Обобщение правил о правописании корня
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Данный урок проводится в 3 классе по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.obobshchen.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

          Разработка  урока  в  3- классе  Сиюховой   Н. К.

Тема:  Обобщение  правил  о  правописании   корня

Цели:   1. Обобщить  знания  о  написании  безударных  гласных, парных

               Согласных  и  непроизносимых  согласных  в  корне  слова.

              2. Пробуждать  интерес к языку, используя  занимательные  задания.

              3.  Развивать  орфографическую  зоркость, наблюдательность,  

                   внимание, логическое мышление.

Оборудование: графпроектор, таблицы, кроссворды, карточки, ребусы. 

                                        Ход  урока.

  1. Организационный  момент.

    Каждый  день – всегда , везде,

     На  занятиях, в игре.

     Смело, четко  говорим

     И тихонечко  сидим.

                             (учащиеся  хором)

     Пусть  этот  день несет  нам  радость  общения, наполнит  сердце

     Благородными  чувствами.

                          (учитель)

  1. Работа  над  материалом.

  1. Расшифровка  темы  урока

Гласные  и  согласные

Бывают  такие  опасные!

Звуки  очень  ясно  слышится,

А  буква  другая  пишется.

            (Безударные  гласные  и  парные  согласные)

Иногда  согласные

Играют с нами  в  прятки,

Они  не  произносятся,

Но  пишутся  в  тетрадке.

                   (непроизносимые  согласные)

  1. Орфографическая  разминка.

Игра  «Замени  одним  словом»

Задание:

        Объяснить  орфограммы

  1. Маленький  ребенок – малыш.
  2. Молодое  поколение, молодые  люди – молодежь.
  3. Шестой  день недели – суббота.

3.Работ у  доски.

Задания:

     Вставить  пропущенные  буквы  и объяснить  орфограммы.   

З . п . вать  лекарство- з . п . вать  песню

П . л . скать  белье – п . л .скать  щенка

Прим . рять  платье – прим . рить  друзей

Приписать слова- антонимы  и  первое  слово  разобрать  по  составу.

веселый – грустный

высокий – низкий

дешевый – дорогой

Объяснить  орфограммы  и  второе  слово  разобрать  по  составу.

М      р        к         о          ь

П     л          щ          к          а

П         б                ж      а             л           и

Составить  словосочетания,чтобы  выделенные  слова  были прилагательными.  В  первом  слове  посчитать  количество  звуков  и  букв.

поступок  чести -          честный  поступок  

день  радости  -                 радостный  день

счастье  в  жизни -           счастливая  жизнь

Раскрыть  скобки  и  написать  проверочные  слова, объяснить

орфограммы.

вкус( ?) ный –               вкус

вес (?) ник –                  весть

прелес (?) ный -            прелесть

  1. Работа по рядам.

Задания:

    А. В. Полякова «Русский язык»: Упражнение №249. Распределить слова в  три  группы:

1 р. Слова  с безударными  гласными  в  корне.

2 р.  Слова  с  парными  согласными.

3 р.  Слова  с  непроизносимыми  согласными.

4 р.   Ситимова С. С., Чуяко А. Б. «Родные  просторы»:  «Снежинка»,

        с. 77- 78 выписать  слова  с непроизносимыми  согласными.

                                                                                        (проверка)

  1. Орфографическая  разминка.

Молодцы! Вы  хорошо  поработали, и  чтобы  немного  отдохнуть,

я  загадаю  вам  загадку.  

          Хорошо  по  лестнице

           Нам  идти  с тобой,

           Лестница – чудесница

           Бежит  сама  собой.

                                         (эскалатор)

Назовите  слово  с  непроизносимыми  согласными.

                                                                            (лестница)

Какой  согласный  звук  не  произносится?

                                                                    (т)

    Подберите  проверочное  слова ,чтобы  согласный  т  слышался ясно. Да ,таких  слов  нет.

       В  нашем  языке  есть   еще  два  слова,   которых  нельзя  проверить   непроизносимые   согласные.

                                                                        (праздник, чувство)

историю  этих  слов,  то  мы  увидим,  что  эти  буквы  не  зря  находятся  в  данных  словах.

        Слово  «лестница»  произошло  от  древнерусского  лествица, от  слова   лества (лезть) – то , с помощью  чего  лезут,

         Слова «чувство» из  старо – славянского языка  чувьство  образовано  с  суффиксом  ьство,  от чути – слышать , ощущать.

         Слова  «праздник»  в  древнерусском  языке  звучало  праздь

(свободный  от  работы  день),  отсюда  и  буква  д.

  1. Письмо  по памяти.

                 Праздничное.

Пусть  будет  со . нце  ясным

И  речка  голубой

А  Родина – прекрас  (?)  ной

И  вечно  м . л . дой.

  1. Орфографическая  разминка.

Задания:

       Ребусы   (объяснить  орфограммы).

       Лодка                         К

1)     Д   Ж        2)           Ход

               

              Ложка                                        находка

3)

Праздники  есть  не  только  у  людей, есть  праздники  и  у  природы. Какие? 

                                                                        (первые  соловьи, первая  зелень)

   У  леса  тоже  бывают  свои  «праздники». Лес  вам  приготовил  к  своему

«празднику» задание.

8. Творческая  работа.

   О  какой  это  поре? Списать,  исправляя  ошибки, допущенные  в  тексте.  (надпись  на  доске). Разобрать  5  предложение  по  членам  и  частям  речи.

                                   Зима  влису.

     Побелели  паля и  луга. Льдом  покрылась  рика.  Она  уснула,  как   в  сказке. На  диревьях  лижат   сниговые  шупки. Пушыстые  варешки  на  ветках  сосен. Маладые  елочьки   укрылись  мягким  снишком. Наснегу  кругом  узоры  птичьих  слидов.

9.Работа  с  графпроектором.

        (Текст  на  доске.)

Видит: весь  сияя  в  злате,

Царь  Салтан  сидит  в  палате

На  престоле  и  в  венце

С  печальной  думой  на  лице.

Добрый  день, князь  ты  мой  прекрасный,

Что  ж  ты  тих,  как  день  пасмурный?

Опечалился  чему?

Угадали  сказку?

          (синонимы)

с  печальной - с  грустной

добрый  день- здравствуй

пасмурный – ненастный

Задание:

   Замените  подчеркнутые  слова  синонимами  с  непроизносимыми   согласными,  и  тогда  мы  получим  тот  текст,  который  был  у  А.С.Пушкина.

10.Работа  по  группам.

1 гр.  Решите  кроссворд.   Напишите  слова.  Подчеркните  в  них  двойные

согласные.  

            

                                                     1.Как  называется  комната, где  учатся  дети?

                                                     2.Как  называется  язык, общий  для  всех                              

                                                      советских  народов?

                                                     3.Как  называется  шестой  день  недели?

                                                                      (класс, русский, суббота)

2  гр.  Решите  кроссворд. Слова  с  безударными  гласными  о.

                                                             (полоса, голова, борода,  голоса)

                                                                         (золотой, молодой)

3  гр.  Решите  кроссворд. Слова  с  непроизносимыми  согласными.

                                             1.Что  обогревает  землю?

                                             2.Как  называется  ряд  ступенек, идущих вверх?

                                             3.Как  называется  растение,  растущее  на  болоте?

                                             4.Как  называется  того, кто  принес  весть?

                                                       (солнце, лестница, тростник, вестник)

4 гр.  Разгадай  ребусы. Напиши  слова  с  двойными  согласными.

  1. Подведение  итогов  уроков.

Какое  слова  загадал  нам  сегодняшний  урок?

Парные  согласные  в  слове  лук                                       к                                                                       

Безударный  в  корне  столовая                                          о

Сонорный  звук  в  слове  крот                                           р

Безударный  гласный  в  корне  слова  звездочет             е

Сонорный  звук  в  слове  зубной                                       н

Буква, которая  не  имеет  звука  в  слове  камень            ь

А  почему  именно  это  слова?

    Наверное,  потому  что  безударные  гласные, парные  согласные  и

Непроизносимые  согласные  в  корне  слова.

        Умницы!

Какой  вывод  можно  сделать  после  нашего  исследования?

    Безударные   гласные, парные  согласные  и  непроизносимые  согласные  в  

корне  слова   в слабой  позиции  всегда  нужно  проверять.

 

   

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Обобщение знаний правил правописания корня".

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний правил правописания корня». Программа – «Классическая начальная школа».Данный урок позволяет закрепить знания о правописании слов с безударным...

Обобщение знаний о правописании корня 3класс

Закрепить умение находить орфограммы в корне, выделять корень в слове, подбирать проверочные слова...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Урок русского языка «Обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова»

Тема урока:  обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова...

«Русский язык» в 3 классе на тему: «Обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова»

laquo;Русский язык» в 3 классе на тему: «Обобщение правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова»...

Конспект урока русского языка на тему: "Обобщение правил о правописании корня" (3 класс)

На этом уроке русского языка происходит формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных действий. Применяются различные методы и приёмы формирования УУД на уроке....