Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
статья на тему

Царегородцева Татьяна Викторовна


Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы (доклад)109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и по делам молодежи администрации

МО «Звениговский район»

МОУ «Звениговская средняя общеобразовательная школа № 1»

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

(Из опыта работы)

Автор: Царегородцева Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

                                           

 Звенигово

 2010

Содержание

  1. Введение.
  2. Глава l. Исторические и психолого – педагогические основы темы «Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе».

    1. История развития ведущего вопроса темы.

    2. Психолого – педагогические основы подхода к проблеме и ее  решение.

  1. Глава 2. Практическая работа.
  2. Заключение.
  3. Список литературы.                                                                                                                

Введение

          Каждый родитель хочет,чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.

          Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств информации является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия – богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умении слагать их в одно стройное целое.

Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Школа не исполнит не одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли. Перевод слов из пассивного словаря в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной.

Цель моей работы – изучить методику словарной работы на уроках русского языка, раскрыть исторические и психологические аспекты данной темы, изучить состояния и перспективы развития данного вопроса.

Глава l. Исторические и психолого – педагогические основы темы «Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе».

  1. История развития ведущего вопроса темы.

   В последние годы к методике  обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых – методистов, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии речевой деятельности, во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. В- третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммуникативному направлениям, как определяют  эти направления японские методисты «языковым существованиям».

   Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф. И. Буслаевым, К. Д. Ушинским, Д. И. Тихомировым. В частности, Ф. И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К. Д. Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, «представляя для них нечто вроде игры в слова». Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти». Сторонник и последователь К. Д. Ушинского Д. И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д. И. Тихомиров, укажет, «где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия», будет способствовать тому, что «ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня».

Таким образом, ученые – методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.

Обращаясь к идеям крупнейших методистов пошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления. В связи с этим представляется очевидным. Что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.

  1. Психологическая основа развития словарной работы.

         Учебный предмет «Русский язык» в школе является не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребенка как Человека.

Кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, Лев Семенович Выгодский (психолог) считал слово, а также работу над словом. Обучение не приведет к желаемому успеху, если за единицами ребенок не увидит элементов, если родной язык не представляется перед ним в своем единстве и во всей полноте.

Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому отграничению двух основных функций слова. Одна из них является указанием на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова. (Окно – это окно, стол – это стол). Вторая, не менее важная функция – функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка существенные преобразования. Определяя значение слова, Л. С. Выгодский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит это предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его. Обращаясь к метафоре, можно сказать. Что значение слова – это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет повышению более  глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир. Например, слово чернильница указывает не только на предмет, но и на то. Что этот предмет имеет отношение к цвету (черный), относится к классу предметов, имеющих орудийное значений (суффикс –ил-), является вместилищем чего то (как сахарница). Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей. Например, слово рыбак вызывает такие связи, как рыба, удочка, вода, река и т. д.

Иными словами, если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способам толкования значения слова.

Для методики русского языка представляет  определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.

Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Л. Н. толстой говорил: «Почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления».

Словарная работа – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. Начальное обучение – важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе. В конечном счете, на судьбе общества. Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. «Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма», - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучении безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т. д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.

В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.

Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выравнивается медленнее, чем того  хотелось бы.

       Глава ll. Практическая работа.

Как показывает практика, занятия русским языком не всегда неизменно привлекают к себе внимание учащихся. Нередко русский язык представляется определенному кругу школьников неинтересным, отсюда и низкая активность учащихся на уроке и большое количество ошибок. Наблюдения за учебным процессом показывают, что активность учащихся на уроке зависит от средств и методов обучения.

Для того чтобы уроки русского языка не были скучными, однообразными я, как и многие учителя, подбираю увлекательный, но в тоже время познавательный дидактический материал, который привлекает внимание каждого ученика. Использую на уроках разнообразные виды работ: игры, головоломки, ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, загадки, пословицы, поговорки, отрывки из произведений, стихотворений, басен, сказок, перфокарты, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, памятки, опорные схемы, творческие работы, иллюстрацию. Все это активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание участвовать в учебном процессе, вселяет уверенность в свои силы, способствует находчивости и сообразительности учеников. Применения каждого вида работы зависит от темы урока, от того на каком этапе урока они будут использованы, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.

Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс.

Я расскажу лишь о тех видах словарной работы, которые использовала в своей практической работе и которые дают положительный результат. Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

   1. Зрительный диктант:

Показываю детям карточку – слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти.

   2. Картинный диктант

1) Показываю детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.

2) Показываю картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают дети проверяют.

    3) Закрываю только безударную гласную, дети записывают слова, затем букву открываю.

   3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Предлагаю детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие.

Например:

           1) Использую карточки-картинки. Запишите в первый столбик слова – названия животных, во второй слова – названия птиц.

2) Или карточки – слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную – "О", во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную – "А".

3) Или диктую слова вслух. В левый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – кто? (Москва, фабрика, рабочий и др.)

4) Использую «Дидактический материал» или пишу текст на доске. Даю задание, выписать из текста словарные слова.

    4. Диктант с использованием загадок.

1) Читаю детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.

2) Читаю детям загадку, а отгадку – словарное слово дети записывают самостоятельно.

3) Подбираю загадки требующие хорового ответа.

Например:

Трещало с самого утра

- Пор-р-ра! Пор- р-ра!

А это- пора?

Такая с ней морока, когда трещит …… (Сорока).

4) Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря".

   5. Диктант по памяти.

1) Запишите по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).

2) Записать слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е,о,а,и,я).

    3) Пишу слова на доске. Ученики повторяют слова, слова закрываются дети пишут их по памяти.

4) Текст пишу либо на доске, либо раздаю карточки. Даю задание назовите из текста все словарные слова, запомните их. Текст закрывается, дети пишут их по памяти. Затем текс открывается, дети проверяют себя.

  Например: Текст "Школа".

  С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.

    6. Диктант с комментированием.

   Диктую слова из "Словаря" один ученик комментирует его написание, все записывают.

    7. Творческий диктант.

            1) Замените развернутое определение одним словом.

   Например: а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).

           б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)

2) Показываю детям картинку, например с изображением лисицы, медведя. Даю задание: Расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.

          3) На доске пишу предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".

а) Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.

б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.

в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

1. При знакомстве с новым словом работу организую так:

            1) чтение слова с доски или с карточки;

    2) обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;

            3) проговаривание слова вслух;

           4) письмо в тетрадях;

           5) разбор по составу;

          6) подбор родственных слов;

   7) составление с этим словом словосочетания или предложения (устно или письменно).

            2. Словарную работу сочетаю с минуткой чистописания. При написании строчных букв пишу словарные слова начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.

    3. К доске вызываю 2-3 учеников. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.

4. Подбираю слова, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е). Вставьте одну букву.

img1

      5. Группирую слова по темам "одежда", "мебель", "звери", "птицы". Говорю дети: Сегодня мы будем писать слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:

   1) Диктую слова, ученики их записывают или

   2) вспоминают слова самостоятельно и записывают, или

   3) называют слова вслух и записывают;

   4) вывешиваю слова – карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;

   5) аналогично организуется работа с карточками – картинками.

     6. Группирую по буквам. Например: Сегодня мы будем писать слова начинающиеся на букву "К". Работу можно провести так:

   1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;

   2) вспомните и запишите словарные слова начинающиеся с этой буквы;

   3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;

4) можно использовать слова – карточки. На доску вывешиваются слова в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной. Выпишите слова начинающиеся на букву "К";

  5) аналогично можно организовать работу с карточками – картинками.

      7. Использую перфокарты. Они позволяют проверить знания всех учащихся, при малой затрате времени.

        8. Работа с кроссвордом.

   1) Узнай какие слова надо вписать. Запиши словарное слово;

   2) Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова";

   3) Кроссворды типа "Заполните таблицу";

   4) Составь свой кроссворд предложи его товарищу.

     9. При знакомстве с новыми словами использую небольшие шутливые стихи. Например: При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

      Что за ли? Что за мон?

      В звуках нету смысла

      Но едва шепнут лимон –

      Сразу станет кисло.

   При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:

      Взял Егор в углу топор
      С топором пошел во двор
      Стал чинить Егор забор,
      Потерял Егор топор.
      Вот и ищет до сих пор.
      Поищи и ты топор.

   10. Использую и такие задания.

   Подберите дома:

  • Загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.
  • Пословицы, в которых встречаются слова из "Словаря". Проговорите их вслух.
  • Отрывки из художественных произведений в содержании которых есть слова из "Словаря".
  • Названия художественных произведений которые являются словарными словами.

  11. Задания типа "Ответь на вопросы":

1) Кто живет в лесу?

     2) Кто следит за чистотой в классе?

     3) Что дает нам корова? и т.п.

      Такое задание выполняем по разному.

       а) 3-4 вопроса пишу на доске, ученики записывают в тетради полные ответы.

       б) Диктую вопросы, дети записывают полные ответы.

       в) Диктую вопросы, дети пишут только ответы, словарные слова.

  12. Задания типа "Допиши предложение" .

  1) Весело чирикает … (воробей)

    2) В лесу живут … и … (заяц и медведь) и т. п.

    Такой вид работы тоже проводим по разному.

На доске записываю 3-4 предложения, а ученики вместо точек дописывают словарные слова.

Слова для вставок пишу на доске. Диктую предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

13. Задание "Цепочка слов". Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: береза, автобус, сахар, рисунок, колхоз и т.д.

14. Задание. Под каждой буквой столбик слов. Называю или пишу на доске несколько букв и предлагаю детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать так:

  • Коллективно
  • Самостоятельно

Перечисляю слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики в тетради.

к

м

с

Капуста

медведь

собака

15. Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его. Предлагаю слова.

1) Зима, мороз, коньки, каток.

2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

16. Запишите словарные слова

1) Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель… Дети записывают. (Карандаш, пенал, тетрадь).

2) Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

Для активизации словарной работы использую игры.

  • Игра "Не подведи свой ряд". На доске записаны слова в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.
  • Игра "Забей гол". На доске ворота, внутри них словарные слова с пропущенной безударной гласной. К доске выходят 2 команды, у каждой мячи (круг с записанной в ней гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.
  • Игра "Догадайся". Иногда словарную работу начинаю с таких слов:

Слова спокойно жили в книжке,
     Но книжку вдруг прогрызли мышки
     От слов начала откусили,
     Из книжек в норку утащили.

На доске записаны слова:

… льто

… нал

… пор

  • Игра "Подскажи словечко". 

. е … (пенал) . о … (мороз)

. е …. (ребята) . о …. (колхоз)

. е …. (мебель) . о ….. (воробей)

  • На тему "Птицы": 

. о . … (воробей)

. о . .. (ворона)

. е … (петух)

в … ок

г … д

д … вня

  • Игра "Волшебные яблоки". 

На доске написаны слова:

л . сица

м . роз

р . бята

м . шина

за .ц

Рядом яблоня на ней яблоки на некоторых из них написаны буквы (а, е, и, я, о)

Говорю детям: Это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

  • Игра "Буквы заблудились". 

Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?

т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь)

м, л, о, к, о (молоко)

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Я использую следующие задания:

1) различные виды работы с орфографическим словарем :

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов с «Опасными местами» при написании;

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

 - Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце,болотный,болотистый.

3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

Синонимы:

алмаз – бриллиант,
    алфавит - азбука,
    вдруг – внезапно,
   весело – радостно.
 

Антонимы:

богатство – бедность,
     быстро – медленно,
     весело – грустно,
    город – деревня.
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста; Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua “вода”)

аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)

балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)

бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)

6) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию я обязательно использую орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. 

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагаю списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний:

  Без году неделя (совсем недавно).

 Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди      других людей).

Заключение.

                  Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

Литература.

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996.
  2. Канакина В. П. работа над трудными словами в начальных классах. – М.,1991.
  3. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
  4. Лазуренко Л. В. Учим играя. -  Волгоград, 2007.
  5. Лободина Н. В. Словарно – орфографическая работа в 1 – 4 класах. – Волгоград, 2008.
  6. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983.
  7. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
  8. Окулова Г. Е. занимательная фонетика на уроке и после… Оса. Росстани, 1993.
  9. Политова Н. И. развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.
  10. Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
  11. Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.Л.- М., 2003.
  12. Ушакова О. Д. почему так говорят. Санкт – Петербург, 2007.
  13. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.