Формирование навыков грамотного письма обучающихся I ступени и усиление практической направленности на уроках русского языка по ФГОС
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шайдерова Лидия Васильевна

На уроках обучения грамоте нередко можно наблюдать, что если повторять одни и те же приемы обучения, то у детей снижается интерес к учебному материалу. Поэтому необходимо различными способами и методами разнообразить деятельность обучающихся, чтобы вызвать у них интерес к тому, что происходит на уроке. Разнообразие приемов, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе позволят ученикам усвоить навыки грамотного письма, помогут добиться положительных результатов в труде детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«ФОРМИРОВАНИЕ   НАВЫКОВ   ГРАМОТНОГО   ПИСЬМА

ОБУЧАЮЩИХСЯ I СТУПЕНИ И УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС»

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. В в е д е н и е.

  1. Основная часть.

а) артикуляционная гимнастика, аудирование в букварный период

б) формы работы над ошибками на уроках русского языка

в) использование традиционных и новых форм и методов повышения грамотности и развития орфографической зоркости

  1. Заключение

На уроках обучения грамоте нередко можно наблюдать, что если повторять одни и те же приемы обучения, то у детей снижается интерес к учебному материалу. Поэтому в букварный и после букварный периоды необходимо разнообразить деятельность обучающихся, чтобы вызвать у них интерес к тому, что происходит на уроке. Особое значение в своей работе я придаю звукобуквенному разбору. При знакомстве с новым звуком организую наблюдения учащихся за артикуляцией.

В первую очередь занимаюсь с детьми разминкой речевого аппарата, артикуляционной гимнастикой, затем предлагаю упражнения над чистоговорками (веселыми, забавными текстами), скороговорками, провожу звуковые зарядки.

Скороговорка:

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос,

Мне тарелку Валерка

На подносе принес.

Доскажите словечко:

Ра – ра – ра -  начинается… (игра).

Ры – ры – ры – у мальчиков… (шары).

Ро – ро – ро – у нас новое… (окно).

Ру – ру – ру - продолжаем мы… (игру).

Ре – ре – ре - стоит домик на… (горе).

Ри – ри – ри – на ветках… (снегири).

Ар – ар – ар – кипит наш… (самовар).

Ор – ор – ор – созрел красный… (помидор).

Ир – ир – ир – мой папа… (командир).

Арь – арь – арь – на стене висит… (фонарь).

Ра – ра – ра – у мышки есть… (нора).

Ре – ре – ре – носим воду мы в …(ведре).

Обязательно провожу звуковую зарядку:

Летела муха около уха: ж – ж – ж!

Летела оса около носа: с – с – с!

Ползла змея: ш – ш – ш!

Скакала лошадка: цок – цок – цок!

Рычал тигренок: р – р – р!

Летел комар и звенел: з – з – з!

Задание на аудирование при изучении нового звука – кто больше «услышит» в стихотворении слов со звуками.

Провожу игру «Мы конструкторы»:

Сконструировать из проволоки изучаемую букву. Проволоки разного цвета  - красные (гласные), синие (согласные).

Большую работу провожу по исправлению у детей недостатков произношения. Например, звуки (С) и (Ш). Я предлагаю детям картинки, в названиях которых есть указанные звуки. Ребенок четко должен произнести названия картинок, затем напечатать слова с пропущенными буквами (С) и (Ш). После этого он повторяет за мной несколько слов с этими звуками. Эту работу я провожу до тех пор, пока у ученика не будет ошибок в произношении звуков.

Ежедневно предлагаю детям разные задания. Например:

а) произнести гласные и согласные звуки в слове, охарактеризовать их;

б) произнести звонкие или глухие согласные;

в) произнести твердые и мягкие согласные;

г) определить в слове количество слогов;

д) назвать ударный слог и выделить голосом ударение.

Такая работа занимает на уроке мало времени, но систематическое проведение ее дает хорошие результаты. К концу букварного периода учащиеся свободно проводят полный фонетический разбор. Эту работу продолжаю и на уроке письма.

И начинающий, и опытный учитель, приступая к работе обучения грамоте, пасует при количестве трудностей, поэтому на уроке мы чаще всего наблюдаем такую картину: говорит в основном учитель, несколько раз повторяя объяснение. Думая облегчить работу, он, напротив, затрудняет ее: дети не слышат, каждый начинает заниматься своим делом, далеким от решения поставленной задачи.

А между тем учителю будет несравненно легче, если он заставит детей самих работать: сначала хором повторить его образец рассуждения, затем требовать от каждого ученика, чтобы он показал, как именно он рассуждает. Учитель, не обижая никого, замечая любую, самую маленькую, удачу, включая игровые моменты, ведет урок так, что он оставляет чувство удовлетворения.

Многократное повторение образца обеспечивает тренировку речедвигательного аппарата, усвоение понятий, способствует развитию речи. При такой системе работы на уроке больше говорят дети, чем учитель.

Образец ответа, предложенный учителем, концентрирует внимание детей, заставляя их мысленно проговаривать то, что сказал учитель, и помогает усваивать материал: ученик слышит и понимает тогда, когда органы его речи неслышно работают, произносит то, что говорит учитель. Хоровое же произношение обеспечивает тренировку всех детей и автоматизирует необходимые речевые навыки.

Помогает «молчунам» произношение рассуждения хором: малыши не переносят бездействия, они с удовольствием повторяют за учителем. Только тренировка, многократное повторение вслух будит мысль даже неподготовленных к школе детей.

В переходный период от букваря к первым урокам грамматики работаем над совершенствованием умений и навыков слогового чтения и письма и подготовкой к восприятию курса русского языка.

На уроках языка у учащихся формируются умения и навыки учебного труда, обеспечивается на определенном уровне усвоение родного языка в устной и письменной формах, совершенствуется и развивается четыре вида речевой деятельности: слушание (аудирование), говорение, чтение и письмо, т.е. создается база для дальнейшего обучения детей, для успешного изучения ими всех предметов в средней школе.

В процессе обучения детей грамотному письму необходимо значительно больше времени уделять устным упражнениям, связанным с узнаванием, определением орфографических трудностей на слух.

Видную роль в обеспечении орфографической грамотности имеет систематическая работа над ошибками, как коллективная, так и индивидуальная. Я убеждена в том, что предупреждение ошибок – одно из главных условий успешного обучения учеников грамотному письму. Этому я стараюсь уделять самое серьезное внимание на всех этапах учебного процесса.

С целью активизации учащихся широко использую пословицы, загадки, разнообразный дидактический материал.

Уделяю большое вниманеи работе над трудными для написания словами. Добиваюсь, чтобы дети не делали ошибок при списывании.

Заключение.

Итак, разнообразие приемов, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе помогают моим ученикам усваисать навыки грамотного письма, дает положительные результаты в труде детей.

Хочу отметить, что игровые моменты на уроках обучения грамотному письму особенно помогают в работе со слабоуспевающими учащимися. Проведение этих игр не требует особой затраты времени, игры органически вплетаются в канву урока и в целом повышают эффективность обучения, помогают учителю оживить уроки русского языка, способствуют развитию элементов творчества и самостоятельности.

В заключение хочется сказать, что задача у учителя начальных классов состоит в том, чтобы дети любили уроки русского языка и ждали их с нетерпением, так как каждый урок – это знакомство с сокровищницей родного языка.

А добиваться грамотного письма – это основная задача учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

Резервы совершенствования навыка грамотного письма. Система работы в 1-2 классах, направленная на предупреждение ошибок.

В статье описывается система работы по предупреждению орфографических ошибок в 1-2 классах. Материал может быть полезен учителям, работающим по УМК "Гармония"....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА. РАБОТА ПО ПРЕДУПPЕЖДЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК.

В статье рассказывается о причинах возникновения графических ошибок на письме и какие упражнения можно проводить, чтобы снизить количество графическихъ ошибок....

формирование навыков грамотного письма

формирование навыков грамотного письма (практические советы)...

статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"

Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....