конспект урока "Сочинение - описание картины И.И. Левитана "Март" 4 класс русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока "Сочинение- описание по картине И.И. Левитан "Март" 4 класс русский язык. В конкпекте представлен материал , который поможет провести урок - подготовить учащихся к написанию сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

             Сочинение – описание по картине И.И. Левитана  «Март»

Цели: формировать умение определять тему и основную мысль, правильно и точно употреблять слова в сочинении;

формировать умение составлять художественное описание природы на основе     пейзажной живописи (композиция, определение темы, настроение);

способствовать развитию речи и творческого воображения, чувства прекрасного и интереса к живописи.

Планируемые результаты:

Личностные: понимать необходимость сотрудничества с учителем, понимать необходимость товарищеского сотрудничества.

Метапредметные: умение вести диалог, умение определять общую цель, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной и письменной формах.

Предметные: учащиеся получат возможность научиться письменно излагать мысли на заданную тему, писать сочинение – описание по заранее составленному плану.

                                      Х О Д   У Р О К А

  1. Постановка учебной задачи.

Притча “КРАСОТА”

В.А. Сухомлинский

   Шли два путника. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

– Смотри, какой прекрасный цветок!

– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем – Это же серый камень.

– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –  возразил человек с горячим сердцем. – Надо  освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень.

Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

– Да, крепкий камушек….

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту? А что мешает?

- Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

- Что ему помогло?

     Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит писать сочинение – описание по картине И.  Левитана и я надеюсь чувствовать ваши горячие сердца

Какие задачи будут стоять перед нами?

(ответы учащихся)

Игра «Собери стихотворение»

У каждого из вас есть части стихотворений Вам необходимо быстро и правильно «собрать» стихи, вспомнить авторов. (У каждого ученика набор карточек со строчками из стихов)

1 Зима недаром злится,

      Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора. ( Ф.Тютчев)

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли. (А.К. Толстой)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит. (А.Н. Плещеев)

- Что объединяет эти стихи?

- А какие еще стихи о весне вы знаете?

Весна вдохновляла на создание прекрасных произведений не только поэтов, но и композоторов

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский в 1876 году написал альбом «Времена года», состоящий из 12 музыкальных пьес. Послушайте одну из них.

- Какие картины увидели? (Словесное рисование)

А называется эта пьеса «Март»

- Какие еще виды искусства помогают нам видеть красоту родной природы?

Богатство красок и звуков весенней природы привлекало внимание не только композиторов, поэтов, но и художников.

  1. Рассматривание картины

 Открываем картину И.И. Левитана «Март»( название закрыто)

- Посмотрите внимательно на картину. Какие ассоциации вызывает у вас эта картина?

- Какие мысли и чувства возникли, когда вы любовались картиной?

- Вы раньше видели картину?

- Как вы думаете, как называется эта картина? Почему?

- Какое время года изобразил художник?

- Что изображено на переднем плане? Каким показан конь?

- Что изображено на заднем плане? В центре картины?

- Как автор изобразил просыпающуюся природу?

- Какими красками пользовался художник, изображая дорогу? Снег под деревьями?

- Обратите внимание на небо. Что вы можете сказать о нем?

- Соответствует ли оно времени года?

- Как художник подчеркнул, что это теплый день?

 - Какие мысли и чувства вызвала у вас картина?

А теперь шагнем в картину? Что слышите? Что чувствуете7

  1. Работа по карте урока.

Задание 1. Подберите и запишите слова, словосочетания (лексические средства), которые помогут описать картину. Используйте прием олицетворение. ( шагает по зимнему одеялу красавица – весна. Взмахнула одним рукавом – потекли ручьи, растаял снег. Взмахнула другим – запели птицы. и т.д.)

            Задание 2.  Описание объектов, изображенных на картине.

Заполните таблицу – описание:

Описываемые предметы

Лексические средства описания

Снег

Какой он? От чего зависит цвет снега?

Дорога

Какой снег на дороге?

Конь

Какой он?

Небо

Какой он?

Деревья

На переднем плане:

На заднем:

Физминутка

Задание 3 . Составление плана сочинения

Чтобы получилось сочинение, передающее мысли и чувства художника, давайте составим план

- Как начать сочинение? ( Несколько строк посвятить художнику, сказать о природе картины.)

  Историческая справка.

      Исаак Ильич Левитан был крупнейшим мастером русского пейзажа. Он создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность. Особенно это чувствуется в картине «Март». Для живописи Левитана характерно раскрытие тончайших состояний природы. Он очень тонко изображает глубоко трогательные, часто печальные черты, «которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

 К лучшим произведениям художника относятся также картины «Вечерний звон», «Лилии в пруду», «Туман», «На Волге», «У омута», «После дождя»

- О чем будете писать в основной части сочинения? ( Опишем время года, краски картины, раскроем замысел художника)

- О чем напишете в заключительной части сочинения?

                       Примерный план

  1. О художнике.
  2. Время года на картине.
  3. Гармония природы.
  4. Краски картины.
  5. Мои мысли о картине.

Лексико-грамматическая подготовка

Запомните, художник картину пишет, а не рисует.

Подберите синонимы

Художник - _________________________________________________

Нарисовал - _________________________________________________

Картина - ___________________________________________________

Опишите приход весны.

( плывут легкие облака, высокое синее небо, белоснежный снег, растаявшая дорога.)

Опишите лес. (редкие деревья тянутся к солнцу, хрупкие, точно прозрачные0

Задание 4. Устное составление описания картины по плану

 − Поподробнее остановимся на каждой части.

1. Как можно начать  сочинение ?

(Передо мной картина известного русского художника …)

2. Что будете описывать в основной части?

(Небо, снег, деревья, лошадь.)

 − Как начнёте?

(На картине изображена ранняя весна.)

 3 . Как можно закончить?

(Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство … от того, …)

(Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство … при виде …)

(Трудно оставаться равнодушным, когда видишь …)

(Мне эта картина очень нравится, чувствуется, что художник любил русскую природу.)

Задание 5. Написание сочинения ( слабым ученикам выданы карточки – помощники)

Итог урока. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, используя нашу шкалу самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Описание авторской модели универсального пособия по русскому языку для начальной школы "Звуковой светофор "

Звуковой светофор можно разбить на 2 сектора: 1- цветной сектор 2- обозначения орфограмм. для крепления можно использовать гайку и винтик из школьного конструктора. Чтобы светофор прослужил дольше, мо...

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» Русский язык. 4 класс

Цель:познакомить с содержанием картины, ее композиций, деталями; написать сочинение, выразив свое отношение с изображенному, точно употребив слова и словосочетания в тексте....

"Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка», русский язык, 3 класс. Автор: Милых Галина Викторовна

Урок русского языкаТема урока:  Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»Класс: 3Тип урока: Урок открытия новых знанийВид урока: Проектная деятельностьУчебно-методи...

Конспект урока по теме "Текст. Предложение" 1 класс русский язык

Конспект урока по теме "Текст. Предложение" 1 класс русский язык...

Конспект урока Исторические картины (этюд гуашью) 3 класс

Цели деятельности учителя: Ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин.Планируемые результатыПредметные:- воспринимать жанр исторической картины;- ...

Конспект урока ИЗО «Картина-Портрет» (фломастеры) (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине-портрете, создание условий для развития умения изображать картины-портреты фломастерами, поддержка творческого отношения к выполнению ра...