Учебно - методический комплект по русскому языку на тему "Имена собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Вяргизова Ксения Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sobstvennye_i_naritsatelny.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка

Предмет: русский язык

Класс: 2 «А»

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных и нарицательных имен существительных»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

предметные:

  • понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»;
  • уметь различать имена существительные собственные и нарицательные;
  • уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

личностные:

  • положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Тип урока: комбинированный.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

≈ 1

Приветствие учителя.

Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

Покажите мне, с какими эмоциями вы пришли на урок.

Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

Приветствовать учителя.

К.: настрой на урок, знакомство с учителем.

2

Мотивационный

Словесный: ответы на вопросы, слово учителя

≈ 2

Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)        

Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

Какие существительные называются одушевлёнными?

Какие существительные называются неодушевлёнными?

 Разделите лист перегибанием на две части. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня 25 февраля.

Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

Обменяйтесь листочками, проверим правильность на слайде.

на слайде: солнце     девочка

                  утро         мальчик

                  город        щенок

Оцените правильность выполнения «смайликом»

Молодцы, с этим заданием справились.

(На доске на карточках развешены слова: Маша, Катя,  Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, Рыжик, кот, город, утро)

 Посмотрите, на карточках вы видите записанные имена существительные.

Выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.

Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

Распределите слова по группам. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

на слайде:

Распределите слова по группам:

имя

отчество

фамилия

Аня

Ивановна

Попов

дом

Миша

Алексеевна Петрович

Кузнецов

ученик

Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.

Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?(на слайде таблица)

А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

Учёные в русском языке  уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения

Записывать одушевленные, неодушевленные в столбики.

Контролировать правильность записи.

Рассматривать карточки, выбирать название городу, имя мальчик, имя девочке, кличку щенку.

Работать в парах.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

П.: строят речевое высказывание.

3

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Работа по теме урока.

Открытие нового знания

Словесный: ответы на вопросы

Практический: анализ слов

Работа с учебником.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Словесный: ответы на вопросы

Практический: запись слов

Вторичное

закрепление знаний

Итог урока.

Рефлексия. 

Домашнее задание

≈ 7

≈ 10

Попробуйте назвать тему нашего урока.

на слайде:

 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)

Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

 научимся …

 попробуем …

Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё.  Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

А у кого еще может быть своё собственное имя?

Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

(слайд)

Приведите примеры собственных имён существительных.

Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

 Физминутка

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

В КАТЮ  (С) БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

 В МАРИНУ (С) БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В ВАРЮ (С) БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?

как  вы поняли,  какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

Снова посмотрите, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.

Остальные работают в тетрадях.

Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

 (Анна, Петрова, Анатолий Николаевич, Воробей, Платье, Школа, Рябина, Максим, Река)

Ребята, как вы думаете, являются ли существительные -  мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя – именами собственными?

Эти имена существительные не являются именами собственными, это общие названия, которыми и дети и взрослые называют своих родителей и родственников. Какие еще общие названия родственников вы знаете? (прабабушка, прадедушка)

Подберите к одному из слов из упр. 88, собственное имя существительное, имя одного из родителей или родственника. Подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных. Например: бабушка Маша.

Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

Как называется город, в котором мы живём?

Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Трехгорный. (слайд)

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники.

Мы сейчас будем работать в группах.

Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.

______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. Около моего города есть горнолыжный курорт - _______________________.

Какой у вас получился рассказ? (слайд)

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за….

Упр. 92 стр. 54.

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Определять тему урока, цель.

Работать с терминами.

Выполнять задание

Знакомиться с правилами, приводить примеры.

Выполнять упражнения данные учителем.

Различать имена собственные и нарицательные.

Определять существительные, обосновывать свой выбор.

Работать в парах, восстанавливать рассказ.

Отвечать на итоговые вопросы учителя.

Подводить итоги.

Записывать домашнее задание

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Л. Настрой на ЗОЖ

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Петрович, дом, Кузнецов

?

?

                         ?

                           ?

Анна    река

Петрова

Анатолий

Николаевич

воробей платье

школа рябина

Максим

Мой город.

_______________–  мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. Около моего города есть горнолыжный курорт - _______________________.

Мой город.

_______________–  мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. Около моего города есть горнолыжный курорт - _______________________.

Мой город.

_______________–  мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. Около моего города есть горнолыжный курорт - _______________________.

Мой город.

_______________–  мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. Около моего города есть горнолыжный курорт - _______________________.

Мой город.

_______________–  мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. Около моего города есть горнолыжный курорт - _______________________.

Мой город.

_______________–  мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. Около моего города есть горнолыжный курорт - _______________________.

Мой город.

_______________–  мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. Около моего города есть горнолыжный курорт - _______________________.

Мой город.

_______________–  мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. Около моего города есть горнолыжный курорт - _______________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...