Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Асадуллина Гульфина Габделфартовна

Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_2.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Чапшарская начальная школа- детский сад» Балтасинского района Республики Татарстан

Открытый урок по  русскому языку                                 для законных представителей обучающихся на темы   «Три склонения имён существительных. Несклоняемые имена существительные» (4 класс)

              Учитель I квалификационной категории  Асадуллина Гульфина Габделфартовна

1 ноября 2013 года

Тема урока: Три склонения имён существительных  . Несклоняемые имена существительные.     

Цель урока:  совершенствовать умение определять склонение имён существительных.

Задачи:

 Обучающие: систематизировать умение находить имена существительные в тексте и  определять склонение;

Коррекционные: продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме.

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе. воспитание   чувства ответственности.

 Тип урока: комбинированный  

      Вид урока: урок-беседа.

      Оборудование: компьютер, слайды, таблица склонений, карточки.

Оборудование: ноутбук, слайды,

I. Организация урока. Разминка под музыку.

II. Актуализация знаний . 1. Объяснение орфограмм.  ( поля-по*ле (проверяемый безуд.  гл.) снежки-снежок (парный соглас. зв.) конфеты-непроверяемое безуд. гласн. )

           2.Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник

Если ты нуждаешься в твёрдой опоре-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он переводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!

         

  1. Для чего нам нужен русский язык?
  2. Нужно угадать пословицу. Для этого поставьте буквы правильно. К н г / и а

                                 К н г й / и о

                                  М з г м / а о а и

                                  Д в г й / и а

Книга-книгой, а мозгами двигай!

   Что это означает ? Найти имена существительные, определить их род, падеж.

Дети!

Радостно

Книгу возьмите

И-в класс!

Вооружись

Учебником-книгой!

С детства

Мозги

развивай и двигай!

Помни про школу-

Только с ней станешь

Строителем радостных дней!

                          В. В. Маяковский.

3.  Хорошая книга ярче звёздочки греет.

4.  Книга, учебник - склонение существительных по падежам – проверка по слайду

-  Какое это предложение? Лежит учебник.

- добавьте второстепенные члены в предложении..

-синтаксический разбор предложения.

На парте лежит учебник русского языка.

II. Объяснение новой темы.

5. Решение кроссворда.(по горизонтали: библиотека. мебель, обед, петух, кровать; по вертикали : метро)

- склонение существительных по вариантам (поставить вопрос, выделение окончания, определение склонения). Обобщение. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям.

- склонение существительного метро  , проверка. исправление ошибок (во всех падежах одинаково  склоняются)

Вывод: В русском языке есть существительные, которые в любых падежах и с любыми предлогами не изменяются, т.е.не склоняются. Такие существительные называются несклоняемыми.

6. Какие сущ-ые не склоняются( пальто, шимпанзе, какаду, эму, кенгеру, метро, кафе, домино)

7. Упражнение 221. выписать словосочетаний с несклоняемыми существительными, определить падеж.

- почему эти существительные называются несклоняемыми?

8. Заполнение таблицы :определение склоняемых и несклоняемых существительных (окно, молоко, сено; пианино, какао).

- выделение окончания ,  корня, основы.

Вывод. Алгоритм определения склонения:

-Имеют для падежей одну и ту же форму.

- Не имеют окончания (всё слово основа).

-Падеж определим только в тексте.

Физкультминутка для глаз.

III.  Закрепление.

9. Блиц опрос

                       1. О какой части речи мы с вами говорили?

                       2. Имя существительное – это …….   .

                       3. Имена существительные бывают ……              .

                       4. Постоянный признак имени существительного  - ….     .

                       5. Для чего мы определяем род? ( Сущ-ые имеют разные окончания, по разному склоняются).

-  Сколько склонений в русском языке?

- Какие имена существительные относятся к I, II, III склонениям?

- Как правильно определить, к какому склонению относится имя существительное? (поставим в начальную форму- ед.ч., и.п.)

Определение рода, склонения, падежа следующих существительных: в субботу (н.ф.суббота- ж.р, I скл., в.п.), аллея. по дороге. нет билета, в деревне, о молодежи, в тени. в городе. уголь, яблоко, из моркови, с якоря.

10. Тест «Третий лишний». Почему?

1. День. тень, пень.2. Стена. доска, ложь. 3. Камыш. тишь, мышь. 4. Озеро, яблоня, дерево.

Физкультминутка.

11. Имена существительные, оканчивающиеся на шипящие согласные (вещь, плащ, мышь, шалаш ).

IV. Повторение о частях речи. Указать морфологические признаки частей речи. Тест.

1. Какое имя существительное 1-го склонения? (веретено, май. Марина, прорубь)

2.В каком словосочетании имя прилагательное среднего рода? (с зелеными листьями, на высоком крыльце, в звонкой песне, под шерстяным пледом)

3. Какое слово обозначает действие предмета? (светится, светло, свет, светлый- родственные слова)

4.В какой строке приведены предлоги? ( И, а, но-союзы. Ах. ох, ух –междометия. Ил, уж, ёж – сущ. По, для, через –предлоги)

5.Найдите слова- синонимы: близко-далеко, войти-выйти, длинный – короткий. грустный- печальный.

6. В какой паре паре имя  прилагательное  образовано от имени сущ-го? ( рисунок-рисует. кружево-кружевница, сыро-сырой, Москва- московский)

7.В какой строке допущена ошибка? (Трава зашелестела. Ветер зашумел. Глаза засияли. Железо заржавела.- согласование в числе, в роде.)  

V. Тренажер ( подготовка к мониторингу) – синтаксис.

VI.  Подведение итога. Что мы узнали? Что мы запомнили?

VII. Оценивание знаний обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Цели урока:  ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;  формировать умение склонять имена существительные;  формировать навыки определения падежа имени существите...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».

Данное информационное дополнение  станет хорошим подспорьем на уроке учителю  и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Конспект и презентация урока по русскому языку в 4 классе...