Конспект урока "Разбор имени прилагательного как части речи"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Шумская Любовь Серафимовна

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3b_klasse.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 3Б классе.

Тип урока: комбинированный.

Тема: Разбор имени прилагательного как части речи.

Основные виды учебной деятельности: определение существенных признаков имён прилагательных. Знакомство с алгоритмом разбора прилагательного как части речи.

Планируемые предметные результаты: называть признаки имени прилагательного (проводить морфологический разбор); согласовывать имя прилагательное и имя существительное; работать с изученными орфограммами.

Универсальные учебные действия: строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы и задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Прогнозировать предстоящую работу.

Личностные результаты: принимать и осваивать социальную роль учащегося. Осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Развиваем умение слушать и понимать других. Учимся видеть прекрасное в природе, произведениях искусства, родной речи.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, интерактивная доска, материалы из коллекции Единых цифровых образовательных ресурсов, видеоклип песни «Весна-красна идёт…», раздаточный материал «Сказка о весне».

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

– Наш урок мы начнём со сказки-загадки «Жил-был кот». Слушайте внимательно и отгадку вы назовёте обязательно! (материал из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов).

- Об имени прилагательном мы говорим с вами третий урок. Мы многое узнали об этой части речи, но многое ещё предстоит узнать. Начнём работу.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

 А что вы можете сказать о месяце марте? (ответы детей).

– Напишите «Классная работа».

– Ребята, мне очень хочется, чтобы наш урок был настолько весенним, лучистым и плодотворным, насколько это возможно! Желаю нам всем удачи и активной работы. А также солнышка лучистого и помыслов душевных самых чистых-чистых.

 1. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.

– Запишите слова в два столбика, но помните, что это коварные слова и будьте предельно внимательны!

Учитель диктует слова 1-го столбика: апельсин, аромат, одежда, погода, корреспондент, путешествие.

Слова 2-го столбика: праздничная, юный, облачная, оранжевый, печальное, яблочный.

- Ребята, а почему записанные слова я назвала коварными? (ответы)

- Давайте проверим, все ли вы справились с заданием и написали их не только красиво, но и правильно! (Проверяем с интерактивной доски)

– Слова какой части речи записаны в 1-м столбике? Во 2-м столбике?

(два ученика работают у доски: подписывают части речи).

– Соедините линией существительное с подходящим по смыслу прилагательным. С чего вы начнёте выполнять это задание? (С определения рода и числа существительных, затем нужно поставить вопрос и подобрать по смыслу подходящее прилагательное.)

Ученики составляют пары слов, графически показывая от какого слова к какому ставится вопрос. Подчёркивая орфограмму безударного гласного в корне слова и удвоенные согласные. (Проверяем с интерактивной доски)

– Поставьте себя на полях простым карандашом отметку, которую вы заслужили в этом виде работы.

2. Проверка домашнего задания.

1. Устный опрос по теме «Имя прилагательное как часть речи».

– Задайте вопросы по этой теме (один ряд другому).

Варианты вопросов:

– Что такое имя прилагательное?

– Приведите примеры прилагательных, описывающих внешность человека (животное, какой-то предмет и т.д.).

– С какой частью речи связаны имена прилагательные? Почему?

– Как изменяются прилагательные?

– Что общего есть у прилагательных и существительных? Чем они отличаются?

– Зачем нужны прилагательные в речи?

– Какие вопросы не звучали на уроке? Ответьте на них.

Если все вопросы дети назвали при устном опросе, то их читать не надо.

II. Формулирование проблемы.

– Просмотрите информацию в рамке (с. 83) и сформулируйте цель урока.

– На что сразу следует обратить внимание? (На выделенные жирным шрифтом слова.)

Запись темы урока на доске (один ученик пишет на обычной доске, а другой собирает тему урока на интерактивной, все остальные пишут тему в тетради).

Разбор имени прилагательного как части речи.

– Какие вопросы у вас возникают по этой теме?

Знакомство с порядком морфологического разбора имени прилагательного.

– Как вы думаете, с чего нужно начать разбор? Проверьте себя ещё раз, внимательно прочитав порядок разбора.

Чтение и комментирование порядка разбора в рамке на с. 83.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Весна-красна идёт…».

- О чём было стихотворение Ивана Бунина? (ответы)

- Я вам предлагаю встать. Подвигаться под весёлую песенку! Смотрите на экран и наслаждайтесь, ведь это наш с вами совместный проект – создание видеофильма к песне!

Комментированный письменный разбор прилагательных (голубое небо, весёлая капель).

III. Развитие умений.

1. Упр. 320 – развивается умение вычленять из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, обозначать графически зависимость прилагательного от существительного. Выполняется по заданию.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

IV. Итог урока.

– Выполним тестовые задания (интерактивная доска).

1. Как определяется род имени прилагательного?

1) Род прилагательных не определяется.

2) Прилагательные по родам не изменяются.

3) По роду имени существительного, с которым оно связано.

4) По вопросу, на который оно отвечает.

2. Найди правильную характеристику слова ВКУСНЫЙ (кисель).

1) Имя существительное среднего рода.

2) Слово с безударной гласной в корне, которую надо проверять.

3) Слово, обозначающее действие предмета.

4) Имя прилагательное в мужском роде в единственном числе.

3. У прилагательного сиамские (кошки) правильно названы признаки:

1) ж.р., ед.ч.

2) ж.р., мн.ч.

3) мн.ч.

4) м.р., мн.ч.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

1. Упр. 4, с. 99–100.

2. Подготовить устный рассказ «Что я знаю об имени прилагательном» по ключевым словам.

3. Работа с текстом (раздаточный материал)

Ска..ка о в..сне.

С..бралась в..сна в гости в сев..рные края. Всю зиму ..на пр..вела с перелётными птицами на юге. По небу б..жало пуш..стое облачко. Весна взобралась на него и п..л..тела. На земле все ждут в..сну. В..сна спустилась на землю. В п..лях зап..стрели пр..талины. Треснул на р..ке лё... Дерев..я и кусты п..крылись крупными почками. А следом за в..сной пот..нулись в р..дные края перелётные птицы. Наступили тёплые в..сен..ие дни.

Орфограммы в тексте: 1) безударные гласные в корне; 2) правописание парных согласных (оглушение); 3) правописание приставок; 4) раздельное написание предлогов со словами; 5) правописание разделительного ь; 6) правописание ши, чк; 7) правописание -нн- в прилагательных, образованных от существительных.

Задание: 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы в данном тексте.

2. Найдите в тексте прилагательные и устно охарактеризуйте их.

3. Найдите в тексте такие предложения, в которых есть два прилагательных. Выпишите их в тетрадь.

4. Выполните разбор прилагательных как части речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". УМК "Перспектива", 4 класс.

Урок по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". Образовательная программа "Перспектива"...

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку" Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи " 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи.»Цели деятельности учителя: формирование понятия, что такое прилагател...