Конспект урока русского языка "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов».

Цели урока: научиться видеть орфограмму в суффиксах слов, узнать о существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Планируемые результаты

  • предметные: научатся видеть орфограмму в суффиксах существительных, знать в каких суффиксах пишется гласная И, а в каких суффиксах пишется гласная Е, уметь образовывать новые формы слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: устное задание.

Словесн.: анализ пословицы.

Словесн.: определять орфограмму, отвечать на вопросы.

Словесн.: определять тему и цель урока.

≈10

- Ребята, посмотрите на доску.  

- Прочитайте пословицу (Урок – это замоч…к, к которому нужно подобрать ключ…к.)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- А что у нас на уроке будет замочком?

- А что ключиком?

- А вы хотите сегодня подобрать ключик к замочку?

- Хорошо! Тогда, обратите внимание, в этой пословице есть слова с пропущенными буквами.

- Что это за слова? (замочек, ключик)

- А в какой части слова пропущена орфограмма? (суффикс)

- Что такое суффикс? (часть слова после корня, служит для образования новых слов)

- Какое значение имеет этот суффикс? (уменьшительно-ласкательное)

- А есть ли ещё, ребята, суффикс похожий по звучанию с таким же значением? (-чик-)

-  Вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные в суффиксах слов.

- Какие буквы вставили?

- Ребята, наши мнения разошлись. А почему?

-  Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

- Какова будет цель нашего урока?

- А зачем нам это надо?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных. Будем формировать умение правильно писать гласные И, Е в суффиксах – ик-, -ек-, -чик-.

Читать и анализировать пословицу.

Отвечать на вопросы.

Находить орфограммы и определять в какой части слова они пропущены.

Давать определение значению суффикса.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: работа со словарём, письменное задание.

Практич.: работа с учебником, письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.: чтение правила, анализ правила.

Практич.: физминутка.

Практич.: работа со словарём, письменное задание.

Словесн.: фронтальная проверка.

≈20

- Откройте обратный словарь на –К, на –чик.

- Выпишите в три столбика по пять слов: 1 столбик) суффикс –чик- означает род деятельности человека; 2 столбик) суффикс –чик- уменьшительно-ласкательный; 3 столбик) суффикс –ик- уменьшительно-ласкательный.

- Выделите в этих словах суффикс.

- Теперь откройте учебники на странице 80, прочитайте слова в упражнении 80.

- Вам нужно будет от этих слов с помощью суффиксов –чик- и –щик- образовать существительные, называющие профессию человека или какой-либо род деятельности.

- Выполняйте задание письменно.

- Выделяйте суффиксы в словах.

- Давайте проверим, какие слова вы образовали (буфетчик, забойщик, каменщик, барабанщик, водопроводчик, газетчик, фонарщик, обманщик, мебельщик, ракетчик).

- Какое из полученных слов обозначает не род деятельности человека и не его профессию, а нравственное качество человека (обманщик)

- Как можно назвать суффиксы –чик- и –щик- в этих словах: суффиксы-синонимы или суффиксы-омонимы?

- Выполним упражнение 81.

- Запишите слова в столбик.

- Теперь при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением –ик-, -чик-, -ек- образуйте родственные слова и запишите рядом.

- Запишите их сначала в форме И.п. ед.ч., а затем в форме И.п. мн.ч.

- Давайте по цепочке проверим, слова, которые вы образовали (листик, листики; орешек, орешки; бантик, бантики; карманчик, карманчики; вьюночек, вьюночки; шкафчик, шкафчики; ящичек, ящички; шарфик, шарфики; платочек, платочки; горошек, горошки; зубик, зубки.)

- Выделите суффиксы.

- В каких словах происходит чередование согласных в корнях? (орешек, вьюночек, ящичек, платок, горох)

- Подчеркните чередующуюся согласную в словах.

- Ребята, посмотрите на слова на цветном фоне, правда ли, что от них можно образовать по два разных слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами? (верно – шкафчик, шкафик; зубчик, зубик)

- Теперь прочитайте вывод на странице 81.

- Что вы узнали их этого правила? (что в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением пишется буква И, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется этот гласный, буква Е пишется, если при изменении слова из суффикса исчезает гласный И)

- Теперь проведём игру и немного отдохнём, игра называется «Дотянись до звёзд».

- Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

- Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звёздами.     - Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…

- Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно держите перед собой в ладонях.

- Теперь продолжим работу.

- Выполним упражнение 82.

- Откройте обратный словарь на –к, на –ек.

- Просмотрите столбик до конца страницы.

- Какая орфограмма выделена голубым цветом?

- В какой части слова она находится?

- Запишите в столбик первые три слова с этой орфограммой.

- Выделите ту часть слова, в которой находится орфограмма.

- Рядом с этими словами запишите формы Р.п. ед.ч.

- Теперь посмотрите на правило ниже.

- Посмотрите, как было образовано слово «уголёчек».

- Правильно ли вы выделили суффиксы в записанных словах?

Работать с обратным словарём, выделять суффиксы в выписанных словах.

Работать над письменным упражнением, образовывать слова с помощью суффиксов.

Проверять выполненное задание.

Отвечать на вопросы.

Работать над письменным упражнением, образовывать родственные слова при помощи суффиксов, по цепочке проверять выполненное задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Читать правило в учебнике, анализировать его.

Принимать участие в физминутке.

Работать с обратными словарями, выписывать слова, выделять в них орфограмму.

Читать правило в учебнике, делать вывод.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

Практич.: рефлексия.

≈5

- Подведём итог урока.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Нарисуйте на полях цветок и раскрасьте его ярким цветом, если вы поняли тему урока и правильно выполняли задания.

- Раскрасьте его тёмным цветом, если вы не поняли тему урока и допускали ошибки при выполнении заданий.

- У кого какого цвета получился цветок?

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке, рисовать цветок и раскрашивать его цветом, в зависимости от своей работы на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка: "Безударные гласные в корне слова"

Давала открытый урок на тему : "Безударные гласные в корне слова"...

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...

Конспект урока русского языка "Безударные гласные в корне" (2 класс)

Цель: учить учащихся находить орфограмму в корне слова, развивать умение подбирать проверочное слово и обосновывать правильность проверяемого, закреплять правописание словарных слов, развивать внимани...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе»  Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...

План-конспект по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Конспект и тех.карта урока русского языка по теме "Существительные.Беглый гласный в суффиксах слов" УМК:"Перспективная начальная школа" Класс: 4...