Технологическая карта урока. Тема: «Неопределенная форма глагола» Второй урок
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.neopredelennaya_forma_glagola.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цели деятельности учителя:

  1. Расширять представления об особенностях неопределенной формы глагола;
  2. Развивать умения распознавать глаголы в неопределенной форме, ставить вопросы к ним.

Планируемые результаты:

-предметные: уметь распознавать глаголы в неопределенной форме, уметь задавать вопросы к неопределенным формам глагола, уметь изменять глаголы в неопределенную форму.

-личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование:учебник, компьютер, проектор, презентация.

Тип урока:комбинированный

Этапы. Методы и приемы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент.

Словес.: слово учителя.

Нагляд.: презентация

11.10 – 11.11

Здравствуйте, ребята!

А теперь садитесь те, кто готов к уроку, кто выполнил домашнее задание.

Молодцы!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс.

Л.: смысло-

образование

Мотивационный.

Нагл.: презентация

Практич.: выполнение каллиграфической работы

11. 11. – 11.13

Откройте свои тетради, запишите.

Четырнадцатоемарта.

Классная работа.

Минутка чистописания.

Ч ч

Шш

пропишите в строчку.

Записывают в тетради число.

Прописывают каллиграфически

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Актуализация знаний

Нагл.: презентация

Словес.: фронтальный опрос

Практич.: выполнение задания

11. 13– 11. 15

Прочитайте слова.

Спеши и спиши, седеть и сидеть, поласкать и полоскать, развевается и развивается.

В каких словах безударные гласные написаны неправильно?

(Во всех правильно.Здесь записаны слова с разным лексическим значением, следовательно, проверочные слова тоже будут разные.)

Спишите, рядом запишите проверочные слова.

Кто хочет выйти к доске?

Читают

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных

учителем ориентиров;

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.:

учебный диалог

Нагл.: презентация

Словес.: ответы на вопросы

Словес.:

формулируют тему урока, ставят цели урока

11.15-11.27

11.17-11.20

К какой части речи относятся все эти слова?

(глаголы)

Назовите глаголы в неопределенной форме.

(седеть и сидеть, поласкать и полоскать)

По каким признакам вы их распознали?

Что еще вы знаете о неопределенной форме глагола?

Правильно, глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

Посмотрите на экран.

сшить

шить

на какой вопрос отвечает первый глагол?

(что сделать?)

На какой вопрос отвечает второй глагол?

(что делать?)

Значит, это глаголы … (в неопределенной форме)

Чем  похожи эти глаголы?

(они имеют одинаковое лексическое значение)

Чем они отличаются?

(Сшить означает действие, которое нужно совершить и закончить. Довести это дело до конца.

Шить означает, что действие нужно совершать с продолжительностью.)

Какой вывод можно сделать?

Сегодня мы продолжаем тему прошлого урока.

Какие цели мы поставим на урок?

Закреплять знания о неопределенной форме глагола.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно ставят цели урока и формулируют тему урока.

Р.: выполнение учебного действия

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Решение частных задач

Словес.: устная работа с упражнением, чтение

Практич.: выполнение упражнения

Практич.: выполнение устной работы над упражнением, парная работа

Словес.: фронтальный опрос

Практич.: выполнение упражнения

Нагл.: презентация

Словес.: учебный диалог

Практич.: выполнение задания

Словес.: чтение

Словес.: учебный диалог

Практич.: фронтальная работа

11. 20– 11. 23

11.23 – 11.26

11.26-11.29

11.29-11.31

11.31-11.40

Упр. 154.

  1. Веять – развеять

Таять - растаять

Сеять – посеять

Учить - научить

Рисовать – нарисовать

  1. Зажечь – зажигать

Решить – решать

Бросить – бросать

Обидеть – обижать

Разгадать – разгадывать

Задание: подберите к каждому глаголу первой группы однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать?Запишите.

Подберите к каждому глаголу второй группы однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что делать?Запишите.

Физкультминутка.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

Упр. 155.

Прочитайте приставки и глаголы.

на-, при-, за-, под-, с-, от-, об-, до-, в-, у-, вы-, пере-, про-, по-

говорить, вести, писать, думать, ходить, читать.

Задание: образуйте от каждого глагола однокоренные глаголы при помощи приставок.

Запишите любой из глаголов с теми приставками, с которыми он может быть употреблен.

Какой глагол может быть употреблен со всеми данными приставками?

(ходить, вести)

Попробуйте составить предложение с одним из данных глаголов, к которому вы добавили приставку.

Какие предложения у вас получились?

Кто хочет прочитать?

На какие вопросы отвечают эти глаголы без приставок?

 (Что делать?)

С приставкой?

(Что сделать?)

Какой вывод можно сделать?

Если к глаголу мы добавим приставку, то у этого глагола меняется вопрос.

Вспомните глаголы шить, сшить

Посмотрите на экран.

говорить

задайте вопрос к этому глаголу

что делать?

Добавьте приставку.

поговорить

задайте вопрос к глаголу.

Что сделать?

Придумайте предложение с глаголом говорить; поговорить.

Прочитайте рубрику «Обратите внимание!»

Вернемся к глаголу говорить.

Добавьте другую приставку.

Например: уговорить

Может ли этот глагол с той же приставкой отвечать на вопрос Что делать?

уговаривать – что делать?

Что изменилось?

(добавили суффикс –ива-)

 Те же глаголы из упр. 155 измените таким же образом. Вопрос должен быть что делать?

Какие глаголы у вас получились?

Проговаривать, записывать, прописывать, обдумывать, захаживать, дочитывать.

Значит, какой можно сделать вывод?

Если мы добавляем приставку к глаголу и суффикс, то вопрос не меняется.

Что  делать? говорить

Что делать? обговаривать

Что сделать? поговорить

Выполняют устную работу над упражнением

Выполняют упражнение

Ответы на вопросы

Участвуют в учебном диалоге

Участвуют в учебном диалоге

Отвечают на вопросы

Читают

Выполняют письменную работу над упражнением

Отвечают на вопросы

Р.: выполнение учебного действия

П.: смысловое чтение

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Р.: выполнение учебного действия

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: выполнение учебного действия

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р.: выполнение учебного действия

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Итог урока. Рефлексия.

Практич.: выполнение задания в карточках

Словес.: учебный диалог

Нагл.: презентация

11. 40– 11. 50

Я раздала вам листочки со словами.

Старость, молчать, отнимать, молодость, гость, трость, радовать, глупость, чернеть, радость, отдохнуть, холодеть, напасть, верность, веселить, грустить, худеть, лесть.

Подчеркните глаголы в неопределенной форме.

Проверяем. Кто хочет прочитать слова, которые подчеркнул?

Остальные проверяете. Если будет ошибка, вы хлопаете в ладоши.

Итак, ребята, что мы сегодня делали на уроке?

Вернемся к целям нашего урока, которые мы вместе поставили.

Достигли ли мы этих целей?

За что можете себя похвалить?

Домашнее задание: упр. 156.

Выполняют задание в карточках

Записывают д. з.

Анализируют урок.

Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке.

Л.: самооценка

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания