Учебно-матодический комплект ПНШ 3 класс «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кудряшова (Попова) Ирина Владимировна

 

Технологическая карта урока

«Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Предмет: «Русский язык»

Класс: 3

Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Цели урока: создание условий по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи; прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные: делить слова на группы по разным признакам; составлять слова по данным корням разных частей речи.

Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться; ценностное отношение к себе через создание условий для целенаправленной познавательной деятельности; через оценивание результатов своей деятельности на уроке; ценностное отношение к одноклассникам через организацию работы в парах, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Русский язык: 3кл.: методическое пособие по учебнику Н.А.Чураковой/. Учитель, 2012.- С.166 - 2167; Русский язык: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ М.Л. Каленчук.: Академкнига/ Учебник, 2013.-Ч.2;  презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Предмет: «Русский язык»

Класс: 3

Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Цели урока: создание условий по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи; прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные: делить слова на группы по разным признакам; составлять слова по данным корням разных частей речи.

Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться; ценностное отношение к себе через создание условий для целенаправленной познавательной деятельности; через оценивание результатов своей деятельности на уроке; ценностное отношение к одноклассникам через организацию работы в парах, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Русский язык: 3кл.: методическое пособие по учебнику Н.А.Чураковой/. Учитель, 2012.- С.166 - 2167; Русский язык: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ М.Л. Каленчук.: Академкнига/ Учебник, 2013.-Ч.2;  презентация к уроку.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. Момент.

Мотивационный

Словесный

2. Постановка учебной задачи

Практический метод.

Устная фронтальная работа.

3. Решение частных задач

Практический: выполнение упражнения

Практический метод.

Устная фронтальная работа.

4. Рефлексия

1 м

5 м

34 м

5 м

Встаньте ровно, улыбнитесь своему соседу и тихо садитесь. Начинаем работать.

Ребята, на доске вы видите слова, вам нужно выписать эти слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы. Выделить корни.

гроза            грозный        погрозить  

цвет              цветной        цветет  

зелень          зелёный        зеленеет  

побелка        белый           побелить  

сторож         сторожевой      сторожить  

чистота         чистый            почистить  

даль              дальний           удалить  

низина          нижний           снизить 

Подчеркните слова, которые являются проверочными друг для друга. Что вы можете сказать про корни этих слов? Вы заметили какую-нибудь особенность? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Давайте откроем учебники на странице 64 и посмотрим, что же говорит нам Анишит Йокоповна по новой теме урока? А какие поставим цели?

Теперь прочитаем задание к упражнению 73. Что значит «формы слова»? Какие слова будем записывать? Запишите эти слова. Какое слово вы подчеркнули? Какое слово вы выписали, подходящее к схеме? Какие сложные слова у вас получились? Какие проверочные слова записали в скобках?

 Упражнение 74. Прочитайте задание. Будем разбирать слова по цепочке с объяснением. Например: краснота – это существительное, произошло от прилагательного красный. Начинаем объяснение с первого ряда.

Физмитка.

Что нам нужно сделать в упражнении 75? Выполняем самостоятельно.

Найдите упражнение 77 и прочитайте задание. За доской выполняют это задание два человека, остальные в тетради. Теперь проверяем.

Домашнее задание: упражнение 76,78  письменно.

 Ребята, какая тема нашего урока? А какие мы ставили цели? Кто считает, что хорошо понял новую тему? А у кого были затруднения?

Вы сегодня очень хорошо поработали! Спасибо за урок!

Приветствовать,

Слушать материал.

Отвечать на вопросы, вспоминать пройденный материал

Записывать слова по столбикам

Отвечать на вопросы, рассуждать

Сравнивать

Делать записи в тетрадь

Делать вывод

Анализировать

Отвечают на вопросы

Формулировать тему и цель урока

П: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: самоконтроль.

Л: учебно – познавательный интерес к новому материалу.

П: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

Р: отслеживать цель учебной деятельности.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П О БЕДА

Слайд 2

Гроза, грозный, погрозить; цветёт, цвет, цветной; зелень, зеленеет, зелёный; побелить, белый, побелка; сторож, сторожить, сторожевой; чистый, почистить, чистота; даль, удалить, дальний; низина, нижний, снизить. Выписать слова в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы. Выделить корни.

Слайд 3

I группа гроза цвет зелень побелка сторож чистота даль низина Существительные

Слайд 4

грозный цветной зеленый белый сторожевой чистый дальний нижний II группа Прилагательные

Слайд 5

погрозить цветёт зеленеет побелить сторожить почистить удалить снизить III группа Глаголы

Слайд 6

Существительные Прилагательные Глаголы Гроза грозный погрозить -гроз- Цвет цветной цветёт -цвет- Зелень зелёный зеленеет -зелен- Побелка белый побелить -бел- Сторож сторожевой сторожить -сторож- Чистота чистый почистить -чист- Даль дальний удалить -дал- Низина низкий понизить -низ-

Слайд 7

Могут ли слова с одинаковым корнем быть разными частями речи?

Слайд 8

«Жизнь корня в составе слов разных частей речи» Тема урока:

Слайд 9

Цель урока: Узнать, могут ли родственные слова относиться к разным частям речи?

Слайд 10

03.05.17 - Корни слов живут «семьями». «Квартирами» для них служат слова, принадлежащие к разным частям речи.

Слайд 11

воздушный воздух жадность жадный ходьба ходить домашний дом серость серый книжный книга

Слайд 12

Выделить корни. В каждой строчке подчеркнуть исходное слово – то без которого не было бы двух других. 1. Лунный, луна, прилуниться. 2. Друг, дружный, подружиться. 3. Посинеть, синева, синий. 4. Ходить, приход, ходовой. 5. Ручной, рука, обручиться. 6. Зимовать, зима, зимний. 7. Дерево, одеревенеть, деревянный. 8. Посадил, сад, садовый. 9. Ледяной, заледенеть, лёд. 10. Светить, свет, светлый. Выделить корни. В каждой строчке подчеркнуть исходное слово – то без которого не было бы двух других. 1. Лунный, луна, прилуниться. 2. Друг, дружный, подружиться. 3. Посинеть, синева, синий. 4. Ходить, приход, ходовой. 5. Ручной, рука, обручиться. 6. Зимовать, зима, зимний. 7. Дерево, одеревенеть, деревянный. 8. Посадил, сад, садовый. 9. Ледяной, заледенеть, лёд. 10. Светить, свет, светлый. Выделить корни. В каждой строчке подчеркнуть исходное слово – то без которого не было бы двух других. 1. Лунный, луна, прилуниться. 2. Друг, дружный, подружиться. 3. Посинеть, синева, синий. 4. Ходить, приход, ходовой. 5. Ручной, рука, обручиться. 6. Зимовать, зима, зимний. 7. Дерево, одеревенеть, деревянный. 8. Посадил, сад, садовый. 9. Ледяной, заледенеть, лёд. 10. Светить, свет, светлый. Выделить корни. В каждой строчке подчеркнуть исходное слово – то без которого не было бы двух других. 1. Лунный, луна, прилуниться. 2. Друг, дружный, подружиться. 3. Посинеть, синева, синий. 4. Ходить, приход, ходовой. 5. Ручной, рука, обручиться. 6. Зимовать, зима, зимний. 7. Дерево, одеревенеть, деревянный. 8. Посадил, сад, садовый. 9. Ледяной, заледенеть, лёд. 10. Светить, свет, светлый.

Слайд 13

03.05.17 Благодаря тому что слова живут семьями, их легче понимать и писать. Знаете как пишется корень в проверочном слове — пишите его так во всех родственных словах.

Слайд 14

Игра «Гонка за лидером». Цель: учимся распознавать однокоренные слова и части речи. Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисёнок, Лось, лоскут, лосёнок,

Слайд 15

Знаем Узнали Корень Части речи Состав слова Хотим узнать Возможна ли жизнь корня в составе разных частей речи . Корень может жить в составе разных частей речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»...

Урок русского языка "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Цель урока - показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...