Учебно - методический комплект по русскому языку на тему "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Вяргизова Ксения Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_v_imenah_sobstvennyh.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2 «А»

Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Цели урока:

  • познакомиться с существительными, которые отвечают на вопрос Кто? и Что?.
  • научиться отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?

предметные:

  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • обосновывать правильность определения имён существительных;
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами  (запись слов в две группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные);

личностные:

  • оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, стр.48 – 50., презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный

≈ 1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя

К.: настрой на урок, знакомство с учителем.

2

Мотивационный

Словесный: ответы на вопросы, слово учителя

≈ 2

Ребята, скажите, с помощью чего мы общаемся? (Поприветствуйте друг друга с помощью жестов и мимики)

Повернитесь к своему соседу и поприветствуйте его с помощью речи.

Какая бывает речь?

Из чего она состоит?

Как называются слова? (Части речи)

Какие части речи вы знаете?

Ребята, а что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто?)

Отгадайте словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся по его лексическому значению.

На стене висит давно, 
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -… (Картина)

  1. Запишите  это слово;
  2. Разделите слово на слоги;
  3. Подберите однокоренное слово; докажите
  4. Выделите корень.

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения

Контролировать правильность записи.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

П.: строят речевое высказывание.

3

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Словесный: ответы на вопросы

Практический: анализ слов

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Словесный: ответы на вопросы

Практический: запись неодушевленных слов

Итог урока.

Рефлексия. 

Домашнее задание

≈ 7

≈ 10

 Ребята, откройте учебник на странице 48. Прочитайте стихотворение в упражнении 80. Найдите в стихотворении имена существительные.

Назовите имена существительные, которые есть в стихотворении. (работники, столяры, плотники)

Почему? (потому что они отвечают на вопрос кто?)

Что такое имя существительное? Что оно обозначает?

Почему имя существительное получило такое название? Обратимся к учебнику на странице, 47.

Назовите профессии людей, которые встретились вам в стихотворении.

Какие еще части речи вы знаете? (признак предмета и действие предмета)

На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто?)

Приведите примеры своих профессий, которые отвечают на вопрос кто? (машинист, повар)

Вопрос кто? мы задаем к именам существительным, которые обозначают людей, животных: кто? (ученик, петух). Такие имена существительные называются одушевленными.

Приведите пример одушевленного существительного.

Определите тему урока и цель урока.

Откройте учебник на странице 49, упражнение 81. Прочитайте задание.

Запишите свои слова, которые отвечают на вопрос кто?

Прочитайте свои примеры.

Проведем физминутку!

Откройте учебник на странице 50, упражнение 84. Прочитайте стихотворение внимательно.

Как вы думаете, что обозначает каждое выделенное слово?

На какой вопрос отвечает выделенное слово?

Как вы думаете,  какой части речи относится?

Выпишите выделенные имена существительные.

Что обозначает слово река? – признак предмета. На какой вопрос отвечает? (на вопрос что?)

Являются ли выделенные слова – одушевленными? (нет).

Почему? (отвечают на вопрос что?)

Обратимся к правилу.

Вопрос Что? мы задаем к именам существительным, которые  не обозначают людей, животных: Что? (пенал, сахар, картина). Такие имена существительные называются неодушевленными.

Приведите свои примеры слов, которые отвечают на вопрос Что? 

Игра «Найди лишнее».

1. Пальто, ножницы, бабочка.

2. Собака, автобус, яблоко.

3. Ножницы, кошка, корова.

Объясните свой выбор.

На уроке мы открыли то, что имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначающие живой предмет, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, … называются одушевленными.

Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначающие неживой предмет, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными.

Чем вам понравился урок?

В каких заданиях у вас возникли трудности?

Поднимите руку те, кто считает, что сегодня он все понял и справился со всеми заданиями на «отлично»

Поднимите руку те, кто считает, что сегодня он что – то не до конца понял и не со всем справился

Поднимите руку те, кто считает, что сегодня он ничего не понял и ничего не сделал.

С какими существительными мы сегодня с вами познакомились?

На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?

На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные?

Работа над ошибками, прочитать и выучить правила на странице 48 и 50, упр. 86.

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Работать со словами. Выполнять задание

Определять тему урока, цель.

Выполнять упражнения данные учителем.

Задавать к словам вопросы, вспоминать части речи по вопросам.

Читать правило, знакомиться с неодушевленными существительными.

Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал

Подводить итоги.

Записывать домашнее задание

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Л. Настрой на ЗОЖ

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

пальто ножницы бабочка собака

автобус яблоко

пенал   кошка

корова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс  (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Склонение имен существительных»

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Склонение имен существительных»...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...