу)  

-А какие ещё способы вы знаете? (по сильной позиции, с помощью родственных слов, изменение слова, по словарю, по специальному правилу) •       слайд 8  (на доске таблички сномерами и названиями  способов)

1.По сильной позиции

2. По словарю.

3. По специальному правилу.

-Возьмите лист самоконтроля. Оцените свои знания по нашей теме. В графе «Начало урока» ,пункт 1, поставьте значок  на столбике самооценки: если всё уже знаете, умеете проверять слова –всё умею, если ещё сомневаетесь в своих знаниях- в сомневаюсь, если тяжело- не знаю.

4. Постановка проблемы перед учащимися

Какие задачи мы должны выполнить на уроке? (Мы будем проверять орфограммы слабых позиций. Тренироваться подбирать проверочные слова.)
Совершенно верно. Перед нами стоят три орфографические задачи:

Построение алгоритма способа проверки. (обуч. называют способы, на доске появляются таблички, на интерактивной доске выходит слайд 9)  

1.Как найти?

2.Как проверить?

3.Как написать?

4. Актуализация знаний. Фиксация затруднений

– Раз мы озвучили способы проверки орфограмм  слабых позиций, хотелось бы знать: Умеете ли вы различать эти способы? возвращаемся к слайду 8

1.По сильной позиции, с помощью родственных слов, изменение слова.

2. По словарю.

3.По специальному правилу  

Я называю слова. Если орфограмму в этом слове проверяют по словарю, встают мальчики, а если проверка по сильной позиции – встают девочки. (Слова записаны на карточках с пропуском орфограмм слабых позиций) слайд 9

Каток, хоккей, болельщики, медаль, семья, чемпион, олимпиада ,медведь

-Почему встали обе группы? (есть слабые позиции 2-х способов)

6. Словарная работа

– Запишите  слова, написание которых нужно проверять по словарю, вставляя орфограммы и подчёркивая их, ставя ударение. (один человек у доски),  а затем по алгоритму проверить слова с проверяемыми орфограммами слабых позиции по сильной.

хоккей, медаль, чемпион,

-л-мп-ада- олимп, олимпиец-олимпиада

М_две_ь- медведи-медведь
--Оцените свою работу.    Пункт 2

7. Учебная деятельность

-Какие слова нам требуются для проверки орфограмм слабых позиций? (проверочные, родственные)

–  попробуйте определить, какие слова являются родственными, а какие лишние и почему?

Работа в группах (повторить правила дружной работы)

спортивный

каток

сани

финиш

стартовать

спорт

катит

санитар

финик

старость

спор

каратист

саночки

финишировать

старты

(Обсуждение. Проверка)

На ваш взгляд: какое слово было трудное для вас, почему? Где вы могли узнать его значение? Что оно обозначает?

 В паре слов, которые получились в каждой группе, найдите слово, в котором есть орфограмма слабой позиции. Каким словом вы её проверите?
 Где находится орфограмма?
Каким способом проверки вы пользовались? (Подбор родственного слова)

Оцените свою работу в группе. Кого можно похвалить? Кому сделаем замечание по работе? В пункте №3 оцените свою работу в группе.

– Мы озвучили несколько способов проверки. Прежде чем приступим к дальнейшей работе, отдохнём.

8. Физминутка

Ежедневно по утрам

Мышцы разминаю сам.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Сто процентов зрения    (делают восьмёрку глазами)

Здоровье поколению!

9. Парная работа.( одна пара у доски)

– Продолжаем работу.
Попробуйте определить, какой способ проверки можно использовать, чтобы проверить орфограммы в этих словах:

(и,е) гра           игрун, игры, егерь

Ж(и,е)вёт        живот, прожить, животный
л(е,и)д (я,и)ной              лёд, ледок. лидер                                              

  (изменить слово)

– Докажите, выбрав проверочные слова из предложенных:

– Почему, докажите. Запишите пару слов: проверочное и проверяемое.
– Поднимите руку: кто усвоил способы проверки.

Оцените свою работу. Пункт № 4

9. Групповая работа. Работа с учебником-упр.222.

-Сам Самыч тоже научился проверять орфограммы. Он записал высказывания. Давайте проверим, правильно ли выполнил задание Сам Самыч.

Откройте упр.222. Прочитайте текст, выпишите слова, записанные в транскрипциях. Работа по заданному алгоритму.

Слова записывайте в столбик. Как будем работать?(в группах)

(дети записывают на больших листах фломастерами)

Работа с разноуровневыми карточками.

-Найти проверочное слово -1 уровень  - слайд (Тренажёр)

1.Б_жать                                                          пл_сать

Бег        пляшет

Бегун        плясун

Бегать        пляска

Бегунок        плясовая

Беговая                                                         пляшущий

2 -Исправить ошибки  -2 уровень

             2

Земой у нас в России

Снига лижат да холот.

Деревья так красивы.

И дух спартивный молод!

-Составить слова с орфограммами слабых позиций, сделать проверку.

(свои варианты)

(проверка по эталону)

Проверка.   -Сколько слов записали?

-Какой вывод можно сделать из этой работы?

10. Итог урока.

-Ребята, чему мы учились на уроке?( проверять орфограммы слабых позиций всеми известными способами)

- А сейчас работа под названием «Задавалка-отвечалка».(На стене прикреплены таблички с вопросами)

-Используя вопросительные слова, задайте вопросы об основных понятиях темы урока и ответьте на них.(один ученик подходит, берёт вопрос, задаёт его другому ученику, а тот отвечает)

О чём?

О чём говорили на уроке?

Что?

Что такое слабые позиции букв?

Как?

Как находить проверочные  слова?

Зачем?

Зачем нужно проверять слова?

Сколько?

Сколько способов проверки слов?

Где?

Где можно узнать значение слова?

– Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Всем большое спасибо. Я буду с нетерпением ждать следующего урока русского языка.

На свете много стран больших (читает )

И много малых есть

И для народностей любых

Язык свой- это честь.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Конечно вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастье нет,

Что я на русском говорю

       Уж целых восемь лет.                

Лист самооценки

Лист самооценки

всё знаю

сомневаюсь

не знаю

всё знаю

сомневаюсь

не знаю

1

1

2

2

3

3

4

4

Карточки

Биатло́н  зимний олимпийский вид спорта,сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон наиболее популярен в Германии, России, Австрии, Норвегии, Франции, Швеции. C 1993 года и по настоящее время официальные международные соревнования по биатлону, включая Кубок мира и чемпионаты мира, проходят под эгидой Международного союза биатлонистов. Прародителем биатлона считаются соревнования военных патрулей — вид спорта, правила проведения которого напоминают современную биатлонную командную гонку.

Кёрлинг командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). От каждой команды — четыре игрока. Известно, что кёрлинг возник в Шотландии, фактическим подтверждением существования этой спортивной игры является кёрлинговый спортивный снаряд (камень), на поверхности которого выбита дата изготовления («1511 год»), найденный на дне осушенного пруда в Данблейне. Первые же летописные упоминания о кёрлинге встречаются в средневековых монастырских книгах, датированных 1541 годом, сохранившихся в шотландском аббатстве Пейсли.

Шорт-трек  Скоростной бег на коньках на короткой дорожке— вид конькобежного спорта. В соревнованиях несколько спортсменов (как правило 4—8: чем больше дистанция, тем больше спортсменов в забеге) одновременно катаются по овальной ледовой дорожке длиной 111,12 м. Дорожка, как правило, размещается на обычной хоккейной площадке. Повороты делают внутренним радиусом 8 м, расстояние между закруглениями — 28,85 м. Расстояние — 111,12 м — получается при измерении дистанции в 0,5 м от бровки. Ездят против часовой стрелки.

Фигу́рное ката́ние — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов...

Фриста́йл -вид лыжного спорта. Дисциплинами фристайла являются лыжная акробатика, могул, ски-кросс, хавпайп, слоупстайл. К фристайлу принято относить и стиль ньюскул. Лыжный балет[1] — одна из дисциплин фристайла, существовавшая до 1999 года, была исключена из программ официальных соревнований.

Сноубо́рд  — олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде — сноуборде. Изначально зимний вид спорта, хотя отдельные экстремалы освоили его даже летом, катаясь на сноуборде на песчаных склонах (сэндбординг).

Бобсле́й  — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях — бобах. Родиной бобслея является Швейцария.Там же,  был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек — трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось — два, четыре, пять, а иногда и восемь человек..

Конькобежный спорт или скоростной бег на коньках — вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее на коньках преодолевать определённую дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу. Подразделяется на классический и шорт-трек. Конькобежный спорт — один из старейших видов спорта. Самое раннее упоминание слова «конёк» можно найти в «Англо-Нидерландском словаре» Гемаха (1648). Самые древние коньки, обнаруженные археологами, принадлежали киммерийцам — кочевому племени, жившему 3200 лет назад в Северном Причерноморье.

Кёрлинг командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). От каждой команды — четыре игрока. Известно, что кёрлинг возник в Шотландии, фактическим подтверждением существования этой спортивной игры является кёрлинговый спортивный снаряд (камень), на поверхности которого выбита дата изготовления («1511 год»), найденный на дне осушенного пруда в Данблейне. Первые же летописные упоминания о кёрлинге встречаются в средневековых монастырских книгах, датированных 1541 годом, сохранившихся в шотландском аббатстве Пейсли.

Сноубо́рд  — олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде — сноуборде. Изначально зимний вид спорта, хотя отдельные экстремалы освоили его даже летом, катаясь на сноуборде на песчаных склонах (сэндбординг).

Найти и исправить ошибки.

Спит орешник у лисной сторошки,

Жёлтая лества лижит вокруг.

А на голых веточках серёшки

Зилинея, высунулись вдруг.  (В.Берестов)

1)______________________                   4)______________________                 2)______________________                   5)_______________________

3)______________________                   6)_______________________

Найти и исправить ошибки.

Спит орешник у лисной сторошки,

Жёлтая лества лижит вокруг.

А на голых веточках серёшки

Зилинея, высунулись вдруг.  (В.Берестов)

1)______________________                   4)______________________                 2)______________________                   5)_______________________

3)______________________                  6)_______________________

Найти и исправить ошибки.

Спит орешник у лисной сторошки,

Жёлтая лества лижит вокруг.

А на голых веточках серёшки

Зилинея, высунулись вдруг.  (В.Берестов)

1)______________________                   4)______________________                 2)______________________                   5)_______________________

3)______________________                  6)_______________________

Выбери проверочное слово, определи способ проверки.

(и,е) гра                              игрун, игры, егерь

ж(и,е)вёт                живот, прожить, животный

л(е,и)д (я,и)ной              лёд, ледок. лидер                                              

Выбери проверочное слово, определи способ проверки.

(и,е) гра                игрун, игры, егерь

ж(и,е)вёт                живот, прожить, животный

л(е,и)д (я,и)ной              лёд, ледок. лидер                                              

Выбери проверочное слово, определи способ проверки.

(и,е) гра                игрун, игры, егерь

ж(и,е)вёт                живот, прожить, животный

л(е,и)д (я,и)ной              лёд, ледок. лидер                                              

Выбери проверочное слово, определи способ проверки.

(и,е) гра                игрун, игры, егерь

ж(и,е)вёт                живот, прожить, животный

л(е,и)д (я,и)ной              лёд, ледок. лидер                                              

Выбери проверочное слово, определи способ проверки.

(и,е) гра                игрун, игры, егерь

ж(и,е)вёт                живот, прожить, животный

л(е,и)д (я,и)ной              лёд, ледок. лидер                                              

Выбери проверочное слово, определи способ проверки.

(и,е) гра                игрун, игры, егерь

ж(и,е)вёт                живот, прожить, животный

л(е,и)д (я,и)ной              лёд, ледок. лидер        

     1.Б_жать                                                   пл_сать

        Бег                   пляшет

       Бегун                   плясун

       Бегать                   пляска

      Бегунок                  плясовая

      Беговая                                                   пляшущий

           

 

     

2

Земой у нас в России

Снига лижат да холот.

Деревья так красивы.

И дух спартивный молод!

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

3. Составить предложения со словами:   Олимпийский  _гонь

3. Составить предложения со словами: главный при(з,с)

3. Составить предложения со словами: медалисты, лыжи

спортивный

каток

сани

финиш

стартовать

спорт

катит

санитар

финик

старость

спор

каратист

саночки

финишировать

старты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Способы проверки орфограмм" (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

Целью данного урока является систематизация знаний учащихся о способах проверки орфограмм....

Способы проверки орфограмм слабых позиций тремя способами. Синонимы и омонимы. 2 класс

Открытый урок проводился в рамках районного семинара по тмеме "Формирующее оценивание" Дан подробный самоанализ урока...

Урок русского языка "Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций"

Предмет: Русский языкТема урока: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций.Тип урока: Урок-mixt Учаещиеся знают:        ·...

Урок русского языка «Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных»

Определение способов проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях  существительных;обучение применению знаний на практике; развитие познавательного интереса  к изучению родного языка; восп...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Способы проверки слов с безударными гласными. Повторение"

Повторение способов решения орфографической задачи при наличии одной безударной гласной в словах...