Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

 

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознавать падежные формы имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.

Планируемые результаты:

·        Предметные:

·        Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.

 Тип урока: открытие нового знания.

 Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознавать падежные формы имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.

Планируемые результаты:

  • Предметные: 
  • Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.

 Тип урока: открытие нового знания.

 Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Этап урока.

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

≈ 1

Прозвенел уже звонок, начинается урок.        

 Отдохнуть вы все успели?                                                                                                            А теперь вперед – за дело.  

Сегодня на уроке мы будем восхищаться вашим умением определять падеж имён существительных, распознавать падежные формы имён существительных, имеющих одинаковые предлоги. Проверим умение логически мыслить выполнении заданий, докажем старинную поговорку “Одна голова хорошо, а две лучше”, порадуемся хорошим ответам. Согласны?

Приветствовать учителя. Слушать учителя.

Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций.

Актуализация опорных знаний.  

Практический: записывать стихотворение и работать у доски

Постановка учебной задачи и ее решение

 

Словес.: ответы на вопросы; слово учителя.

Практический: игра;

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

≈ 4

≈ 6

10

Орфографическая минутка.

-Откройте тетради, запищите сегодняшнее число, классная работа. Запишите в тетрадь: Медь откликается звоном.

Дерево - шумом зелёным.

Корочка хлеба - хрустом.

Дождик - летом грустным.

Буря - рёвом и воем,

Время – башенным боем. (О. Дриз)

Сделайте звуко- буквенный разбор слова медь. (один человек работает на оценку с обратной стороны доски).

- Давайте проверим. Кто желает оценить? Исправьте ошибки у себя в тетрадях.

- Давайте вспомним, какие постоянные признаки имеют имена существительные. (Одушевленные и неодушевленные, род, собственные или нарицательные). Разберите как часть речи слово звоном. Один человек с обратной стороны. Проверяем. Как изменяются имена сущ- е? (по числам и родам). Звоном – (чем?), сущ., н.ф. – звон, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в ед.ч., в Т.п., второст. член.

Кто оценит работу? Проверьте у себя в тетрадях правильность выполнения задания?

 - Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их.

- Как определить падеж имени существительного? (6, Надо поставить вопрос к существительному. По вопросу и предлогу определить падеж.)

- Поставьте цели сегодняшнего урока. (вспомнить постоянные и непостоянные признаки имён существительных, научиться различать падежи.)

Внимание на экран. Выполняем письменно в тетради. Пишем только пропущенные слова.

Вставить пропущенные (недостающие слова).

1. Имя существительное – это _____________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает _________________.

2. На вопрос кто? отвечают___________ имена существительные, на вопрос что? отвечают __________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают _____рода,

 _________ рода и_______ рода.

4. Имена существительные бывают _________ и пишутся с _______ буквы и бывают _______ и пишутся со _______ буквы.

5. Имена существительные изменяются по _____________по ___________.

- Откройте учебник на с. 13, прочитайте рубрику «узелки на память». Сравните с нашими ответами. Скажите, все ли признаки сущ. мы с вами назвали? Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке?   Внимание на экран:

Просклонять записанные имена существительные.

1 вариант                                       2 вариант

И.П. кто? что? кафе, метро    И.П. кто? что? шоссе, радио

Р.П. кого? чего? __________Р.П. кого? чего? __________

Д.П. кому? чему? ____________Д.П. кому? чему? ____________

В.П. кого? что? ___________        В.П. кого? что? ____________

Т.П. кем?, чем? ____________Т.П. кем?, чем? ____________

П.П. о ком? о чём? _________П.П. о ком? о чём? ____________

– Проверим, что у вас получилось (высказывания учеников).

– По падежам изменяли, а слова свою форму не изменили. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова? Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

Упражнение «Лишнее словосочетание».

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж существительных. Найдите лишнее словосочетание.

Живет под корягой, ударяет хвостом, думает над задачей, идет по шоссе.

- Какое словосочетание лишнее и почему? (Словосочетание «идет по шоссе» лишнее, потому что существительное стоит в дательном падеже, а все остальные существительные – в творительном.)

- Просклоняйте слово шоссе.

- Что заметили при склонении?

- Сможем ли мы сейчас ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

- Как называются такие существительные? Прочитайте тему сегодняшнего урока.

 К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечной гласной:  -О, - Е, -И, -У, -Ю. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Давайте познакомимся с ними поближе. Сейчас я прочитаю рифмовку, а вы читаете про себя и старайтесь запомнить как можно больше слов. Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

Ещё раз читаем все вместе хором и запоминаем. (затем, слайд выключаю и играем в игру кто больше слов назовет).

Игра «Кто больше» (всего 31 слово)

– Значение всех ли слов вам понятно? Значение каких слов вам не известно?

Кашне – шейный платок или шарф.

Манто – широкое дамское платье.

Фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

– Составьте предложения, используя данные слова? Давайте послушаем какие предложения у вас получились.

Списать стихотворение с доски в тетрадь.

Работать у доски.

Оценивать работу у доски.

Выполнять задания учителя.

Отвечать на вопросы.

 Строить речевые высказывания.

Формулировать цели урока. Строить речевые высказывания. Самостоятельно выполнять упражнение.

Выполнять упражнения.

Формулировать цели урока.  

Строить речевые высказывания.

Работать с упражнениями.

Находить лишнее.

Склонять слово.

Читать стихотворение, запоминать слова.  

Называть слова.

Строить речевые высказывания.

Составлять предложения.

Называть предложения.

П: строят речевое высказывание

К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • П: выполнять работу самостоятельно.

П: извлекают необходимую информацию из правила; осуществляют по учебнику  поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

Р: постановка учебной задачи  

 

П: строят рассуждение

Р: осмысляют уч. материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: строят рассуждение

Р: осмысляют уч. материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

К: умение слушать и слышать.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Физкультминутка

Практич.:выполнять упражнения

П: работа с упражнением.

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

≈ 3

15

«моль»

Выполняем самостоятельно, затем проверим.

Вариант 1

Вставить в предложения на месте пропусков слово КИНО в нужном падеже падеж указать.

Вчера мы ходили в ______. В _______ было много народу. Из _______ мы пришли поздно. Мы вспоминали про _______. Мы были очень довольны ______. Мы всем рассказывали о ______.

Вариант 2

Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.

В магазине продаются разные ________. Мне купили новое зимнее  _______. У ________ меховой воротник. К _________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в ________. Я доволен своим _______. Проверяем. Что мы сейчас делали?

Выполнять упражнения.

Отвечать на вопросы.

Читать правило.

Выполнять письменно упражнение.

К: умение слушать и слышать.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

Итог урока.

Словесный: ответы на вопросы, обобщение

д/з

≈ 4

2

А как вы себя оцениваете?

Если вы можете сказать «Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше»,- поднимите зеленый карандаш. «У меня не все получилось, но я постараюсь»,- желтый. «Мне ничего не понятно», – красный.

Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

Как называются такие имена существительные?

Назовите 5 несклоняемых имён существительных.

Домашнее задание с.109 упр.194.

оценивать свои достижения.  

Отвечать на вопросы.

Записывать д/з.

Р:осуществляют итоговый контроль 

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс

На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....

Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.

Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Цели урока:  ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;  формировать умение склонять имена существительные;  формировать навыки определения падежа имени существите...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Конспект и презентация урока по русскому языку в 4 классе...