урок русского языка по теме: " Правописание ь после шипящих на конце существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пальваль Людмила Валерьевна

Подробный конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_russkiy_yazyk.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности учащихся:

                                                                 Актуализация необходимых знаний

- Предлагает прочитать на доске слова: Тетрадь, дочь, конь, воробьи, пальто, коньки, перья. СЛАЙД №2.

Найти общее и различное в этих словах. Объяснить, какую роль выполняет ь в этих словах, в каких словах трудно определить роль ь и почему.

- Предлагает догадаться, какую букву будут повторять на минутке чистописания: ь , ь с верхним и нижним соединениями, показывает образец на доске.

                                                                       СЛАЙД №3.

- Предлагает записать данные слова по группам. Выяснить и дописать новые слова в нужную группу: рожь, печь, меч, нож.  Предлагает попробовать объяснить, почему в каких-то словах на конце пишется ь, а где-то нет.

- Читают слова, находят общее и различие. Объясняют роль ь. Встречают затруднение при анализе слова дочь.

- Заранее подготовленный ребёнок читает стихотворение:

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Пишут в тетради по образцу: ь , ь с верхним и нижним соединениями.

Самооценка.

- Записывают данные слова по группам. Встречают затруднения при анализе слов: меч, нож. Пытаются объяснить, почему в каких-то словах на конце пишется ь, а где-то нет.

Самооценка.

Мотивация познавательной деятельности

- Предлагает назвать тему и цели урока. Предлагает высказать предположения, в каких случаях на конце пишется ь, а в каких - нет. Спрашивает, где можно найти ответ на своё предположение.

- Называют тему и цели урока, исходя из затруднений. Высказывают свои предположения. Отвечают, что информацию можно найти в учебнике, спросить у взрослых, сделать запрос в интернете.

Организация познавательной деятельности

- Предлагает сделать морфологический разбор слов: рожь, нож.

- Предлагает найти сходство и различие.

- Двое по очереди разбирают у доски:

Рожь (сущ., нач. ф., ед. ч., ж.р.)

Нож (сущ., нач. ф., ед. ч., м.р.)

- Находят сходство и различие и делают предположение, что написание ь  на конце сущ. может зависеть от рода сущ.

- Предлагает прочитать правило в учебнике на с.31 и соотнести свои предположения с правилом, сделать вывод.

- Читают правило на с.31 и соотносят его со своими предположениями. Делают вывод о том, что ь в им. сущ после шипящих показывает, что это сущ. женского рода.

- Организует работу в группах: составить памятку: «Написание ь в существительных с шипящими на конце слова».

- Организует проверку.

- После проверки вывешивает готовую памятку.

- Разбиваются на группы по 4 человека и составляют памятку: «Написание ь в существительных с шипящими на конце слова». СЛАЙД №4.

1. Читаю и произношу слово.

2. Определяю часть речи.

3. Слушаю звук на конце слова.

4. Если шипящий – определяю род.

5. Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. – не пишу ь.

- Представитель одной из групп читает памятку, остальные – проверяют и исправляют ошибки.

Самооценка.

- Организовывает фронтальную работу: на доске – два домика. В одном живут слова с ь, в другом – без ь. Расселите слова в свой домик.

1.Часть суток от вечера до утра. (Ночь)

2. Помещение для стоянки, ремонта автомобиля. (Гараж)

3.Предмет для игры – шар из упругого материала. (Мяч)

4. Мелкие деньги. (Мелочь).

5. Украшение, прикалываемое на груди или воротнике. (Брошь)

6. Крупное ластоногое морское животное с усатой мордой и длинными клыками. Человек, занимающийся плаванием в открытом водоёме зимой. (Морж)

7. Чёрная птица – вестник наступающей весны. (Грач)

8. Предмет, на котором ездил Емеля. (Печь)

- Организовывает проверку. СЛАЙД №5.

- Отгадывают загадки, записывают слова в нужный домик.

- Оценивают ответы товарищей.

- Организовывает работу в парах на карточках:

Составьте и запишите 2 предложения из данных слов (по выбору). Любое предложение разберите по членам предложения.

  1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
  2. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
  3. на, веселилась, площадке, молодёж(?)
  4. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

- Организовывает проверку. СЛАЙД №6.

- Вспоминают правила совместной работы. Составляют и записывают 2 предложения из данных слов (по выбору). Любое предложение разбирают по членам предложения.

- Оценивают свою работу.

- Организовывает разноуровневую самостоятельную работу по карточкам:

1 уровень:

Запиши текст, поставив выделенные им. сущ. в форме ед. числа.

На берегу я и мой товарищи поставили шалаши. Ночи была звёздная. Утром лучи солнца осветил поляну. Мы закинули удочки. Попались ерши, щука и лещи.

2 уровень:

Напишите близкие по значению слова, укажите род.

Доктор - …                                                 сила- …

обман - …                                                   родник - …

команда - …                                               соревнование - …

Слова для справок: ключ(?), лож(?), экипаж(?), мощ(?),

врач(?), матч(?).

- Организовывает проверку, работу над ошибками. СЛАЙ

ДЫ №7,8.

- Выбирают один из уровней и выполняют самостоятельную работу в тетрадях.

- Двое вслух проверяют разноуровневые задания, остальные исправляют ошибки, оценивают ответы товарищей и свою работу.

- Предлагает игру, объясняет правила:

Читаю слова. Если сущ. ж. р. - встают девочки, если им. сущ. м. р. – встают мальчики.

Шалаш, калач, глушь, морж, вещь, сторож, ложь, овощ, мышь.

- Слушают слова, определяют род им. сущ. и встают или мальчики, или девочки.

- Самооценивание.

Подведение итогов

- Предлагает вспомнить название темы урока, сказать о роли ь.

- Предлагает продолжить предложения на доске: СЛАЙД № 10.

- Я понял, что …

- Было интересно …

- Было трудно …

- Мне захотелось …

- Я научился …

- Предлагает посмотреть в тетрадь и оценить свою работу на уроке. (Если все кружочки зелёные ,то … Если жёлтые – то… Если красные – то… )

- Предлагает сначала встать тех, у кого зелёный кружок, затем - жёлтый, потом – красный).

- МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!

- Предлагает домашнее задание по выбору: упр. 54 или упр. 57.

- Называют тему, роль ь-.

- Подготовленный ученик читает стихотворение:

Чтобы знать, как писать

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодёжь.

Если род мужской у слова –

Знака мягкого нет такого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач! СЛАЙД №9.

- Заканчивают предложения (устно).

- Оценивают свою работу и встают.

- Записывают задание в дневник.

              Памятка: «Написание ь в существительных    с шипящими на конце слова». 

          Памятка: «Написание ь в существительных    с шипящими на конце слова».

    Определяю часть речи.

    Определяю часть речи.

    Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. –

не пишу ь.

    Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. –

не пишу ь.

    Читаю и произношу слово.

    Читаю и произношу слово.

    Если шипящий – определяю род.

    Если шипящий – определяю род.

    Слушаю звук на конце слова.

    Слушаю звук на конце слова.

          Памятка: «Написание ь в существительных    с шипящими на конце слова». 

          Памятка: «Написание ь в существительных    с шипящими на конце слова».

    Определяю часть речи.

    Определяю часть речи.

    Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. –

не пишу ь.

    Если сущ. ж.р. – пишу ь, если м.р. –

не пишу ь.

    Читаю и произношу слово.

    Читаю и произношу слово.

    Если шипящий – определяю род.

    Если шипящий – определяю род.

    Слушаю звук на конце слова.

    Слушаю звук на конце слова.

Составьте и запишите 2 предложения из данных слов

Составьте и запишите 2 предложения из данных слов

(по выбору). Любое предложение разберите по членам

(по выбору). Любое предложение разберите по членам

предложения.

предложения.

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

  1. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

  1. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

  1. на, веселилась, площадке, молодёж(?)

  1. на, веселилась, площадке, молодёж(?)

  1. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

  1. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

Составьте и запишите 2 предложения из данных слов

Составьте и запишите 2 предложения из данных слов

(по выбору). Любое предложение разберите по членам

(по выбору). Любое предложение разберите по членам

предложения.

предложения.

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

  1. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

  1. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

  1. на, веселилась, площадке, молодёж(?)

  1. на, веселилась, площадке, молодёж(?)

  1. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

  1. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

1 уровень:

1 уровень:

Запиши текст, поставив выделенные им. сущ. в форме ед. числа.

Запиши текст, поставив выделенные им. сущ. в форме ед. числа.

На берегу я и мой товарищи поставили шалаши. Ночи

На берегу я и мой товарищи поставили шалаши. Ночи

была звёздная. Утром лучи солнца осветил поляну. Мы

была звёздная. Утром лучи солнца осветил поляну. Мы

закинули удочки. Попались ерши, щука и лещи.

закинули удочки. Попались ерши, щука и лещи.

2 уровень:

2 уровень:

Напишите близкие по значению слова, укажите род.

Напишите близкие по значению слова, укажите род.

Доктор - …                                                 сила- …

Доктор - …                                                 сила- …

обман - …                                                   родник - …

обман - …                                                   родник - …

команда - …                                              соревнование - …

команда - …                                              соревнование - …

Слова для справок: ключ(?), лож(?), экипаж(?), мощ(?),

Слова для справок: ключ(?), лож(?), экипаж(?), мощ(?),

врач(?), матч(?).

врач(?), матч(?).

         

 Проблемный урок русского языка

          «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

          3 класс

          УМК «Школа России»

          Учитель: Пальваль Л. В.

Инструктивно- диагностическая карта урока

Класс

Третий

Урок

Русский язык

Образовательная система

Школа России

Тема

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Задачи

- Учить определять, когда надо писать мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

- учить писать ь на конце имён существительных;

- учить читать выразительно.

Тип урока

Изучение нового материала

Форам проведения

Проблемный урок

Средства реализации УУД

Проблемно-диагностическая технология, работа в парах, работа в группах, разноуровневые задания, презентация, методический аппарат учебника.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Цель темы

Формировать представление об орфограмме, о роли ь как показателя имён существительных женского рода.

Основные термины, понятия темы

Части речи, имя существительное, мужской род, женский род, шипящий, орфограмма.

Планируемые результаты

Предметные:

- записывать имена существительные с шипящим звуком на

конце слова;

- объяснять роль ь на конце имён существительных.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу. Решать её под руководством учителя;

- выявлять затруднение, причину его возникновения, находить пути выхода из проблемной ситуации;

- делать вывод из наблюдений, обобщений;

- договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах, группах.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные связи: Чтение, тема: «Работа над лексическим значением слова. Синонимы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....

Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода»  Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...

Урок русского языка. Тема: «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имён существительных ».

Автор Мягкова Марина Сергеевна Категория участников, возрастная группа 9-10 лет Тема урока Правописание Ь в именах существительных с шипящими на конце Актуальность выбранной темы Тема урока – обя...