Технологические карты по письму и развитию речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 Елена Ивановна Бирюкова

Данный материал содержит технологические карты по письму и развитию речи. Может быть использован при подоготовк и проведении урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskie_karty_po_pismu_i_razvitiyu_rechi.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Слова с гласными и е, ю, я в начале слова и после гласных»

 Цель урока: продолжать учить выделять и обозначать Е, Ё, Ю, Я в начале слова и в начале слога.

Образовательные задачи:

 - продолжать учить выделять и обозначать Е, Ё, Ю, Я в начале слова, в начале слога;

- продолжать учить находить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога и группировать их;

- закреплять навыки составлять предложение из данных слов;

- продолжать учить  находить схожие элементы графем;

- тренировать учащихся в правильном написании элементов графем продолжать учить строить полный и развернутый ответ к вопросу педагога.                                                                                                  

Коррекционные задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук  (плавность и скоординированность движений пальцев рук);                                                                                                                                                  - развивать пространственную ориентировку;                                                                                                                                                                                                                                                                    - развивать внимание, зрительную память;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей;                                                                        

 - развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки и пр.)      

Воспитательные задачи:                                                                                                                            

 - воспитывать интерес к уроку русского языка;                                                                                          

-  воспитывать нравственные качества (бережное отношение к учебнику, школьно-письменным принадлежностям).

Оборудование:  доска, учебники, тетради, карточки – элементы букв, плакат – азбука-подсказка, миниазбука – подсказка, карточки - слова, елка искусственная, елочные игрушки.    

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечание

  1. Оргмомент

Прозвенел звонок

Начинается урок – урок русского языка.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь.

-Ребята, какой праздник приближается?

- Посмотрите, ребята у нас на уроке гостья – ЕЛОЧКА. Совсем не новогодняя.  Нарядим елочку?  Но ребятки, каждую игрушку мы сможем повесить на елочку, если правильно будем выполнять задания урока.

  1. Гимнастика для рук

Раз, два, три, четыре, пять,  (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили   (имитировать лепку снежков) Птичек крошками кормили  (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались  (вести указ. пальцем П. руки по ладони Л.)

А еще в снегу валялись  (переваливать ладони по столу)

Все в снегу домой пришли  (отряхивать ладони)

Съели суп, и спать легли  (движения вообр. ложкой,  ладони под щеку)

Кто- то хочет спать?  Нет!  Мы будем работать!

Молодцы, хорошо выполнили первое задание – зарядку, за это ---

!!! 1-я ИГРУШКА на елочку.

  1. Минутка чистописания

Чтобы выполнить второе задание и повесить 2-ую игрушку на елочку, вам нужно будет красиво и аккуратно записать число и Кл.р.

- Итак, открываем тетради, пропускаем две строчки вниз, записываем число  Молодцы, с этим заданием все справились на отлично, за это ---

!!! 2- я  ИГРУШКА на елочку.

Мы будем тренироваться писать заглавную букву Ю

- Почему буква Ю на плакате изображена красным цветом?

(она гласная)

- Как вы решили, что она гласная?

(она поется)

- Внимательно посмотрите на плакат - подсказку – вы увидите, как правильно писать букву Ю.

- Давайте в воздухе, а я на доске напишем букву Ю

- Теперь в тетрадях

* Ребята, посмотрите внимательно, элементы каких знакомых букв можно разглядеть в букве Ю ?

(элементы букв Н, К, О)

- на доске учитель прикладывает элементы букв (карточки)

Молодцы ребята, справились и с этим заданием, значит, мы можем повесить еще одну игрушку на нашу елочку!

!!! 3-я ИГРУШКА на елочку.

  1. Словарная работа

Сейчас мы будем писать словарные слова, но не под диктовку, не с карточек, а с картинок.

- Я показываю картинку, а вы записываете слово, выделяя трудную букву зеленой ручкой. А потом мы посмотрим, какие слова вы записали.

Показ картинок (учащиеся записывают слова).

Какие слова записали?  Прочитайте.

Все выделили зеленым цветом трудные буквы?

Мы записали словарные слова.

Молодцы! Вы справились заданием, значит, на елочку мы можем повесить еще одну игрушку.

!!! 4 ИГРУШКА на нашу елочку.

  1. Изучение материала

Сегодня мы продолжим работу по написанию гласных букв Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

Ребята, мы должны исправить ошибки и расставить слова в нужном порядке.

На доске карточки со словами:

     ёлочку.      Ребята      украшают

- Нам нужно расставить слова по своим местам. Давайте вспомним 2 правила, как пишется предложение.

( Первое слово в предложении пишем с большой буквы и в конце предложения всегда ставим точку)

Посмотрите внимательно на слова. Какое слово написано с большой буквы?  (Ребята)

- Значит, слово Ребята будет стоять в предложении первым.

- размещаю  карточку со словом Ребята в начало предложения.

- 2.  Посмотрим на оставшиеся слова внимательно: после слова   ёлочку.   Стоит точка. Значит слово ёлочку.  Будет в нашем предложении последним.

- размещаю карточку со словом ёлочку. в конец предложения.

- 3. Какое слово осталось?    украшают

Поставим его в центре.

Размещаю слово украшают на доске

- 4. Прочитайте, какое у нас получилось предложение.

   Ребята украшают елочку.

Молодцы, ребята, мы можем повесить на нашу елочку еще 2 игрушки.

Запись предложения в тетрадь.

  1. Физкультминутка

- Ребята, выполняя предыдущее задание – вы были внимательны.

А теперь, посмотрим, также вы внимательно будете смотреть на меня, и выполнять за мной движения.

Выполнение упражнений на внимание.

Молодцы! И с этим заданием справились.

!!! 7 -я ИГРУШКА на нашу елочку.

- Занимаем свои места.

  1. Закрепление материала

На доске карточки со словами:

Е-нот, я-ма, ю-боч-ка, и-юль.

- прочитайте слова

- списать слова самостоятельно, обозначить гласные е, и, ю, я красным карандашом.  

Молодцы! Все справились с заданием! Задание было большое и за выполнение этого задания мы сможем повесить на елочку 3 игрушки!

  1. Итог урока

- О каких буквах шла речь на уроке?

- Ребята, а мы украсили нашу елочку?   Значит, мы выполнили все задания, которые были на уроке?  

Какая нарядная получилась у нас елочка!

Молодцы! Вы хорошо сегодня работали!

Тема урока:  «Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении.

Цель урока: познакомить учащихся с согласными твердыми и мягкими.

Образовательные задачи:

- учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

- расширять и активизировать словарный запас.

Коррекционные задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук  (плавность и скоординированность движений пальцев рук);                                                                                                                                                  - развивать пространственную ориентировку;                                                                                                                                                                                                                                                                    - развивать внимание, зрительную память;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей);                                                                         - развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).      

Воспитательные задачи:                                                                                                                            

 - воспитывать интерес к уроку русского языка;                                                                                          

-  воспитывать нравственные качества (бережное отношение к учебнику, школьно-письменным принадлежностям).

Оборудование:  доска, учебники, тетради, карточки – элементы букв, плакат – азбука-подсказка, миниазбука – подсказка, карточки – слова, круги, мяч.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечание

  1. Оргмомент

-Здравствуйте, начинаем урок письмо и развития речи

- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!»

  1. Гимнастика для рук

Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Что за скрип? 
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – капуста.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

  1. Минутка чистописания

Наденем «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

http://festival.1september.ru/articles/533863/img1.gif

  1. Словарная работа

Сейчас мы будем писать словарные слова, с «ловушками».

Друз_я
С_бака
Чел_век

Дер_во

  1. Изучение материала

Игра «Снежный ком».

– К слову «зима» подбираем слова – признаки. Передаем «ком» друг другу и повторяем все слова, которые сказали предыдущие игроки. (Зима (какая?) холодная, суровая, снежная, морозная, тёплая, вьюжная, красивая, долгая…)

Дети записывают число, день недели.

– Подчеркните только гласные буквы.

На доске парами написаны слова:

Лук – люк,
поток – потёк,
начинать – начинять.

– Прочитайте слова парами. Значение, каких слов вы не знаете?

– Спишите. Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

- Посмотрите внимательно на слова 2-го столбика. В этих словах есть ь знак? (Нет)

А почему согласные звучат мягко? (помогают гласные)

Вывод: не только ь знак, но и гласные еёиюя обозначают мягкость согласных

Вы, наверное, догадались, чему мы будем сегодня учиться на занятии? (Учиться обозначать твердые и мягкие согласные звуки буквами.)

– Что мы должны уметь, чтобы не допускать ошибок (уметь различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Хорошо помнить пары гласных букв. Знать, когда для обозначения мягкости согласного нужен специальный знак.)

Игра «Хоккей».

– Поставьте на парты руки, согнутые в локтях. Это «хоккейные ворота». «Шайбой» будут слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Их надо «ловить», «закрывать ворота».

Лужа, лютик, руки, рюкзак, тюль, туфли.

  1. Физкультминутка

Дети встают на круги. Если в середине слога слышат мягкий согласный звук, прыгают на зеленый коврик, если твердый – на синий.

Гла, гля , ска, скя, кла, кля, вла, вля, бра, бря, стя, ста.

– Было ли среди слогов слово? (Бра.)

  1. Закрепление материала

- Продолжаем работу, прочитай предложение на карточке. Вставь буквы у и ю. Запишите эти предложения.

Праздник в порту: очень скоро с…да

Из дальнего рейса вернутся с…да.

Мягкие и твёрдые согласные звуки различаются в слогах и словах при помощи жестов. Твёрдые согласные обозначаются ударом кулака о кулак, мягкие согласные – скользящими движениями ладони о ладонь. (В словах определяется первый звук.)

То, тё, ло, лё, ко, кё, вё, во, нё, но, зо, зё, го, гё.

Мёд, мокрый, тёплый, лёгкий, лошадь, тополь, тёрка, дождь, доктор, вёсла, волосы.

  1. Итог урока

- За что бы вы себя могли похвалить?

- Какие трудности встретились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Технологическая карта построения занятия по развитию речи. (группа предшкольной подготовки)

Юрий Кушак «В магазине».Задачи: 1) Формирование речевой деятельности у дошкольников. Формировать у дошкольников умение удерживать ...

Технологическая карта открытого занятия по развитию речи посредством Лего - конструирования Тема: «Строим сказки о профессиях» в старшей или подготовительной группах ДОУ

Занятие  по теме: «Строим сказки  о профессиях» в старшей и подготовительной группах  ДОУ проекта проводилось в рамках  межведомстного проекта «Единое о...

Технологическая карта урока русского языка «Развитие речи. Составление письма» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения излагать свои мысли письменно через построение предложений.Задачи урокаДидактические:Знать, структуру составления письма;Уметь соста...

Технологическая карта урока русского языка «Развитие речи. Составление письма другу» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Развитие речи. Составление письма другу»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения излагать свои мысли письменно через построение предложени...

Технологическая карта урока русского языка "Развитие речи. Написание подробного изложения" (УМК "Школа России", 3 класс, 2ч.)

Тип урока:  урок развивающего контроляЦель урока: формирование способностей, позволяющих осуществлять контроль в процессе воспроизведения повествовательного текста; обучение детей способам самоко...