Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

 

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.

Планируемые результаты:

·        Предметные: познакомить детей с особенностями склонений имён существительных.

·        Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.

 Тип урока: открытие нового знания.

 Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skloneniya_3.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.

Планируемые результаты:

  • Предметные: познакомить детей с особенностями склонений имён существительных.
  • Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.

 Тип урока: открытие нового знания.

 Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.

Этап урока.

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

≈ 1

Прозвенел уже звонок, начинается урок.        

 Отдохнуть вы все успели?                                                                                                            А теперь вперед – за дело.  

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. Теперь тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики. Проверьте своё рабочее место, на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник, дневник и пенал.

Приветствовать учителя. Слушать учителя.

Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций.

Постановка учебной задачи и ее решение

 

Словес.: ответы на вопросы; слово учителя.

Практический: игра;

≈ 4

10

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.  (Обед)

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.

(Улица)

– Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок. 

- Какой частью речи являются записанные слова?

- Давайте вспомним что такое имя существительное? (Самостоятельная часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на вопросы: Кто? Что?).

На доске слова: газета                вагон                 ночь

                            овца                  директор           мышь

Посмотрите на доску. Чем похожи между собой эти слова? (относятся к одной части речи). Докажите.      

- Что значит просклонять имя существительное? (изменить имя существительное по падежам). Как изменяются имена существительные?  

- К доске три человека. Остальные в тетрадях, первый ряд берут слова из первого столбика, второй из 2, и третий -3.  Просклоняйте имена существительные. Выделите окончания.

(Образец: И.п.(что?) газета, (кто?) овца.)

- Чем отличаются эти столбцы? Обратите внимание на окончания. (строят предположения).

- Откройте учебник на странице с.16. Обратите внимание на правило. Прочитайте его про себя. Как вы поняли правило? Что дополняет учебник к нашему выводу?                  

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какие цели мы поставим для себя сегодня на уроке? (научиться определять скл. у имён сущ. в ед. числе)

- Возвращаемся к словам на доске. Как их можно распределить? (предположения: 1,2,3 скл.).

Что объединяет слова в первом столбике?  

Определите род у существительных в И.П..

 Внимательно посмотрите на доску. Сделайте вывод, какие существительные относятся к 1-му, давайте прочитаем узелки на память с. 21 второй абзац. Что дополняет правило к выводу? Найдите слова, которые относятся к 1 скл.. Докажите. Приведите примеры, придумайте слова, которые можно отнести к 1 скл.

- Какие существительные относятся ко 2-му, давайте прочитаем третий абзац с. 21. Найдите слова, которые относятся ко 2 скл.. Докажите. Приведите свои примеры.

- Какие существительные относятся к 3-му, давай прочитаем последний абзац? Найдите слова, которые относятся к 3 скл.. Докажите. Приведите примеры.

- Давайте подведем итог. Какие сущ. относятся к 1; 2; 3 скл.? (Раздаю памятки).

Записывать слова, ставить ударение, подчеркивать безударные гласные. Оценивать самостоятельно свою работу.

Отвечать на вопросы.

Сравнивать слова. Анализировать. Работать у доски, склонять имена сущ. Строить речевые высказывания. Работать с правилом. Ставить цели урока. Строить предположения. Определять род сущ. Работать со словами.  Делать вывод. Слушать учителя.

П: строят речевое высказывание

К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • П: выполнять работу самостоятельно.

П: извлекают необходимую информацию из правила; осуществляют по учебнику  поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

Р: постановка учебной задачи  

 

П: строят рассуждение

Р: осмысляют уч. материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Физкультминутка

Практич.:выполнять упражнения.

Решение частных задач

П: работа со словами.

П.: работа со словами у доски. .

П.: работа с упражнением.

≈ 3

15

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу? (Баран)  

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз? (Белка)

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

4. Закружу, заверчу,

В небеса улечу. (Вертолёт)

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет. (Гармонь)

6. Никого не обижает,

А её все толкают. (Дверь)

7. Много рук, а нога одна. (Дерево)

8. Колюч, да не ёж. (Ёрш)

9. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет. (Жук)

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает. (Змея)

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки. (Луна)        

- Какие сущ. относятся к 1; 2; 3 скл.? Внимание на слайд, расположите слова по склонениям. (Слово, пчела, заря, площадь, железо, сердце, торт, тарелка, слон, метель, метелица, ель, гусь, писатель, тетрадь, площадка, площадь). Три человека у доски. Остальные смотрят внимательно, готовьтесь исправлять ошибки.  Первый челочек- к 1-му скл., 2 ко 2, 3 к 3. Почему эти слова вы отнесли к 1-му, Выделите окончание и сверху укажите род. 2-му, 3-му скл.?  (Аргументируют ответ. Проверка на слайде). Давайте ещё раз повторим, какие сущ. относятся к 1, 2, 3 скл.?

-Теперь небольшая самостоятельная работа. Один у доски на оценку, остальные в тетради. Записываем слова в строчку через запятую: Страна, дверь, беседа, воробей, вещь, стекло, метель, поле, роща, пыль, слон, цепь. Определите склонение у имен существительных. Выделите окончание и сверху напишите род. Докажи, что это сущ. относится к … скл.

Выполняем упр. 25 на с. 17.

Слушать учителя.

Выполнять задание.

Работать у доски. Определять склонение имён сущ.  Проверять правильность выполнения задания. Распределять слова. Исправлять ошибки. Аргументировать.

К: умение слушать и слышать.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

Итог урока.

Слов.: ответы на вопросы

д/з

≈ 4

2

-Сейчас я буду читать слова. Если вы услышите слова, которые относятся к 1 скл., вы хлопаете. Если они не относятся к 1 скл., то топаете: Маша, звезда, вагон-почему не относится к 1 скл.?

ночь, мама, тетя,  

директор, капля, газета,

костёр, оборона, Саша.  

Какие существительные относятся к 1 скл.?   Какие существительные относятся ко 2 скл? Какие существительные относятся к 3 скл.?

с. 18 упр. 28.,(объяснение дз) выучить таблицу.

оценивать свои достижения.  

Отвечать на вопросы.

Записывать д/з.

Р:осуществляют итоговый контроль 

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока "Три склонения имён существительных"

Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над определением склонения имён существительных, орфограммой "непроверяемые написания"; по раз...

Конспект урока по теме "Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра."

Тип урока: Интегрированный (русский язык, окружающий мир), 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употре...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имён существительных в единственном числе"

Тема урока: "Склонение имён существительных в единственном числе"...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...