Главные вкладки

    Викторина по русскому языку "Наш интересный русский язык"
    классный час по русскому языку (4 класс) на тему

    Викторина проводится среди учащихся 4 классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект викторины по внеурочной работе по русскому языку для 4 «Б» класса на тему: «Наш интересный русский язык»

    Цели: Дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развивать познавательный интерес; научить ребят следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создание в детском коллективе атмосферы дружелюбия, эмоционального подъема и комфорта.

    Правила игры: Игра проводится в качестве внеклассного мероприятия. В игре участвуют две команды – ученики 4 класса. Игра идет в шесть туров.

    На каждый тур от команды требуется четкий ответ на поставленный вопрос, после чего правильно отгадавшей команде дается 1 балл, после окончания игры детям вручаются грамоты с призовыми местами.

    Задачи:

    Образовательные:

    • обобщить знания учащихся за весь начальный курс;
    • совершенствовать умение быстро отвечать на заданные вопросы;
    • Развивающие:
    • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
    • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к русскому языку;

    Тип внеурочного занятия: Закрепление полученных знаний.

    УУД:

    Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке.

    Познавательные: осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.

    Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы, высказывать свое мнение, свою позицию.

    Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.

     Ход игры

    Позитивный настрой.

    Учитель:

    – Раз, два, три, четыре, пять,
    Начинаем мы играть!
    Будем сказки вспоминать,
    Дружно русский повторять.
    И к загадкам ответ добудем!

    Объявление правил игры.

    Ведущий: Первые шесть туров нашей игры будут посвящены вопросам из области русского языка. 

    1 тур. Звуки и буквы.

    (Презентация ЗВУКИ И БУКВЫ)

    • Какая буква в алфавите первая? (А)
    • На эту букву посмотри – Она совсем как цифра три. (З)
    • Расставь буквы и прочти название животного АЗОК (КОЗА).
    • Какая буква в алфавите следует за буквой Н? (О)
    • Назовите количество звуков в слове МЯЧ. (3)
    • У бабы две, а у девки ни одной. (Буква Б)
    • Назови 11 букву русского алфавита (Й).
    • Поставь ударение в слове щавель (щавЕль).
    • В названии какого месяца есть первая и последняя буква русского алфавита? (Январь)
    • Сколько гласных букв в русском языке? (10)
    • Замените следующее словосочетания одним словом с удвоенной согласной Популярная игра на льду. (Хоккей)

    2 тур. Лексика.

    (Презентация ЛЕКСИКА)

    • Подбери антоним (противоположное слово) к слову  широкий. (узкий)
    • Замени словосочетание богатый человек одним словом. (Богач)
    • Как называется большое количество пасущихся коров? (Стадо)
    • Подбери антоним (противоположное слово) к слову  неряшливый. (аккуратный)
    • Замени словосочетание сильный человек  одним словом. (Силач)
    • Назови четвёртое «лишнее»: вода, водитель, подводный, водянистый.
    • Подбери антоним (противоположное слово) к слову скучный (интересный).
    • Замени словосочетание храбрый человек одним словом (храбрец).
    • Назвать синоним (сходное по значению, но различное по звучанию) слову спать (дрыхнуть, почивать).
    • Подбери противоположное слово (антоним) бесполезный – ценный.
    • Замени одним словом Мудрый человек. (Мудрец)
    • Составить три словосочетания со словом медведь.

    3 тур. Фразеология.

    (Презентация ФРАЗЕОЛОГИЯ)

    • Замени одним словом кожа да кости (худой).
    • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? (Нос)
    • Замени устойчивое словосочетание в час по чайной ложке одним словом (медленно).
    • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают. Что это? (Уши).
    • Замени слово дремать устойчивым словосочетанием (клевать носом).
    • Замени устойчивое словосочетание раз, два – и обчелся одним словом (мало).
    • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Что это? (Ветер)
    • Назови  устойчивое словосочетание со словом  язык (чесать языком, вертится на языке, держать язык за зубами, язык без костей).
    • Замени устойчивое словосочетание куры не клюют одним словом (много).
    • Какое из приведенных словосочетаний не имеет переносного смысла?
      - обвести вокруг пальца;
      - смотреть сквозь пальцы;
      - согнуть палец;
      - пальцем не пошевелить.
    • Назвать устойчивое словосочетание со значением “бездельничать” (сидеть сложа руки, лодыря корчить, бить баклуши).

    Учитель: Оставшиеся туры нашей игры помогут вам вспомнить сказки и литературные произведения.

    4 тур. Сказочные герои.

    (Презентация СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ)

    • Железные зубы, костяная нога. Все люди знают - это …(Баба Яга)
    • Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)
    • Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка)
    • Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок? (Мальчик-с-пальчик)
    • Снежная баба в детстве. (Снегурочка)
    • Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство? (Емеля)
    • Кто должен был дернуть за веревочку, чтобы попасть в бабушкин домик? (Красная Шапочка)
    • Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке. (Доктор Айболит)
    • Нам кажется, что имя этой популярной и любимой всеми сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. О ком идет речь? (О Золушке)
    • Летела стрела и попала в болото,
      И в этом болоте поймал её кто-то.
      Кто, распростившись с зелёною кожей,
      Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная)
    • Кто разморозил сердце Кая? (Герда)
    • «Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку» кто это? (Карабас Барабас)
    • 5 тур. Загадки.

    (Презентация Загадки)

    У славян запрещалось  это произносить летом и днём;

    В древности  – средство испытания на свадьбе, теперь – народная забава;

    • У древних греков это занятие приравнивалось к единоборству.

     

    З 

     А 

     Г 

     А 

     Д 

     К 

     А 

    Мы часто слышим загадки, но не задумываемся, какую роль они играют в жизни человека и какое назначение они имеют. Основное назначение загадки в том, чтобы выявить, насколько догадлив, сообразителен человек.

    В народных обычаях вплоть до 19 века загадывание загадок было обязательной принадлежностью свадебного обряда. Владимир Даль записал пословицу, которую приводил в назидание жениху: «Выбирай такого дружку, чтобы загадки разгадывал». В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать её загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя – летом и днем. Это вызывало напасти.

    У древних греков и древних германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам, неотгадавший загадку мог поплатиться жизнью. В греческом мифе Сфинкс – насланное на людей богиней Герой крылатое чудовище с телом льва и головой человека – умервщлял каждого, кто не мог отгадать его загадок. Когда же Эдип разгадал загадку, Сфинкс бросился со скалы и погиб. В славянских поверьях русалки тоже губят людей, не отгадавших их загадок. Вот какую силу имели загадки. И мы сейчас померяемся своей силой – умением разгадывать загадки.

    • Маленький Ивашка, деревянная рубашка. 
      Где носом ткнет, там черту проведет. (Карандаш)
    • Ускользает как живое, но не выпущу его я. 
      Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне. (Мыло)
    • Один костер весь мир обогревает. (Солнце)
    • Под одной крышей 4 брата стоят. (Стол)
    • Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень. (Часы)
    • То рыжая, то серая, а названьем белая. (Белка)
    • Ношу их много лет, я счету им не знаю. 
      Не сею, не сажаю – сами вырастают. (Волосы)
    • ыстро грызет, мелко жует, а сама не глотает. (Пила)
    • Откроешь, а обратно не закроешь. (Яйцо)
    • Стоят в лугах сестрички, золотой глазок, белые реснички (Ромашка)
    • Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (Зеркало)
    • Что такое – из нее берешь, а она больше становится? (Яма)

    6 тур. Литература.

    (Презентация ЛИТЕРАТУРА)

    • Кем была принцесса, которая убегая, обронила туфельку? (Золушка)
    • Кому принадлежат стихи: “Мальвина бежала в чужие края, Мальвина пропала, невеста моя”(Буратино)
    • У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
    • Фруктово-огородная страна.
      В одной из сказок есть она.
      А в ней – герой – мальчишка овощной,
      Он храбрый, справедливый, озорной.(Чиполлино)
    • Что делает Кот учёный, когда идёт направо? (Песнь заводит)
    • Дедушка – любитель зайцев (Мазай)
    • Какие волшебные слова говорила девочка Женя, когда отрывала лепестки цветика-семицветика?
      (Лети, лети, лепесток,
      Через запад на восток,
      Через север, через юг,
      Возвращайся, сделав круг.
      Лишь коснешься ты земли –
      Быть по-моему вели)
    • Место, где Чуковский не рекомендует гулять детям. (Африка)
    • Сначала он посетил Цветочный город, затем Солнечный, а в конце концов отправился совсем далеко – на Луну. Кто это? (Незнайка)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Викторина по чтению на тему "Русские народные сказки"

    Используется при изучении темы "Сказки"...

    методическая разработка викторины "Добро и зло в русских народных сказках"

    Внеклассное мероприятие, позволяющее    расширять знания учащихся о сказках;                  ...

    "Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

    На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

    Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык...

    Язык прекрасный русского народа,Как ты пленителен, как близок мне!Какие тайные созвучья-струныРодишь ты вдруг в душевной глубине!Великий, мощный, благозвучный...Язык славянский, ты - язык и мой.В твои...

    Викторина на предметной неделе по русскому языку

    Эта викторина является одним из примеров заданий, которые даются детям на предметной неделе. Вопросы для викторины подбирались с учётом прохождения школьной программы по "Школе 2100" для каждой паралл...

    Внеклассное мероприятие. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»

    Данное внеклассное мероприятие посвящено недели русского языка в начальной школе.Цели: - расширять кругозор в области русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со сло...

    Викторина по литературному чтению и русскому языку для 4 класса

    Викторина расчитана на 1 урок. В неё включены задания на знание прославленных персонажей, авторов сказок. А , так же, на знание алфавита....