Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ремизова Елена Васильевна

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.  «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального образовательного учреждения Пехлецкая средняя общеобразовательная школа им. В.В.Соловова «Незнановская основная  общеобразовательная школа»

Методы и приемы словарной работы

на уроках русского языка

в начальной школе

Подготовила Ремизова Елена Васильевна,

учитель филиала  МОУ Пехлецкой СОШ

им. В.В.Соловова «НезнановскаяООШ»

2013г.

Содержание

                                                                                                Стр.

Введение……………………………………………………………….        3 - 4

1. Актуальность данной темы…………. ……………………………            4 - 5

2. Цель и задачи разработок. …………………………………….                 6 3.Применение данной разработки в практике.                                              6 - 7

4. Место, роль и содержание словарно-орфографической работы на уроке русского языка. ……………………………………………………………….7 - 8

5. Наиболее эффективные этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями. ………………………………………………………………8 - 11

6. Этимологический анализ – одно из средств запоминания словарных слов.  ……………………………………………………………………………….11 -14

7. Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для формирования и совершенствования орфографического навыка…………………………..14 - 19

8. Виды работ со словарными словами для первого класса. …………….19 -23

9. Виды работ со словарными словами для второго класса. …………….23 - 28

10. Виды работ со словарными словами для третьего и четвёртого классов. ………………………………………………………………………………...28- 32

10. Использование ИКТ на уроках русского языка при изучении словарных слов. …………………………………………………………………………32 - 36

11. Актуальность  педагогического опыта. ………………………………36 - 37

12. Результативность педагогического опыта.  ………………………….37 - 38

13.Заключение………………………………………………………          38 - 40 14.Список литературы. ………………………………………………….40 - 41

Приложения

Введение

Язык и стар, и вечно нов -

И это так прекрасно!

В огромном море - море слов -

Купайся ежечасно!

       Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

        На протяжении всего курса русского языка в начальной школе большое значение придаётся словарной работе. Эта работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, сфер их употребления, многозначности и переносных значений и использование новых усвоенных слов в речи. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее и красивее его речь. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова часто ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала, а без усвоения слов с непроверяемым написанием нельзя в полной мере овладеть грамотным письмом.

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.         «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

  В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.

       Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших

Актуальность данной темы

           Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

        Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

      Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

      Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

        Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного учебного взаимодействия, т.е. будут иметь здоровьесберегающий контекст.

Цель и задачи разработок.

        Цель моей работы – разработать методический материал для словарной работы на уроках русского языка по повышению орфографической зоркости при работе со словарными словами.

       Задачи: изучить методическую литературу по теме; выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов; обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

Применение данной разработки в практике.

       В своей методической разработке я провела анализ и описание разработанных мною разнообразных приёмов словарной работы на уроках русского языка в начальных классах. Разнообразие форм словарной работы с учётом современных методик повышает качество усвоения материала, интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию обучения. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

    Все эти разработанные мною виды работ со словарными словами применяю в практике. Результатом применения данной методики является прочное усвоение детьми правописания слов.

      Также я разработала дидактическое пособие по организации словарной работы в 1 классе по  учебнику «Русский язык. Первые уроки». Автор Бунеев Р.Н. Данное пособие помогает организовать словарную работу на уроке, разнообразить её, позволяет разносторонне подходить к изучению таких слов. Пользуясь этим пособием, дети узнают точное значение слова, его этимологию (происхождение), а также выполняют ряд упражнений для запоминания правописания слова.

       По каждому изучаемому слову даны от 5 до 8 упражнений. Это вовсе не значит, что работа с этими упражнениями должна проводиться на одном уроке. К ним я могу обращаться и во внеурочной деятельности. Это пособие позволяет возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствует лучшему запоминанию слова. Сюда же включена работа с пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами и т.д.

      Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе и дома. (Приложение 1)

Место, роль и содержание словарно-орфографической работы на уроке русского языка

         Орфографическая и орфоэпическая грамотность учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать изучение новых слов на уроке. Нередко представление очередного слова происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся, что сказывается на эффективности всей словарно-орфографической работы. Одной из причин такого формального подхода к изучению словарных слов является то, что, хотя в методических пособиях подробно характеризуются различные направления словарной работы, но в учебниках отсутствует определенная система заданий и специальных упражнений. А это приводит к обеднению представления учителя о содержании и способах ведения словарной работы, а вслед за этим – к ее крайней бедности в школе.

        Учителю необходимо знать все этапы работы по успешной реализации словарных слов, потому что «словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная органично со всеми разделами русского языка».

          Словарно-орфографическая работа, по мнению М. Р. Львова, - это «изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению, запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарик…».

          Роль словарно-орфографической работы огромна, потому что это – неотъемлемая часть каждого урока, одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала и служит средством нравственного воспитания учащихся.

Наиболее эффективные этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями

       Работу по освоению «словарных» слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Словарно-орфографическая работа должна быть направлена на:

1) обогащение речи младших школьников словами из словаря;

2) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и

однокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических и

синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

3) развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи;

4) осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи.

        Как объяснить младшим школьникам значение и написание изучаемого слова? Для этого на этапе ознакомления важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом слова предшествовала показу его написания. В этом случае нельзя забывать и о подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести в активный словарь ученика, как с целью обогащения словарного запаса, так и с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начале урока, для того чтобы в дальнейшем включить слово в упражнения.

        Вот пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся в ходе ознакомления со значением и написанием слова помидор.

           Первым этапом знакомства детей со словом должна стать лексическая работа. Приемы объяснения смысла слова различны. Это показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет, называют его словом, определяют значение и объясняют отличительные признаки. Не менее интересным приемом объяснения слова является работа с ребусом, загадкой (Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки): ученики слушают загадку, отгадывают ее и доказывают, что отгадка подобрана, верно.

          Однако слово может быть представлено и через текст, где дается научное или художественное описание, содержащее сообщение об основных признаках и свойствах того предмета или явления, которое названо словом. Анализ текста не только поможет учителю организовать работу по осознанию детьми лексического значения слова, но и даст верное представление о предмете или явлении окружающей действительности, обогатит память ребенка образцом научно-познавательного, или художественного текста, будет способствовать развитию воссоздающего или творческого воображения. Так, учитель может предложить детям следующее стихотворение:

Урожай, урожай!

Наше лето провожая

Сколько красного гороха!

Огурцы, как на подбор,

На гряде сорвать неплохо

Крупный красный помидор!

Пробежишься огородом -

Съешь морковку мимоходом.

Е. Трутнева.

           После ознакомления с текстом учитель задает ряд вопросов:

1) Подготовьтесь прочитать выразительно текст. О чём он

2) Что мы называем помидором? Найдите и прочитайте предложения, где говорится о помидоре?

3) Что вам понравилось в описании помидора? Какую картинку вы представили, читая текст? Каким бы вы нарисовали помидор?

           Далее работа над словом продолжается в форме обсуждения формулировок значений слова:

1) помидор — огородное растение, овощ;

2) помидор — округлый, красный плод этого растения.

         Второй этап работы над словом — его орфографический (возможно, и этимологический) анализ. Учащимся предлагается вслушаться в звучание слова помидор и определить в нем орфограммы. Учитель может записать на доске слово с пропуском букв-орфограмм: п..м..дор. Затем ученики «исследуют» возможность найти проверочное слово для каждой из пропущенных букв, в результате чего появляется цепочка однокоренных слов: п..м..дорчик, п..м..дорина, п..м..дорка, п..м..доровый, п..м..дорный; приходят к выводу: слово помидор словарное, а значит, следует воспользоваться словарем, чтобы узнать о написании слова. Ученики всматриваются в графическое написание слова в тексте (либо в словаре), учитель вписывает пропущенные гласные в слово помидор и в однокоренные ему слова, обращает внимание на единообразное написание однокоренных слов (при этом орфографическая работа сопровождается и лексическим анализом однокоренных слов). Цепочку однокоренных слов дети записывают в тетрадь, подчеркивают гласные буквы, написание которых надо запомнить.

        Одновременно с орфографическим анализом может быть проведен и этимологический. Учитель может воспользоваться этимологической справкой: Слово помидор происходит от итальянского  помидоро, что означает «золотое яблоко». Томатом это растение назвали перуанские индейцы.

        Третьим этапом работы с изучаемым словом может стать использование его в речевой практике (устной или письменной) сообразно решению задачи урока.

        Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих уроках. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и тексте.                        Языковым материалом для проведения упражнений могут стать этимологические справки, сочетаемость слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы, загадки, пословицы, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову.

     Работа со словарными словами дает возможность не только активизировать и обогащать словарный запас ребенка, но и развивать умения связной речи.

Этимологический анализ – одно из средств запоминания словарных слов.

        Изучение этимологии (происхождения и истории) слова в школе – давняя отечественная традиция, которой, к сожалению, на протяжении довольно длительного времени уделялось недостаточное внимание. Однако правильное написание слова, его орфография зависит от значения слова и его структуры. Когда восстановлен утраченный образ слова в процессе этимологического анализа, тогда становится понятным и его современное написание.

         Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, развить у них орфографическую зоркость, чтобы они легче усваивали их написание.

Для этимологического анализа возьмём слово «рябина». Я, показывая цветной рисунок с изображением ветки рябины, говорю: «Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пёстрый; ведь сочетание мелких ярко – зелёных разных листьев рябины и оранжево – красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С помощью ребят составляются и записываются слова с корнем рябин-.

- Как мы назовём маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько «н» надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовём варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмём для этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях появляется следующая запись:

рябина ряб – пёстрый, рябой

рябинка, рябинник, рябинный,рябиновое

На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветёт. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растёт целый рябинник.

        Рассмотрим ещё работу, которая прошла со словом иностранного происхождения – вокзал.

- Ребята, вам уже говорили, что наш язык изменялся, слова исчезали, появлялись новые, старые слова вдруг становились новыми. Как вы думаете, мы пользуемся только русскими словами или и словами иностранного происхождения? (Ребята могут привести примеры нерусских слов: ранец, тетрадь, трамвай, абзац, багаж и т.д.). Теперь познакомимся со словом «вокзал». Попробуйте объяснить значение слова. (Вокзал – здание большой станции на путях сообщения).

- Слово вокзал пришло к нам из английского языка. Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл» или «зал госпожи Во». Потом это слово стало означать «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в городе Павловске под Петербургом стали называть вокзалом. Когда была построена железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.

-Записываем предложение: «На вокзале есть помещение для пассажиров – зал ожидания».

        Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием использую замену развёрнутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; приём пищи в середине дня; помещение для выставки картин; узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди».

      Или другое задание:

1. Ответить на вопросы, ответы записать.

Кто продаёт билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча

граммов? Как называется группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?

2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1) Сообщение по телеграфу - … .

2) Килограмм – это тысяча … .

3) Смотр готовности войск - … .

4) Специалист в области земледелия и сельского хозяйства - … .

5) Огородное растение, растущее кочаном - … .

6) Домашнее животное, родственник волка - … .

7) Мальчики и девочки в раннем возрасте - … .

8) Шестой день недели - ….

       Как показывает практика, этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Итак, этимологический анализ слова играет большую роль в запоминании непроверяемых написаний. (Приложение 2.)

Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для формирования и совершенствования орфографического навыка.

       Вот уже последние несколько лет я активно использую методы эйдетики и мнемотехники. Применяя эти методы на уроках русского языка, я убедилась в их эффективности в повышении грамотности учащихся.

      «Эйдос» по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образах предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти, воспринимавшиеся им предметы, а продолжает, как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов.

          Средством активизации познавательной деятельности учащихся и их памяти является использование мнемонических приёмов для запоминания словарных слов.

          Мнемоника (греч. - искусство запоминания) -  система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. К.Д.Ушинский точно подметил: “Ребенок мыслит образами”. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

        Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1)установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

2)заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3)яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает

определенные эмоции;

4)образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

    Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток. Эффективными способами «усиления» орфограммы являются:

1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета;

2) составление ребусов;

3) заучивание обобщённым способом путём составление рассказов;

4) использование рифмовок.

      Эти приёмы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Приведу примеры.

Чтобы слово понять,

Никогда не забывать,

Его надо рисовать

И в картинках представлять

 (Приложение 3.)

         Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспомнилось, и дети были уверены, какую именно букву в нём надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких делах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребёнку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приёмы эйдетики можно использовать непосредственно на уроке. Для этого и существуют игры: «На что похожа буква», «Расшифруй эти жесты», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву», «Измени одну букву – изменится слово», загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приёмами эйдетики и мнемотехники, а самое главное учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно.

           Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. Порой у детей появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Даже если этот образ неправильный, опираясь на него, можно легко привести детей к правильному выводу. Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация: что именно в этом слове нужно запоминать. Приходим к выводу, что «и» здесь не опасное место, а вот «асса» надо запомнить. Затем постепенно приходим к составлению мини-сказки: пассажир перед поездкой берёт билет в кассе. Получается ребус. Дети обязательно должны его нарисовать. Это может быть их домашним заданием.

Теперь у детей есть, на что опереться для правильного написания этого слова.

(Приложение 4.)

        Хороший результат даёт также  использование опорных слов-подсказок.

«Подсказка-образ» должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим, даже несуразным, например, салют из сала. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-сказка: «Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идёт пар. Семья любит кушать щи».

         Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом. Иной раз дети путают слова-подсказки с проверочными словами, например, думая, что белая и берёза – это родственные слова. В таких случаях, я объясняю детям, что это просто подходящее к данному слову слово-образ. (Приложение 5)

Виды работ со словарными словами для первого класса

           В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как барабан, баран, ветер, воробей, диван, ещё, заяц, капуста, картон, коньки, корзина, корова, машина, обед, огород, помидор, сапоги, собака, сорока, суббота, топор, хорошо, что, шёл, яблоко, яблоня, ягода.

        Словарно-орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописание слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

      К работе над словами с непроверяемой безударной гласной надо приступать с первых недель обучения первого класса. Этот период обучения является самой благодатной почвой для начала работы над словами с непроверяемой безударной гласной. Потому что именно в это время ребёнок учится на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух - звуками, а затем зрительно - буквами, применяя схемы. К этому моменту еще не введено понятие "корень слова".

       Так как все слова в этот период проговариваются орфографически, можно подобрать детям для звукового буквенного разбора словарные слова 2-3 класса с той целью, чтобы эти слова были на слуху у ребёнка, т.е. в его пассивном запасе. В словарную работу следует постепенно включать задания по различению безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Это есть метод опережающего обучения, т.е. ключ к орфографической зоркости.

        Звуковой буквенный разбор в этот период является важнейшим фундаментом для формирования навыка написания не только слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но он также способствует активизации словаря младших школьников.

     Хорошие результаты в этот момент даёт печатание слов. Для этого следует завести тетради для печатания. Эффект дает печатание слов в строгой последовательности:

Произносим слово орфографически.

Печатаем его, находим ударный слог.

Делим на слоги и выделяем примыкание.

Определяем, сколько в слоге букв и звуков.

Графически это слово записываем.

        Тем самым пополняем словарный запас ребёнка, и невольно знакомимся с новыми словарными словами.

         Интересной работой в этот период является работа с карточками. На карточке изображены предметные картинки и детям даются задания.

Найти слова, состоящие из 3,4,5,6 звуков, затем проговариваются слова орфографически, и ребёнок самостоятельно печатает слово.

       А со второго полугодия первого класса провожу систематическую работу над усвоением детьми словарных слов. Для этого использую разнообразные виды работ с изучаемыми словами:

1. Загадки (Приложение 6)

2. Из слогов составь слово.

ба со ка (собака)

 зи на кор (корзина)

мо ко ло (молоко)

 ми по дор (помидор)

бан ра ба (барабан)

 пус ка та (капуста)

бей во ро воробей)

 ка ро со (сорока)

тон кар (картон)

 о род го (огород)

шо хо ро (хорошо)

 ко ло яб (яблоко)

яб ня ло (яблоня)

 ро ва ко (корова)

ги по са (сапоги)

 ши ма на (машина)


3. Из каких слов выпали гласные.

к.п.ст.    к . рт . н    б . р . н

т . п . р    . г . р . д       х . р . ш .

к . ньк .     с . п . г .      д . в . н

4. Первый слог потерялся.

…зина           …рошо                …рока

…поги          …шина                …бед

…бака           …рова                 …рабан

5. Выписать слова, где ударение падает на первый слог.

(Ягода, капуста, помидор, город, заяц, баран, ветер)

6. Выписать слова, где ударение падает на второй слог.

(Сорока, хорошо, корова, яблоня, корзина…)

7. Выборочный диктант. Учащиеся записывают только словарные слова. Это наиболее эффективный приём, с помощью которого формируется умение находить слова с непроверяемыми написаниями.

Собака – друг человека.

Я живу в городе Рязань.

Холодный ветер налетел на дерево.

Света помогает бабушке ухаживать за коровой.

Собаки увидали кошку и бросились за ней.

Воробей уселся высоко на ветке дерева.

В такое время хорошо гнать метлой грязную воду в канавах

8. Дописывание предложений. 

Рязань – чистый и красивый ….(город)

В конуре лежит …(собака)

В зале мы поставили новый …(диван)

Рыба в воде, а в траве - …(ягода)

Зимой мы будем кататься на …(коньках)

Грибы и ягоды мы собирали в …(корзину)

Мне мама купила резиновые …(сапоги)

9. Выписать двусложные слова из словаря.

(Топор, …)

10. Выписать трёхсложные слова из словаря.

(Капуста, …)

11. Выписать из словаря слова, в которых только буквы твёрдых согласных звуков

(Хорошо, …)

12. Выписать из словаря слова, в которых есть «принцессы» (буквы е, е, ю, я).

(Ягода, заяц, …)

13. Образование единственного числа из множественного или наоборот.

(Барабан, корзина, машина, топор, воробей, помидор)

барабан – барабаны машина – машины воробей – воробьи

корзина – корзины топор – топоры помидор – помидоры

14. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

(Суббота, ещё, топор, огород, заяц, ветер, обед)

15. Выпиши слова, которые начинаются с буквы согласного мягкого звука.

(Сапоги, ветер, собака, яблоня, диван, что, шёл, воробей)

16. Выпиши слова, которые начинаются с буквы согласного твёрдого звука.

(Картон, яблоко, ветер, топор, диван, хорошо, машина, капуста)

17. Приведи примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

18. Выборочный ответ. В последнее время в начальной школе стали применяться элементы программированного обучения, в частности, выборочный ответ. Суть его в том, что, предлагая учащимся задание (упражнение, вопрос), учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.

Например: с. рока 1)а 2)о 3)и

Виды работ со словарными словами для второго класса

        Во 2-ом классе словарная работа приобретает новые качества. Т.е. мы начинаем вводить словарные слова согласно программному обучению. И от того, как мы введём это слово, зависит грамотность ребёнка.

       Виды работ усложняются.

1. Найти в словах парные согласные. Выписать их из словарика.

(Город, вдруг, мороз, рассказ, тетрадь, язык, народ)

2. Расположить слова в алфавитном порядке.

(Человек, сначала, ранец, Россия, погода, дорога, артист, однажды, девочка)

3. Выписать только те слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

(Берёза, весело, учитель, сегодня, тетрадь, иногда, театр, ученик, девочка)

4. От указанного слова образовать родственные слова.

Воробей, воробьиный, воробушек.

Берёза, берёзка, берёзовый, берёзонька.

Мороз, морозит, морозильник.

Артист, артистка, артистичный.

Работа, работник, рабочий, безработный.

Москва, московский, москвич.

Рябина, рябинник, рябиновое, рябинушка.

5. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Учащиеся записывают слова в два столбика: в первый – с буквой безударного гласного а, а в другой – с буквой безударного гласного о.

(Трамвай, дорога, Россия, работа, народ, гражданин, вокруг, овощи, иногда, тогда, скоро, рассказ, сначала, артист)

6. Ответы на вопросы.

1) Каких домашних животных вы знаете? (Собака)

2) Что едет по шоссе? (Машина)

3) Кто рисует зимой узоры на окне? (Мороз)

4) Кого мы видим на сцене театра? (Артиста)

5) Как называется столица России? (Москва)

6) Чем не советуют спешить? (Языком)

7. Комментированное письмо с пословицами и поговорками.

(Приложение 7)

8. «Цепочка». Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова.

(Вдруг, город, дорога, алфавит, театр, ребята, артист, только, овощи, иногда)

           Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений, помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать.

9. Составить предложения по опорным словам.

(Артист, театр, Москва; ребята, собака, дорога; девочка, мальчик, громко, улица)

10. Составить предложения с данными словосочетаниями.

 шустрый воробей, длинная дорога

чистая тетрадь, интересный рассказ

трескучий мороз, прилежный ученик

11. Придумать и записать словосочетания со словарными словами.

Берёза – берёза кудрявая, работа – работа интересная

Ребята – ребята радостные, дорога – дорога извилистая

Артист – артист талантливый, город – город шумный

Народ – народ дружный, карандаш – карандаш цветной

12. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

Ребята       в огороде

Воробей    в школе

Овощи     на улице

Учитель    в небе

13. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

14. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово, от какого зависит. Поставьте вопрос.

Кто видел цветущую берёзу? Я приехал в свой родной город. Старый учитель жил один. Лук растёт в огороде.

15. От словарных слов образовать слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?

Учитель - учительский, учительская, учительское.

Москва – московский, московская, московское.

Воробей – воробьиный, воробьиная, воробьиное.

Ученик – ученический, ученическая, ученическое.

Народ – народный, народная, народное.

Весело – весёлый, весёлая, весёлое.

16. «Сказочный» диктант.

О каких героях сказок идет речь? Отгадайте и запишите их.

1. В сказке «Бременские музыканты» главные герои: Осёл, Кот, Петух и …(Собака)

2. Куда ушли родители, наказав дочери: «Береги братца, не ходи со двора». (Работа)

3. Главные герои сказки «Приключения Чиполлино». (Овощи)

4. Кто наградил Рукодельницу золотом? (Мороз)

5. Что показывает клубок Ивану-царевичу в сказке «Василиса Прекрасная»? (Дорогу)

17. «Смешанный» кроссворд.

Вставьте в кроссворд пропущенные слова.

Слово не ______, вылетит – не поймаешь. (Воробей)

______ человек без родни не живёт. (Русский)

Бабушка, женщина, девушка, _____. (Девочка)

Виды работ со словарными словами для третьего и четвёртого  классов.

          В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам.

          В своей работе я  привлекаю слова с непроверяемой орфограммой в качестве иллюстративного материала при изучении многих грамматических тем, включая их в разные виды работ, в различные задания и упражнения.

Например, при изучении темы "Имя существительное", кроме тех упражнений, которые есть в учебнике, учащимся на уроках предлагались следующие задания:

1.Из группы слов выписать только имена существительные: абрикос, вверх, внимательный, вокзал, голубой, жжёт и т. п.

2.Из группы имён существительных в первый столбик выписать имена существительные мужского рода, во второй – женского рода, в третий – среднего рода.

3.Определить склонение имён существительных: абзац, аллея, багаж, баранка, календарь, запад, касса, искусство, сирень.

4.Указать падежи имён существительных в сочетаниях слов:
уверенность в (командир) приказ (командир).

5. Поставить в нужном падеже:  напечатано в (газета), ехал в (вагон), ждал на (вокзал), узнали о (победа).

6.Из группы слов, начинающихся с буквы К, выпишите существительные с мягкой согласной на конце и определите их склонение: календарь, кровать, коллекция, корабль, комната.

      В 4 классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме "Состав слова". При этом появляется возможность снова использовать слова с непроверяемой орфограммой. Выполняя упражнения, связанные с разбором слов по составу со словообразованием, ученики усваивают написание слов, однокоренных тем, которые предлагаются в списке. Ниже представлены задания, в которых можно использовать слова с непроверяемой орфограммой:

1. Выписать из словаря 5 слов, состоящих из одного корня: багаж, билет, инженер, комбайн.

2. Из группы слов выписать слова, состоящие из корня и окончания; из корня и суффикса; из корня, суффикса и окончания:

Беседа, интересный, газета, желать, чёрный.

3. Подобрать к именам существительным однокоренные имена прилагательные с суффиксами - Н, - СК.

Адрес – адресный (стол)

Шофёр – шофёрские (права)

Пассажир – пассажирский (поезд)

4. Подобрать к именам существительным однокоренные имена существительные с суффиксами -ЧИК, - ИК.

Вагон – вагончик,

Билет – билетик,

Газета – газетчик.

         Значительное место в процессе словарно-орфографической работы следует отводить самостоятельной работе учащихся. Предлагая детям задания, направленные на усвоение непроверяемых  написаний, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала. Это особенно важно в 4 классе, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы.

    Работая самостоятельно с указанным учителем словом, ученики должны:

  1. Найти его в словаре;
  2. Определить место ударения в нём;
  3. Найти и выписать гласную, правописание которой следует запомнить;
  4. Поставить к слову вопрос, и определить к какой части речи относится выписанное слово;
  5. Затем учащиеся записывают слова различных грамматических категорий, которые могут быть употреблены с выписанным словом;
  6. Устно составляют словосочетания, подбирая к существительному подходящие прилагательные, существительные в косвенных падежах с предлогами и без предлогов, глаголы (в данном случае составляется нераспространённые предложение).
  7. Учащиеся подбирают однокоренные слова, устно указывают их принадлежность к определённой части речи.

Запись своей самостоятельной работы над словами с непроверяемой орфограммой учащиеся оформляют в виде таблицы:

слово

Гласная для запоминания

Вопрос.

Часть речи.

С какими словами можно употреблять данное слово.

Однокоренные слова.

герой

е

Кто?

Имя сущ.

Известный

Прославленный

Героический

Героизм

песок

е

Что?

Имя сущ.

Речной

Золотистый

Песчаный

Песчинка.

Учащиеся начальных классов, как правило, имеют два словарика:

1. Словарик трудных слов, помещённый в конце учебника.

2. Орфографический словарик П.А.Грушникова.

Чтобы выработать у учащихся навык работы со словарём необходимо отводить на уроках русского языка время на специальные упражнения.

     Первая группа упражнений направлена на развитие у учащихся навыка пользования словарём:

  • быстрое отыскивание слов на одну и ту же букву, расположенных в разных местах раздела: гамак, грузовик, гончар, геолог и т.п.
  • отыскивание слов, начинающихся с разных букв. Контрольное время, указанное учителем на нахождение нужного слова, должно постепенно сокращаться.

     Вторая группа упражнений со словарём связана с изучением основных программных тем каждого класса. Упражнения этой группы могут быть направлены на использование материала словарей:

  • для подбора примеров на изучаемую тему по грамматике и орфографии;
  • для грамматического разбора;

Разбери указанные слова по составу.

Выпиши слова, состоящие из одного корня, из корня и окончания и т.п.

        Третья группа упражнений имеет своей целью использование для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся:

  • перед письменной работой учащиеся по заданию учителя справляются о написании ряда слов;
  • учащиеся сами находят в написанном или продиктованном тексте слова, о правописании которых они будут справляться по словарю.

         При выполнении письменных самостоятельных работ полезно предлагать учащимся следующие задания:

  • справляйся по словарю о словах, в написании которых сомневаешься;
  • проверь записанные слова по словарю, или проверь всю работу, используя словарь.

         На начальном этапе использование указанных видов работ со словарём можно предлагать учащимся рядом с записанным словом указывать страницу словаря, на которой помещено данное слово. Это необходимо для того, чтобы можно было проверить работу ученика и убедиться, как часто, и в каких именно случаях он прибегал к помощи словаря.

          Чтобы проверить, как усвоено правописание слов, непроверяемых ударением, проводятся словарные диктанты (8-10 слов).

      Приведу некоторые виды диктантов и методику их проведения. Причём диктанты можно рассматривать как обучающий и как контролирующий вид работы.

      Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают написанное слово на карточке и записывают его.

    Картинный диктант:

I вариант - Учитель показывает картинку, дети называют слово и записывают его, выделяя в нём безударные гласные.

II вариант - Учитель показывает картинку, дети называют и объясняют безударные гласные в слове, ставят ударение и записывают слово.

III вариант - Учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают
слово.

     Выборочный диктант. Он может быть картинный, слуховой, зрительный.
Учитель предлагает детям либо карточки - картинки, либо карточки - слова с пропущенными безударными гласными, либо слова произносятся учителем слух.

В I столбик записать названия животных, во 2 столбик записать название растений.

В I столбик слова с гласной - Е, во 2 столбик слова с гласной - О.

     Диктант с использованием загадок.

Учитель читает детям загадку. Дети отгадывают её и записывают, выделяя орфографию.

        Диктант по памяти. Учитель записывает на доске слова, обозначающие, например: инструменты; птицы; магазин; школа; одежда; сад и огород и т.д.

       Диктант с комментированием. Учитель читает слово, ребёнок комментирует.

      Диктант творческий. Заменить развернутое определение, одним словом.

Например: Четвертый день недели - Четверг. Приём пищи в середине дня - Обед. Плод яблони - Яблоко.

       Проверка может осуществляться с помощью сигнальных карточек или объяснениями.

          Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей – важнейшая задача школы.

         Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов ("трудных" словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании.

       Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие.

Использование ИКТ на уроках русского языка при изучении словарных слов.

          Всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем грамотнее и красивее его речь. Однако дети, приходя  в первый класс, имеют маленький словарный запас, не знают лексического значения простейших слов. Как учитель я для себя сделала вывод, что в работе по обучению словам с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает поиск и использование эффективных методов обучения.

     Мне интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Передо мной всегда стоит главная задача: заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.

           Мною создан комплект программных продуктов для работы со словарными словами. Это позволяет   мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески  расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом,  формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала     за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.      Благодаря электронной поддержке, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.

     Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, рисунков и  анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.  

        Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет мне:

- развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности,

творческие способности;

- усилить мотивацию учения;

- сформировать у школьников умение работать с информацией, развить

коммуникативные способности;

- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

- качественно изменить контроль над деятельностью учащихся.

     В созданный мною комплект программных продуктов для словарной работы с 1 по 4 классы входят:

•Презентации  словарных слов. (Приложение 8)

•Тренажёры.  (Приложение 9)

•Тесты.  (Приложение 10)

         Презентация темы построена таким образом:

• ребята отгадывают слово с помощью ребуса или загадки;

•проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют  правописание слабой позиции;

•появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в словарик, выделяют орфограмму;

• знакомятся с лексическим  значением слова;

•этимологический анализ слова (позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление, что делает запоминание более осмысленным);

•делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова;

•подбирают к слову однокоренные слова;

•подбирают синонимы, антонимы;

•следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом – фонетические ассоциации;

•выделение слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках;

•составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

           Тренажёры включают в себя:

•подбор родственных слов;

•составление цепочки слов;

•подбор синонимов и антонимов;

•работа с электронным словарём;

•игра «Подсказка»;

•загадки, кроссворды, ребусы;

•составление текста по опорным словам;

•работа с фразеологизмами;

•игра «Вставь букву».

         Тестирование включает в себя:

•зрительный диктант;

•картинный диктант;

•допиши предложения словарными словами;

•игра «Цепочка слов»;

•игра «Кто больше запомнит»;

•«Угадай слово»;

•«Вставь букву».

        Перечисленные виды работ над словами с непроверяемыми написаниями позволяют мне заинтересовать детей значением изученных слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

       Я считаю, что только при правильной организации словарной работы с использованием ИКТ, во взаимосвязи орфографических, грамматических и лексических целей, работа становится  содержательной,  интересной и более эффективной для учащихся.  Всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника. (Приложение 11)

Актуальность  педагогического опыта.

        Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

         Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. Главная ответственность за это лежит на плечах учителей, многое зависит от нашей работы. Наша  деятельность на уроке должна быть чётко направлена на развитие творчества, самостоятельности учащихся, широкое вовлечение каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества. Поэтому, процесс обучения должен быть   радостным, интересным и при этом обеспечивать  глубокое усвоение учебного материала.

          Опыт может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе.

        Предложенная система упражнений, способствует расширению лингвистического кругозора, развитию орфографической зоркости, творческих возможностей.

        Данный опыт проявляет эффективность в работе с детьми любого уровня развития.  

Результативность педагогического опыта.

          Как показывает моя  практика, подобная   работа очень эффективна  и результативна: активизирует  деятельность детей, повышает  интерес к овладению  богатствами   родного  языка, воспитывает  внимание  к  слову, обогащает  словарный  запас и формирует навык грамотного  письма. Наглядность, игровые моменты, систематичность в  работе помогают  обучающимся  понять трудные  слова, облегчают их запоминание, развивают внимание, орфографическую  зоркость, тем самым  способствуют  прочному  усвоению слов  с непроверяемыми  написаниями.

            Опыт показывает, что  планомерное  применение  этой  методики  работы даёт возможность  повысить  эффективность  обучения словам с непроверяемыми  написаниями  на  35-40%  по  сравнению с  обучением  таким словам с помощью  традиционных  приёмов.

            Проверка   усвоения  знаний  может  осуществляться   в  любой   форме, удобной  для  учёта  и анализа  последующего  ошибок.

Контрольные  словарные  диктанты:

2 класс-8-10  слов

3 класс- 10- 12 слов

4 класс- 12- 15 слов

Нормы  оценок:

«5»- безошибочное  написание

«4»-одна  ошибка, одно исправление

«3»- две  ошибки, одно исправление

«2»- три - пять  ошибок.

        3 класс - 10 человек

оценки

Дата проведения словарного   диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»

        

       Предложенная система работы представляет собой эффективную методику, которая развивает у обучающихся  внимание  и память, позволяет  расширить  словарный запас, повысить грамотность, воспитать у них  любовь к слову, к языку.

Заключение

Словарно - орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, придается большое значение в начальном курсе грамматики, правописания и развития речи. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в 1 классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.

Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года.

В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, те выше уровень орфографической грамотности.

Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка.

Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

       Все  описанные  приёмы  работы со  словами, с непроверяемыми  написаниями, дают  возможность  поднять   на  новый  уровень  эффективность  словарно - орфографической  работы  и  урока  русского языка   в  целом. А  каждый  учитель знает: чем  больше  слов  усвоит ученик, тем  богаче  его  речь, тем  легче  ему  учиться, тем глубже  и  прочнее  его  знания  по  всем  предметам.

       Речь человека-это показатель его  интеллекта  и культуры. Чем  речь  точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек, как личность и тем  ценнее он  для  общества.

Итоги 2012/2013 учебного года показали: из 10 второклассников, писавших словарный диктант и выполнявших задания со словами с непроверяемыми написаниями, удачно справились с заданием 8 учащихся. Только 2 учащихся сделали 1-3 ошибки во всей работе (Приложение 13).

Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся являются ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.

Изучение детского словаря, его увеличение, углубление и обогащение должно стать постоянной заботой учителя, так как индивидуальный словарь любого человека, и тем более младшего школьника во многом зависит от его индивидуального жизненного опыта, уровня образованности, самостоятельности мысли. Не случайно К.Д.Ушинский считал, что ребенок, поступивший в школу, нуждается в том, «чтобы его, хоть немного, приучали правильно глядеть на самые простые, окружающие его предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчет в прочитанном, - словом, чтобы его приготовить к учению».

Список литературы.

1.Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.

2. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.

3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.

4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.

5.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1989.

6. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. - М., 1989.

7. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. - М., 1989.

8. Карупе А.Я. Обучение детей в школе. - М., 1994.

9. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. - М., 1985.

10. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. - М., 1993.

11. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.

12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.

13. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1990.

14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.

15. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. - М., 1991.

16. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М., 1975.

17. Рождественский Н.С., Кустарева В.Л и др. Методика начального обучения русскому языку. - М., 1978.

18. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1995.

19. Толстой Л.Н. Пед. соч. – М., 1953.

20. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – Л., 1988-89.

21. Федоренко Л.П. Методика русского языка. - М., 1984.

22. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. - М., 1985.

23. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.