Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Садомина Апполинария Максимовна

Цели: 1.Формировать умение правильно склонять имена существительные в   форме множественного числа. Закреплять знания об окончаниях существительных в разных падежах.

           2. Развивать умение употреблять эти существительные в речи.

           3. Обогащать словарный запас.

           4. Воспитывать любовь ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык  4 «а» класс

Учитель: Садомина А.М.

Тема:  «Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа».

Цели: 1.Формировать умение правильно склонять имена существительные в   форме множественного числа. Закреплять знания об окончаниях существительных в разных падежах.

           2. Развивать умение употреблять эти существительные в речи.

           3. Обогащать словарный запас.

           4. Воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: доска – запись, презентация по теме урока.

                           Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока. 

1слайд – тема урока.

- На уроке продолжаем работать над темой:

«Падежные окончания имён существительных множественного числа».

- Также повторим изученные орфограммы.

  • Создание мотивации на уроке.

- Все работаем на уроке под девизом:

  • Я умею самостоятельно работать, потому что уже многое знаю.

Работа в тетради.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 (дети самостоятельно пишут)

3. Минутка чистописания. 

(запись на доске  х г с элементами закругления)

- Проведём минутку чистописания.

- Такой узор поможет вам овладеть скорописью. Пишем красиво, соблюдая правильные соединения.

- Кто прописал буквы. Положите ручки.

(проверить индивидуально – похвалить, кто постарался)

4.Работа над дифференцированным предложением.

-Ребята, какое время года наступило? (зима)

-Вы видели зимой птиц? (да)

- Каких? (воробьи, пуночки, в тундре – куропатки, совы)

(дети составляют предложение)

Проверка задания!

 2 слайд – зимняя картина с птицами.

-Послушайте стихотворение:

  • Вот и пришла зима

Синеют дальние дали,

Птицы на склоне холма

Кому – то письмо написали.

3 слайд – с дифференцированным предложением.

Мы, боимся, не, холодов, голода, боимся, а.

Задание!

- Вот их письмо, где все слова перепутались. Им надо помочь.

- Из данных слов составьте предложение. 

- Кто составил предложение?

- Прочитайте. (дети читают)

 (Мы не боимся холодов, а боимся голода.)

- Как вы думаете, кому они написали письмо? (людям)

- Почему птички боятся голода?

(потому что зимой трудно достать корм)

- Кто им может помочь? (человек)

-Как? (смастерить кормушку, сыпать семена, крупу, хлебные крошки)

Задание!

- Запишите это предложение в тетради.

4 слайд – предложение «Мы не боимся холодов, а боимся голода».   

Задание!

- Какие орфограммы встретились в предложении?

- Определите предложение по составу.

(невоскл, повест,распр, прост, есть однор. сказ, союз а)

- Докажите, что предложение простое.(2 сказ. при одном подлежащем)

- Когда ставится запятая при однородных членах?

(запятая ставится перед союзами а и но)

- Когда не ставится запятая?

(если они соединены неповторяющимся союзом и)

- Как пишется частица не с глаголами?

(частица не с глаголами пишется раздельно)

-Частица не придаёт глаголу отрицательный смысл.

- Как пишется безударная гласная в корне слова?(холодов - холод)

(чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением)

Задание!

- Разобрать предложение по членам – главные и второстепенные. (КАРТОЧКИ - ОПОРА)

Итог по повторению.

- Молодцы, правила знаете и умеете применять в работе.

5. Новый материал.

- Вспомните название темы нашего урока и посмотрите на предложение.

( «Мы не боимся холодов, а боимся голода».)

- Есть ли в этом предложении имя существительное в форме мн. числа? (холодов)

- Докажи, что сущ. во мн. числе?

 (потому что обозначает много предметов)

- Как будет в ед. числе? (холод)

- Как определить падеж существительного в форме мн. числа?

(падеж сущ. во мн. числе определяется так же, как и у сущ. в ед. числе  по вопросу, по предлогу и  по роли в предложении)

(холодов – Р.п).

 - Как определить тип склонения сущ. мн. числа?

(чтобы определить тип склонения у сущ.  мн. числа, надо сущ. поставить в начальную форму и определить тип склонения)

(Холодов – холод – 2скл.)

Проверка задания!

- Молодцы!!!

6. Самостоятельная работа.  

Задание!

-Небольшая самостоятельная работа.

5 слайд – деревня, космонавт, лошадь)

     1 склонение

         2 склонение

   3 склонение

ед.ч                       мн. ч

   ед. ч.                 мн. ч.

ед.ч                    мн. ч

И.п

деревня

деревни

космонавт

космонавты

лошадь

лошади

Р.п

деревн...

деревен

космонавт

космонавт

лошад

лошад

Д.п

деревн

деревн

космонавт

космонавт

лошад

лошад

В.п

деревн

деревн

космонавт

космонавт

лошадь

лошад

Т.п

деревн

деревн

космонавт

космонавт

лошадь

лошад

П.п

одеревн

о деревн

о космонавт

о космонавт…

о лошад

о лошад

- Просклоняйте существительные в форме ед. числа и мн. числа.

1 ряд - деревня, 2 ряд - космонавт, 3 ряд – лошадь.

- Выделить окончания существительных в ед.ч. и мн.ч.

- Будьте внимательны!

Самопроверка!

-Проверим задание по сравнительной таблице.

6 слайд  - сравнительная таблица)

   1 склонение

        2 склонение

     3 склонение

ед.ч         мн. ч

ед.ч                    мн. ч

ед.ч                    мн. ч

И.п

деревня

деревни

космонавт

космонавты

лошадь

лошади

Р.п

- и

- ей

- а

- ов

- я

- ей

Д.п

- е

- ям

- у

- ам

- и

- ям

В.п

- ю

- и

- а

- ов

- ей

Т.п

- ей

 - ями

- ом

- ами

- ю

- ями

П.п

- ях

- е

- ах

- ях

- Сравните окончания сущ. ед. числа и мн. числа.

(дети объясняют 1 ряд – деревня, 2 ряд –космонавт, 3 ряд - лошадь)

- Отличаются ли падежные окончания сущ. мн. числа от окончаний сущ. ед. числа? (окончания отличаются – они разные)

7 слайд - таблица по типу склонения)

- А теперь, сравним окончания сущ. мн. числа по типам склонения.

1 скл

2 скл

3 скл

мн. ч

мн. ч

мн. ч

И.п

деревни

космонавты

лошади

Р.п

   □

- ов

- ей

Д.п

- ям

- ам

- ям

В.п

-и

- ов

- ей

Т.п

- ями

- ами

- ями

П.п

-ях

-ах

- ях

- Отличаются ли падежные окончания им. сущ. мн. ч. по типам склонения?

Вывод! 

(дети объясняют по каждому падежу и типу склонения конкретно)

- Что заметили?

- Какой сделаем вывод?

В  Д, Т, П. п – окончания сущ. мн. числа во всех типах скл. одинаковые ,

а  в Р.п , В. п - разные)

ФИЗМИНУТКА

8 слайд – физ. минутка для глаз.

7. Работа по учебнику.

-Открыли учебники на стр.144, упр. 157.

Задание!   (спросить ученика)

- Прочитайте внимательно задание. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите падеж существительного во  множественном числе. (дети читают текст вслух)

(Дети списывают текст)

 - В каких предложениях поставили запятые? (в 3 предложении)

- Почему поставил? (с однородными дополнениями)

Проверка задания!

(дети читают каждое предложение и объясняют)

-Определите падеж сущ. мн.числа.

- Что помогает определить падеж сущ.? (по вопросу, по предлогу, в роли)

8.Итог урока.

- Чему учились на уроке?

(определять падежные окончания существительных во мн. числе)

- Что нового узнали? (окончания во всех типах склонения отличаются)

- Окончания, какого падежа запомнили у сущ. мн. числа?

Оценки! (выставить оценки)

9. Домашнее задание.

9 слайд – стр.144-145, упр158.

10-11 слайды - по опорным словам составить предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Падежные окончания имён существительных множественного числа»

Слайд 3

Мы, боимся, не, холодов, голода, боимся, а.

Слайд 4

Мы не боимся холодов, а боимся голода.

Слайд 5

1 склонение 2 склонение 3 склонение ед.ч. мн. ч ед.ч. мн. ч ед.ч. мн. ч И.п деревн я деревн и космонавт космонавт ы лошадь лошад и Р.п деревн … деревен ... космонавт… космонавт… лошад … лошад … Д.п деревн … деревн ... космонавт… космонавт… лошад … лошад … В.п деревн ... деревн ... космонавт… космонавт… лошад … лошад … Т.п деревн ... деревн ... космонавт… космонавт… лошад … лошад … П.п о деревн … о деревн … о космонавт… о космонавт… о лошад … о лошад …

Слайд 6

1 склонение 2 склонение 3 склонение ед.ч. мн. ч ед.ч. мн. ч ед.ч. мн. ч И. п. деревн я деревн и космонавт космонавт ы лошадь лошад и Р. п. - и □ - а - ов - я - ей Д. п. - е - ям - у - ам - и - ям В. п. - ю - и - а - ов □ - ей Т. п. - ей - ями - ом - ами - ю - ями П. п. □ - ях - е - ах □ - ях

Слайд 7

1 склонение 2 склонение 3 склонение мн. ч. мн. ч мн. ч И. п. деревн и космонавт ы лошад и Р. п. □ - ов - ей Д. п. - ям - ам - ям В. п. -и - ов - ей Т. п. - ями - ами - ями П. п. - ях - ах - ях

Слайд 9

стр.144 - 145, Упр158.

Слайд 10

Зимний день .

Слайд 11

Зимний день. кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись белой скатертью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Падежные окончания имён существительных множественного числа"

Презентация содержит материал для отработки навыков правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др.

  Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др. ...

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс

Сценарий урока русского языка   (Перспективная начальная школа) в третьем классе...

Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных в ед.ч и во мн. числе....

Игра "Домино" по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа"

Игра помогает обобщить знания по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа" и проверить знания учащихся....