"Модульные технологии в начальной школе"
статья по русскому языку (3 класс) на тему
Доклад к научно-практической конференции в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Масленникова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 г. Балашова
«Модульное обучение в начальной школе»
Введение
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.
В классе, где я работаю, обучаются дети с разными учебными возможностями. Из 17 ребят 7 учатся “4” и “5”, 3 ученика с очень низкими учебными способностями, остальные - дети, которых можно охарактеризовать как “тихих троечников”. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. На основе анализа мною была определена проблема, решение которой потребовало от меня организовать работу на основе исследовательского подхода Для поставленных достижения перед мною целей я решила воспользоваться «технологией модульного обучения» разработанная профессором МГПУ П. И. Третьяковым. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Я решила опробовать данную технологию на уроках русского языка и окружающего мира. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе
Модульное обучение: сущность, технология и её применение в начальной школе.
Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного.
Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
- банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
- методическое руководство по достижению целей (как?)
- практические занятия по формированию необходимых умений
- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Самый любимый предмет у моих учеников- « Окружающий мир», поэтому с него я и начала работу с данной технологией . Поскольку модульное обучение требует достаточно высокого уровня организации от учеников, я вела подготовку к этой работе во время традиционных уроков. Такие формы работы как оформление «опорных конспектов», таблиц, «синквейнов» требует особой подготовки и практики. Такую подготовку я вела, используя модули только на отдельных этапах урока. Например, на этапе закрепления знаний, при изучении темы «Россия — твоя Родина», мы оформили «опорный конспект». Работая в группах, дети, в заполняли таблицу, на которой кроме вопросов указано время, отведённое на эту работу и графа для оценивания.
(7 -10 минут)
Цель: проверь и закрепи свои знания. | Оцени себя. 1-2б | |
Я живу в стране: | ||
Её столица | ||
Главный закон страны | ||
Герб, гимн и ___________ - это __________ государства | ||
Во главе государства стоит | ||
Президент нашей страны сегодня | ||
Назови 5 городов нашей страны | ||
Нарисуй флаг. |
Ребята в процессе работы, с удовольствием работают с учебником и предложенной литературой.
Подобные формы работы мы использовали и на уроках русского языка. После такой подготовки я провела блок уроков с «использованием модульной технологии» по теме «Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова»
Карта блочного обучения русскому языку (урок 44- 52)
Название темы | Форма работы на уроке |
1.Однокоренные слова | Урок открытия новых знаний. «Опорный конспект»
|
2.Учимся писать буквы согласных в корне слова | Урок путешествие в страну орфограмм «Опорный конспект» |
3.Учимся писать буквы согласных в корне слова . | Урок рефлексии «Тестовые задания» |
4.Учимся писать буквы согласных в корне слова | Урок-игра. (поле чудес) «Творческие задания.» |
5.Корень слова с чередованием согласных. | Урок – «творческая мастерская» Оформление карточек-подсказок. |
6.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Урок рефлексии. Тестовые задания |
7.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Урок рефлексии. Самостоятельная работа. |
8.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант. | Практичекая работа.(работа в парах по модулям ) |
9.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Комплексная работа Работа с тестом |
10.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Контрольная работа. Текущая контрольная работа, словарный диктант. |
Эта работа способствовала устранению тех проблем, которые существовали в классе - увеличился темп работы, ребята научились работать самостоятельно, планировать свою работу, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Все эти качества отразились на уровне контрольных работ- дети успешно разбирают сложные разноуровневые задания, и допускают меньшее количество ошибок. Модули уроков я разрабатывала так, чтобы детям было работать удобно легко и понятно. В блок- модуль я включаю уроки близкие данному школьному возрасту -это «уроки игры», «уроки -путешествия». Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера.
Так на уроке изучения «букв согласных в корне слова», мы отправились в путешествие по морю «Грамотности». В процессе этого урока я предложила детям, как настоящим морякам, заполнять бортовые журналы, которые лежали у каждого на парте. Так ребята весь урок отрабатывали материал, по этапам, указанным в таблице. В таблицах я указываю не только этапы урока, но и расписываю подробно некоторые задания. Например, словарные слова и предложения, которые даны на доске. В конце урока ребята составили опорный конспект и оценили свою работу, в баллах. За каждый этап можно поставить любой балл от 1 до 5, в столбики напротив этапа урока, в конце урока дети суммируют балл и выставляют соответствующую отметку. Рядом находится соответствующий столбик для учителя. Здесь основной задачей является -научится давать себе адекватную оценку. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся.
Домашнее задание зависит от качества работы на уроке, ученик может сам регулировать количество работы, которую он будет выполнять дома.
Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа. Но все таблицы, конспекты и т.д. которые мы оформляем на уроке, ребята забирают домой и пользуются ими на протяжении всего учебного года. Это помогает и ребятам в дальнейшей работе и родителям, у которых зачастую возникают вопросы по оформлению работы, или её подготовке. В этом году я воспользовалась данной технологией после карантина, решив проблему уплотнения материала. Каждый ученик получил план работы с блоком тем по литературному чтению и русскому языку, таким образом, ребята могут заранее подготовится к любой теме, доработать материал, самостоятельно.
Заключение
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях, повышает интерес к предмету, развивает коммуникативные способности, предполагает работу ученика с текстами хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; а также экспериментальную работу. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
По урокам – модулям класс работает в течение 2-хлет (2-3-й класс) месяцев. Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.
Я продолжаю вести работу по освоению данной технологии. С каждой новой темой вношу изменения и корректировки. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, нужно проводить мониторинг и диагностирование, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным обучением. Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.
При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.
Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …
Литература
- Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва: 1989 г.
- Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г.
- Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2001 г.
- Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 1998 г.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 1998 г.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва.: 1988 г.
- Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 1996 г.
- Начальная школа.№2 – 2003. с.33.
По данной технологии мною разработан весь курс русского языка 4 –го класса (Рамзаева) и природоведения (А.Плешаков) 4 –го класса.
МОДУЛЬ 4.
ТЕМА: В ТУНДРЕ
При изучении темы ты должен:
- Знать природные условия тундры.
- Знать особенности растительного и животного мира тундры.
- Уметь показывать на карте зону тундры.
Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.
Учебный элемент | Как делать? Методические рекомендации. | Время работы. Контроль. |
УЭ – 0 Повторение материала об Арктике. | Цель: Проверить выполнение домашнего задания. Реши кроссворд. Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу. Покажи на карте Арктическую зону. | 3 мин. Проверка по ключу №1. Оценку поставь в тетради. |
У Э – 1 Изучение Нового материала. | Цель: Знать о природных условиях тундры. Знать особенности животного и растительного мира. Входной контроль: Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему? Почему нельзя посадить дерево в тундре? Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике. Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето? Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям? 3) Найди на карте зону тундру. Закрась её. Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53. Ответь на вопросы. Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких? Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре. Какое значение имеет для оленя широкие копыта. Прочти статью учебника стр 51. – 53. Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником. Дежурный, не забудь, что пора отдохнуть. Физкультминутка. |
2 мин.
8 мин.
2 балла за ответ
3 мин.
1 балл за ответ
7 мин. Комментирование |
УЭ – 2 Закрепление изученного. | Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания. Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания. Смотри подсказку. Ива (цветы, кора) ---------*------------песец Ягель ---------*---------- волк *----------- * ----------- * 2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.) 3) Прочти вывод. Стр. 58. | Работай в тетради. 3 мин Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.
6 мин
1 балл за ответ |
УЭ – 3 Контроль. | Цель: Проверить, как усвоен изученный материал. 1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота. 2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных. 3) Тестовая работа. Допиши предложения.
|
10 мин. 1 балл за ответ Проверь по ключу№3. Проверь по ключу №4.
|
|
|
|
Запиши задания к следующему уроку:
- Ответить на вопросы и задания стр.58.
- Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.
- Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.
- Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры.
- Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.
- Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.
Оцени свою работу на уроке.
- 25 – 23 балла оценка “5”
- 22 – 20 баллов оценка “4”
- 19 – 17 баллов оценка “3”
- 15 – 13 баллов оценка “2”
Спасибо за урок!
Русский язык. 4 класс. Модуль № 10
Тема: творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тип урока: Комбинированный.
Цели:
- знать правило правописания окончаний имён прилагательных в творительном и предложном падежах мужского и среднего рода.
- уметь правильно писать окончания прилагательных в творительном и предложном падежах.
- развивать устную речь.
- учит работать в малых группах.
- совершенствовать умение получать информацию.
- развивать логическое мышление через сравнение и анализ слов и словосочетаний.
УЭ – 0 Повторение пройденного материала о правописании прилагательных в дательном падеже. | Цель: Повторить правописание окончаний имён прилагательных в дательном падеже. Проверить выполнение домашней работы. Вспомни и расскажи правило о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже. Запиши под диктовку. Салют, трамвай, картина. выгон, пассажир, пальто, завтра, календарь. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. Составь 4 словосочетания с любыми из данных слов в дательном падеже прилагательное + существительное. Выдели окончание. Докажи, что написали правильно. Работа по развитию речи. У мудрого человека длинные уши и короткий язык. Прочтите пословицу. Объясните, в каком значении употребили прилагательные длинные и короткий? Пообдери ещё слова в переносном значении к слову ЯЗЫК. Ещё раз сделай вывод. Какие окончания имеют прилагательные в дательном падеже в мужском и среднем роде? | Время работы 7 мин. Эталон. 5 б – 0 ош. 4 б – 1 ош. 3 б – 2 ош. 2 б – 3 ош. 1 б – 4 и более ош.
2 балла за ответ. |
УЭ – 1. Изучение нового материала. Выучи правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах. | Цель: выучит правило о правописании окончаний имени прилагательного в творительном и предложном падеже. Сравнить падежные вопросы и окончания имён прилагательных в этих падежах,, научиться их различать. Спиши. Вставь прилагательные из скобок в словосочетание, изменив его по смыслу, запиши вопрос. Ставь ударение. Окружён … кустарником. Спрятался в … кустарнике. (густой, колючий). Встретился со … псом. Рассказал о … псе. (злой, дворовый). Любовался … озером. Отдыхал на.. озере. (лесное, красивое). В каких падежах употреблены прилагательные в данных предложениях? Назовите ударные и безударные окончания прилагательных в творительном падеже. Назови ударные и безударные окончания прилагательных в предложном падеже. Назови вопросы творительного и предложного падежей. Подумай, почему мы сравниваем эти падежные формы имен прилагательных? Запишем правило в виде таблицы. Какие окончания имеют прилагательные в творительным и предложном падежах в мужском и среднем роде? Проверьте по учебнику стр. 135 верно ли вы сделали вывод. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Выпиши номера словосочетаний с прилагательными в творительном и предложном падежах В зимнем уборе. 2. По длинному оврагу. 3. Зимним вечером. 4. Сильному морозу. 5. В дремучем лесу. 6. Доброго человека. 7. На синем небе. Вернись к цели учебного элемента 1, скажи правило. Дежурный! Не забудь, что пора отдохнуть! | Время работы 10 мин.
Взаимопроверка. Оцени работу товарища.
1 балл за ответ.
Сверь с эталоном учителя. 4 балла за правильно выполненную работу. Расскажи соседу по парте. |
УЭ – 2 Первичное закрепление. | Цель: Закрепить полученные знания о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах. Выполни упражнение № 308 стр. 136. Сделай фонетический разбор слова весёлом. Внимание! Аукцион прилагательных в творительном и предложном падежах “Кто больше?” по схемам. Весёлым, красивым, печальном, хорошем. | Время работы 6 мин. 3 мин. По 2 балла за слово.
|
УЭ – 3 Контроль полученных знаний. | Цель: Проверить, как усвоено правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Определи падеж, выдели окончания. Выполни задания. Солнце село за даль … лесом. Лес наполнился птичь.. гамом. О дальн … походе в моря, мечтайте, мечтайте друзья! В соседн … посёлке вырыли пруд. | Время работы 3 мин.
Проверка учителем. |
УЭ – 4 Проверь себя. | Цель: Уточнить всё ли усвоил на уроке. Вернись к целям урока и ответь на вопросы. На какие вопросы отвечают прилагательные в творительном и предложном падежах? Какие окончания имеют прилагательные в творительном и предложном падежах? Приведите примеры. | Время работы 3 мин. |
Упражнения для самостоятельной работы дома. Упр. 307 стр. 136. Подготовься к диктанту упр.310 стр. 137.
Оцени свою работу на уроке.
- 15 – 13 баллов “5”
- 12 – 10 баллов “4”
- 9 – 7 баллов “3”
- Меньше 7 баллов “2”
Приложение 1 (ключи к модулю №4), Приложение 2 (характеристика природных зон), Приложение 3 (беседа учителя).
Спасибо за урок! Если что-то не получилось, не расстраивайся, прочти теоретический материал ещё раз, выполни дополнительно упражнения, спроси у учителя о том, что не понял.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Особенности применения модульной технологии в начальных классах
Модульная технология является актуальной и востребованной. В статье вы найдёте ответ на вопрос, как применять технологию в начальных классах....
Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Выступление на МО по теме: "Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность."...
Применение модульной технологии в начальной школе на уроках русского языка при прохождении темы: "Слова с непроверяемыми написаниями"
Доклад для МО на тему: "Обучающие модули"...
Проект "Использование русско народных сказок с помощью модульного оригами в начальной школе
Изучение русских народных сказок с помощью модульной оригами в начальной школе Реальностью наших дней является рост числа детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Чело...
Технология модульного обучения в начальной школе
Ребята работают в группах по определенному заданию...
Использование технологии модульного обучения в начальной школе.
я использую технологию модульного обучения на уроках русского языка и математики . Это приносит свои плоды....