Урок русского языка по теме: "Род имён существительных. Определение рода имён существительных".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лазарева Татьяна Борисовна

Первый урок по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка

   по теме: «Род имён существительных. Определение рода имён существительных».

Планируемые результаты урока: учащиеся научатся приводить примеры существительных женского, среднего и мужского рода, определять род существительных с использованием личных местоимений.

Метапредметные УУД:

.) познавательные

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

.) регулятивные

- ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов – целеполагание;

- уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям, вносить необходимые коррективы, уточнения;

.) коммуникативные

- работать с учителем;

- активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

- работать в группе.

Личностные УУД:

- осваивать новую социальную роль «Я-ученик»;

- предоставить учащимся самостоятельность в решении учебных задач;

- создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослым.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с именами существительными, модель человека, клей-карандаш, цветные кружочки.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

1.

Самоопределение к деятельности.

(2 минуты)

- У  нас сегодня хорошее настроение. Мы готовы узнать много нового! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь вместе с нашим солнышком. Обнимитесь и пожелайте друг другу удачи.

 Каждый выполняет пожелания учителя.

Работа в парах.

Презентация.

2.

Актуализация знаний.

(5 минут)

- У вас на столах  лежит человечек, который будет путешествовать с нами весь урок , и помогать вам узнавать новое. Зовут его Знайка. У каждого человечка в рюкзаке лежит карточка красного цвета со словами.

1группа- мама, девочка, погода, кофта, летит.

2 группа – папа, красивый, мальчик, дядя, свитер.

3 группа – крыло, яркое, солнце, веселье, колесо.

- Найдите лишнее слово в группе.

- Что общего у всех слов на ваших карточках?

-Что мы знаем о существительных?

-Приведите примеры.

Дети разбиты на 3 группы.

Осуществляют анализ материала.

Групповая работа, презентация,

Элементы игра «Найди лишнее».

3.

Постановка учебной задачей.

(4 минуты)

- Есть ли отличие у существительных первой группы , второй и третьей.

Какое?

- О чём же будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, узнаем новый грамматический признак имени существительного - род.

- Какой род может быть у имён существительных? (Был дан материал во 2 классе).

Анализируют , опираясь на собственный опыт, знания.

Беседа с подводящая к теме.

 

«Открытие нового знания».

(8  минут)

- Возьмите карточку зелёного цвета.

Прочитайте предложения с вашими именами существительными. Это упражнение поможет научиться определять род. И запишите в тетрадь эти предложения, заменив существительные подходящими личными местоимениями.

1 группа –

Мама пошла лес.

Девочка стучала по стеклу.

2 группа-

Папа строил дом.

Мальчик пошёл в огород.

3 группа-

Солнце светит ярко.

Колесо крутилось быстро.

- Как же определить женский род? Какое местоимение поможет?

 Стихотворение читаю:

Женский род запомню я

И скажу: «Она- моя».

Какое ещё слово помогает определить род?

Какое местоимение  помогает определить мужской род?

Стихотворение:

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Какое местоимение  помогает определить средний род?

Стихотворение:

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё.

- Давайте  прочитаем правило, которое вы смогли вывести. Стр.64, 65 – правило.

Самостоятельная работа, анализ и синтез, развитие речи.

Работа с учебником.

Групповая работа, диалог, подводящий к открытию знания.

Физкульминутка : группа встаёт и берётся за руки. Я читаю слова, а вы ловите слово своего рода( приседаете).

Берёза, дуб, клён, земляника, осина, просо, зерно, мухомор.

5.

Первичное закрепление. ( 5 минут)

- Как же определить род существительных?

Стр. 65 упр.36.

- Что будем делать?  Записываем по две строчки и выполняем задание.

Дети выходят к доске, записывают по две строчки и определяют род существительных.

Работа у доски, комментированное письмо.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(5 минут)

-На доске изображены картинки.  Запишите названия картинок в три столбика, распределив по родам.

- Сверяем свои ответы с ответами Знайки на доске.

- Кто выполнил правильно все задания?

- Кто допустил 1-2 ошибки?

- Кто допустил более 3 ошибок?

- Оцените свою работу.

Самостоятельно выполняют задание, находят ошибки.

Интерактивная доска, самооценка.

7.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(10 минут)

- Ребята, следующее задание для вас приготовил Знайка.

-Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Напишите предложения в соответствии со шифром. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

С..ешь и м..рко..ку , коли яблоч..ка нет.

(Без) с..баки зайца не п..ймаешь.

Лучше хле.. с в..дой, чем п..рог с б..дой.

Тот же м..дведь, да в другой шерсти.

Со..нца нет, так и месяц греет.

Дети коллективно объясняют смысл пословиц, находят существительные, определяют род и думают к какому шифру относится предложение. Записывают в тетрадь, помогая друг другу в написании букв.

Проверяем написание, проговаривая орфограммы.

Фронтальная работа, комментированное письмо, анализ мтериала.

8.

Рефлексия деятельности. (2 минуты)

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось больше всего?

- Приклейте своему человечку выражение лица, соответствующее вашему настроению.

- Покажите на ладошке, как вы работали.

За урок оценки…….

Ответы детей.

Приклеивают лица.

Беседа, игра «Ладошка».

9.

Задание на дом.(2 минуты)

Стр.64, 65 – правила, стр.65 упр.38.

Записываем задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Знакомство с родом имён существительных".

Урок русского языка с презентацией и приложением по теме: "Род имён существиетльных". Первый урок по данной теме - знакомство с каегорией рода имён существительных по системе Л.В.Занкова....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе".

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе."...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

урок русского языка в 3 классе "Упражнение в определении падежа имён существительных" с презентацией

урок русского языка в 3 классе  "Упражнение в определении падежа имён существительных" с презентацией...