САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.
учебно-методический материал

Чернышёва Светлана Андреевна

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

 

       Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока является продуманная самостоятельная учебная работа. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические материалы25.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

       Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока является продуманная самостоятельная учебная работа. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

       С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом  школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся. Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат. Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени

Самостоятельная работа на уроках русского языка является одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке. Она занимает важное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности

Развитие самостоятельности требует последовательности и системности. На уроках русского языка можно выделить четыре этапа самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям.

На первом этапе учащиехся выполняют копирующие действия по заданному образцу, происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности. Обычно берётся готовый материал учебника или материал, записанный на доске. Вместе с учителем он анализируется учениками, в нём отыскивается изученное написание (орфограмма), которое соотносится с определённой грамматической категорией или формой. На материале конкретных образов дети делают первые шаги по применению правила на практике. Материал даётся ограниченный, состоящий из отдельных слов, словосочетаний или предложений, но достаточно насыщенный изучаемыми орфограммами. Данный этап можно назвать этапом первоначального закрепления навыка.

На втором этапе осуществляется репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого материала, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. На этом уровне уже начинается обобщение приёмов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач. На данном этапе даётся опять-таки готовый текст: отдельные слова, словосочетания, небольшие предложения, но среди слов с изучаемыми орфограммами имеются слова и на другие правила. Из предлагаемого материала детям приходится выбирать нужное, подходящее под данное правило. Из упражнений наиболее эффективными являются выборочное списывание, письмо по памяти. Попутно дети учатся доказывать, почему одно слово подходит под данное правило, а другое нет. Кроме этого обучающиеся составляют ответы на вопросы, предложения с изучаемыми формами, пишут предупредительный диктант. Наиболее распространёнными для данного этапа упражнениями являются орфографические задачи: слова списываются, к ним подбираются родственные и опорные слова по данным образца, проводится работа по словообразованию, вставляются пропущенные слова (из слов для справок), дописываются окончания по данным вопросам и образцам. Это этап узнавания орфограмм и вместе с тем этап применения правил на ограниченном материале. Дети, учась применять правила, в то же время учатся рассуждать и обосновывать своё письмо. В это время целесообразно сначала разобрать материал со стороны правописания, а затем писать его. В это время  дети учатся распознавать изученное явление среди других явлений не только в предложениях, но и связных текстах и применять к ним соответствующие правила. Здесь уже требуется значительно больше самостоятельности.

На третьем этапе обучающиеся списывают текст, вставляя пропущенные слова, причём не даётся готовых слов для вставки, хотя и возможен образец; списываемый текст ученики несколько раз перерабатывают, изменяя форму слова, подбирая синонимы, антонимы и т. п.; составляют предложения, в которых употребляются не только заданные формы на изученное правило, но и некоторые другие правила. Из диктантов в это время рекомендуется предупредительный диктант, который ведётся на более широком материале и непременно с активным участием детей, объяснительный диктант, выборочный диктант, контрольное списывание, т.е. упражнения, являющиеся подготовкой к контрольной работе.

На четвертом этапе происходит самостоятельная деятельность по переносу знаний при выполнении совершенно новых заданий и упражнений, выработка гипотетического аналогового мышления. Ставится задача – научить применять изучаемое правило наряду с другими уже изученными правилами в самостоятельных и творческих работах. Этот этап можно охарактеризовать как начало автоматизации орфографического навыка, когда перед обучающимися стоит необходимость думать не только об орфографии, но и о других сторонах письменной работы: о содержании, лексике, синтаксисе, о плане и т. п. Кроме списывания, осложнённого грамматико-орфографическими заданиями, объяснительного диктанта, целесообразны упражнения в преобразовании готового текста (свободный и творческий диктанты, изложение), а также сочинения. Всё более развивается самоконтроль, умения предупреждать и исправлять свои ошибки. К одним написаниям применяются правила, другие (например, словарные слова) проверяются по словарю.

Естественно, что каждый творчески работающий учитель, стремится довести как можно больше детей до четвёртого уровня самостоятельности. Однако путь к нему лежит только через три предыдущих этапа. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроках русского языка.

Валентина Алексеевна Кустарева отмечает, чтобы самостоятельная работа на уроках русского языка проходила эффективно, необходимо соблюдать определённые требования:

1. Любая самостоятельная работа на любом этапе самостоятельности должна иметь конкретную цель. Каждый ученик должен знать порядок и приёмы выполнения работы.

2. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворять принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой.

3. Самостоятельная работа должна сочетаться с разнообразными видами заданий и упражнений.

4. Содержание самостоятельной работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учеников, желание выполнить работу до конца.

5. Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, нужно свести к минимуму шаблонное их выполнение.

6. Самостоятельная работа должна организовываться так, чтобы она вырабатывала навык и привычку к труду.

       На различных этапах уроков русского языка при изучении  новой темы выделяют следующие виды самостоятельных работ.

1. Самостоятельная работа с целью актуализации знаний.

       Данная работа носит воспроизводящий (или по образцу)  и реконструктивно-вариативный характер. Работы воспроизводящего характера – это  упражнения с полностью заданными условиями, которые выполняются с подробной инструкцией. Выполняя работы реконструктивно-вариативного характера, учащиеся преобразуют, обобщают материал, с опорой на ранее приобретённые знания.

2. Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний.

      На данном этапе учащиеся должны видеть и уметь применять опорные знания, для чего необходимы подготовительные вопросы и задания, позволяющие организовать самостоятельную работу. Работы частично поискового характера отличаются большей степенью самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать дополнительный материал.

3. Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний.

       Закрепление – процесс длительный, поэтому задания выстраиваются в определённой последовательности:

а) решение аналогичных задач;

б) выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия;

в) включение новых знаний в систему старых;

д) задания творческого характера.

При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.

4. Самостоятельная работа с целью проверки знаний.

Цель проверки – определение уровня усвоения знаний  учащихся. Результат проверки – выставление отметки.

На уроках русского языка наиболее распространенным видом самостоятельной работы являются упражнения. Особенно эффективна продуманная система упражнений, учитывающая индивидуальные возможности ученика, уровень самостоятельности, необходимый для их выполнения.

По целевому назначению упражнения делятся на три группы:

1. Упражнения, составленные для изучения материала, приобретения умений и навыков. Из них выделяют подготовительные, пробные, предназначенные для выполнения действий по образцу.

2. Упражнения, составленные для закрепления пройденного материала.

3. Контрольные задания, составленные с целью проверки глубины усвоения полученных знаний. При подборе заданий и упражнений по каждой теме особое внимание обращается на всестороннее закрепление всех признаков понятия, чётко выделяются навыки и умения, которые надо сформировать и закрепить с помощью системы различных упражнений.

Учитель постоянно должен следить за точностью выполнения задания, особенно на этапе подготовительных и пробных упражнений, поскольку могут быть закреплены ошибки учеников, их неверные навыки. Целесообразность в выборе материала для самостоятельной работы, чёткий инструктаж учителя и своевременная проверка выполненной учащимися работы – вот условия, обеспечивающие высокую эффективность урока по русскому языку.

Систематически проводимая самостоятельная работа на уроках русского языка при правильной ее организации способствует получению обучающимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельной работы на уроках русского языка в начальных классах, у обучающихся ускоряются темпы формирования как предметных, так и метапредметных результатов.

Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа на уроках русского языка позволяет не только наращивать темпы изучения программного материала, увеличивать выполнение работ творческого характера, но и способствует повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»

Цель данного проекта: разработка системы упражнений  для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются учени...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

АВТОРЫ: Дергунова Татьяна Александровна  к. п. н., доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Филиппова Людми...