Рекомендации по преодолению дисграфии и дислексии у учащихся.
методическая разработка по русскому языку на тему

Окунь Ирина Николаевна

Частичное расстройство процессов письма и чтения обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок (не связанные с применением орфографических правил) возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения. Нарушения чтения и письма обычно встречаются в сочетании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по преодолению дисграфии и дислексии у учащихся.

Частичное расстройство процессов письма и чтения обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок (не связанные с применением орфографических правил) возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения. Нарушения чтения и письма обычно встречаются в сочетании.

Дислексия и дисграфия могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дисграфия и дислексия возникают при органических речевых расстройствах.

Значительно чаще встречаются ошибки в словоизменении, словоупотреблении предлогов, свидетельствующие о недостаточном овладении лексико — грамматическим составом языка. Эти ошибки носят ярко выраженный и стойкий характер и препятствуют усвоению различных разделов программы по русскому языку не только в младших классах, но и в средних и даже старших классах.

Дислексия и дисграфия могут быть следствием расстройства, связанного с нарушением восприятия пространства и времени, недостаточной сформированностью пространственных и временных представлений, так как процесс письма и чтения четко ориентирован в пространственных координатах и временной последовательности.

Коррекционная работа над преодолением ошибок письма

1) Пропуск букв в словах.

Сначала работа ведется по формированию простых форм звукового анализа:

уточнить и закрепить правильную артикуляцию сначала гласных, затем согласных звуков и узнавать звуки (гласные) по показу беззвучной артикуляции;

учить узнавать гласные и согласные звуки на слух в начале, в середине, в конце слова;

Прием:

Поднять букву, соответствующую заданному названному звуку;

Отобрать картинки, в названиях которых содержится определенный звук;

Записать из диктуемых только те слова, которые содержат заданную букву;

Дописать недостающую в конце слова букву;

Подобрать слова так, чтобы последний звук заданного слова стал первым звуком следующего;

Зашифровать слова, название картинки вместо всего слова написать только заданную букву, расставляя вместо остальных букв прочерки — например:  — - ш — - (кошка) и др..

Развитие сложных форм звукового анализа:

Составлять сложные слова, заменив в них гласные или согласные буквы (кот — кит, день — пень);

Определять количество и последовательность звуков в словах ( сначала в коротких, затем в длинных).

2) Замена букв по акустико-артикуляционному сходству (глухие — звонкие, свистящие, шипящие, сонорные и другие звуки).

При наличии таких специфических ошибок на письме и при чтении работа должна быть направлена на совершенствование фонематического восприятия правильных фонематических представлений.

Сравнение артикуляции пары звуков (например «д — т», установление сходства и различия — «д» — звонкий, «т» — глухой и т.д. )

Соотнесение их с соответствующими буквами с выделением характерных признаков букв ( «т» — три палочки, «д» — одна, длинная).

Чтение и запись слогов.

Чтение и запись слов.

Сопоставление по смыслу и звучанию слов — паронимов (день — тень, дочка — точка).

Дифференциация в словах

3)Замена букв по кинетическому сходству (б-д, о-а, и — у, т — п, л — м, х — ж)

Работа начинается с развития зрительно — пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространственном расположении элементов целостной фигуры.

Приемом является поэлементная запись смешиваемых букв с проговариванием. Работа должна включать такой комплекс упражнений, который направлен на закрепление связи между акустическим, произносительным, зрительным и двигательными образами буквы. К работе над формированием целостного образа буквы как письменного знака должны привлекаться все анализаторы.

Примерная схема работы по дифференциации смешиваемых букв.

Уточнение артикуляции звуков (как произносите каждый звук: положение губ, языка).

Сопоставление звука по артикуляции (сходство и различие).

Соотнесение звука с буквой. Установление сигнальных признаков каждой буквы.

Чтение слогов (таблица слогов выполнена в рукописном шрифте).

Конструирование букв из элементов.

Поэлементная запись букв с проговариванием.

Диктант слогов (диктовка серии слогов, отраженное проговаривание хором, запись серии слогов).

Нарушения внимания и навыков контроля чаще сопутствуют и усугубляют дефекты письменной речи. Поэтому целесообразно в коррекционно — педагогическую работу включать упражнения по развитию внимания.          

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Материал содержит психолого - педагогические исследования особенностей нарушения чтения и письма у младших школьников с ЗПР, а так же направления коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и...

Рабочая коррекционная программа с 1- 4 класс: Преодоление дисграфии и дислексии

Рабочая программа включает в себя: - информационную карту программы;- пояснительную записку;- используемую литературу;- содержание коррекционно- логопедического сопровождения;- календарно-тематич...

Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии

Что такое дисграфия и дислексия и как с этим бороться....

Методические рекомендации по преодолению дисграфии у младших школьников с ОВЗ

Методические рекомендации содержат классификацию дисграфии  и приемы работы по ее преодолению....

«Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников".

Дисграфия – стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложн...

Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии у младших школьников

Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие дети вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-т...

«Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников".

laquo;Комплекс упражнений по профилактике и преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников. В последнее время всѐ чаще и чаще учителя начальных классов и учителя-логопеды сталкиваются с такой...