Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Герасимова Ирина Сергеевна

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных в ед.ч и во мн. числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22.02_-_kopiya.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе. »

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных в ед.ч и во мн. числе.

Планируемы результаты:

-предметные:

-  обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся в написании падежных окончаний имён существительных;

- закрепить умения склонять имена существительные.

-личностные:           

- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-формирование умения слушать и слышать собеседника;

-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: урок-закрепление

Оборудование: учебник «Перспектива» 2 часть, презентация.


№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий. Молодцы!

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап:

Метод – словесный;

Приём – диалог;

Метод – наглядный;

5

Ребята, для чего нам нужно учиться? Какие качества помогут человеку в учёбе? Давай-те каждый по очереди назовёт то качество, которое ему поможет сегодня стать успешнее на уроке.

Открываем  тетради,  записываем сегодняшнее число и классная работа.

На доске: Двадцать второе  февраля. Классная работа.

  1. Орфографическая разминка 

- Поиграем в игру «Исчезающее слово»

    На экране слова: дырокол,  ущелье, мощь, праздник, побежал, берег.

- Найдите и запишите слово с…

  1. Непроизносимой согласной в корне слова (праздник)
  2. Сложное слово с соединительной гласной (дырокол)
  3. Безударной гласной в корне слова (побежал)
  4.  Мягким знаком после шипящего (мощь)
  5. Разделительным мягким знаком (ущелье)

Какое слово осталось? (берег) Почему?

-Какая орфограмма в слове определите?  (безуд. гласные в слове

не проверяемые ударением, парная согласная в корне слова)

Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить. Молодцы!

А теперь мы с вами вспомним, что же мы знаем о имени существительном.

Дополни карточки. (Работа в группах)

В мире существует огромное количество __________. Чтобы назвать их, человек придумал _____________. Имя существительное- ___________, обозначает ________ и отвечает на вопросы ____? ____? Существительные бывают ________________________ рода. Существительные изменяются по ______. У них есть формы __________________ числа. Склонение – изменение _____________ Есть ___ склонения.

Проверка между группами.

Настрой на урок.

Записывают число.

Выполняют работу в тетради.

Выделяют орофограмму

Делают вывод.

Работают в группах.

Дополняют предложения.

Проверка.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Постановка учебной задачи

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

3 мин

Я говорю определение, а вы название падежа, о котором идёт речь:

- предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)

- какой падеж употребляется с предлогами:  на, за, под, через, про, в? (В.п)

- падеж – “работяга”;  (Т.п)

- кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите; (Р.п)

- мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”; (П.п)

- дарительный падеж; (Д.п)

- предлогам “перед”, “под” и “над” в любой момент я буду рад; (Т.п)

- подлежащее; (И.п)

- лишь только я могу сказать, с предлогами “к” и “по” порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.п)

Сегодня мы с вами закрепим знания о том, как писать падежные окончания у имён существительных в ед.ч и во мн.ч.

Какие поставим задачи на урок?

Отгадывают ребус.

Объясняют правило постановки мягкого знака.

Отвечают на вопрос учителя.

Называют тему урока и задачи.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.

Решение учебной задачи

Метод – словесный;

Прием – диалог.

15

Давайте с вами посмотрим на таблицу:

Падеж

Окончания

Множественное число

Единственное число

1скл.

2 скл.

3 скл.

И.п.

-а –я

-о  –е

-ы   -и      -а   -я

Р.п.

-ы –и

-а  -я

-ов -ев –ей

Д.п.

-у  –ю  

-ам   -ям

В.п.

-у –ю

-о  -е

-ы  -и  -а -я  -ей

Т.п.

-ой –ей (-ою –ею)

-ом  -ем

-ами   -ями

П.п.

-ах   -ях

Как нам определить какое же окончание мы будем писать у сущ. В ед.ч? Что нужно сделать сначала? Давайте повторим алгоритм:

  1. Определить склонение. Как определить склонение?
  2. Определить падеж.

А как определить какое окончание писать у сущ. Во мн.ч?

  1. Склонение. Как определить склонение сущ. Во мн.ч? (поставить в нач.форму)
  2. В каких падежах существительные разных склонений могут иметь одинаковые окончания? (Дательный, творительный, предложный стр 41)

Исследовательская работа .

А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. Работаем.

1группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже, в дательном и предложном падеже окончание – е.


Воспользуемся для доказательства опорными словами

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно, утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным\неверным?

2 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.  

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – е.

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – и.

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным\неверным?

3 группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.  

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в  родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 3  склонения имеют в  имеют в  родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

Р.п.___________________________________окончание

Д.п. ___________________________________окончание

П.п. ___________________________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным\неверным?

Проверка.

Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?

На доске появляется:

                    1 скл.            2 скл.             3 скл.        

Р.п.               – И                   -                  - И

Д.п.               –Е                    -                  - И

П.п.               –Е                  -Е                 - И

Рассматривают таблицу.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят исследования в группах.

Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.

Физминутка

2 мин

- Ребята, а какое вещество заполняет реки, озёра, моря, ручьи, родники?

- Да, это вода. Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Поэтому нельзя загрязнять водоёмы.

- А сейчас сядьте поудобней, представьте, что вы оказались в лесу, около небольшого ручейка. Река. Звук журчащей воды.

- Вы слышите его журчание, ощущаете свежесть, прохладу. Набираетесь сил, наполняетесь энергией и готовы работать дальше.

Отдыхают.

6.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный;

Метод – практический;

Приём – демонстрация

Метод – наглядный;

Приём - иллюстрация

15 мин

Откройте в учебнике стр.46, найдите упражнение 82.

Давайте прочитаем текст. В парах составьте план текста. Сейчас нам нужно из предложенного текста выписать все имена сущ., определить склонение и выделить окончание.

1 ряд выписывает все имена сущ. из 1 абзаца и т.д

Проверка.

А теперь небольшой диктант.

На детской площадк.. было шумно. Воробей прыгает от ветк.. к ветк... На топол.. и сирен.. набухли почки. На площад.. в центр.. города был салют.

Найдите и подчеркните все орфограммы. Комментирование по очереди

 

                                                                               

Выписывают сущ. из текста, определяют склонение.

Проверяют по слайду.

Находят и подчёркивают орфограммы.

Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач.

Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

7.

Рефлексия и итог урока

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

3 мин

Над какой темой мы сегодня работали? Как определить, какое окончание писать у имён существительных?

Теперь я прошу каждого подумать и оценить свою работу на уроке. На столе у вас лежат смайлики, если у вас на уроке не было затруднений, и вы считаете, что тему усвоили хорошо, поднимите весёлый смайлик. А если считаете, что ещё нужно поработать с данной темой поднимите грустный смайлик.

Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" ПНШ

Урок закрепления нового знания  по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" в 3 классе с УУД , Перспективная начальная школа....

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др.

  Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др. ...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» УМК ПНШ

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащ...

Диктант по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе". 4 класс

Диктант по русскому языку. Тема: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе". 4 класс. Программа "Школа России" Авт. В.П. Канакина...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе . Тема: " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе."

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных". Учащиеся путём анализа выводят тему урока, ставят цели, создают алгоритм напис...

Игра "Домино" по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа"

Игра помогает обобщить знания по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа" и проверить знания учащихся....