Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Знакомство с частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Изак Дарья Николаевна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Части речи»

 

 

Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2  класса в предметной области «Русский язык» по теме  «Части речи».

Планируемые результаты:

- предметные:   формировать у учащихся  общее представление о слове,  как части речи, о делении слов по группам на части речи; развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, воображение.

 

- личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - Русский язык 2 кл., 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Части речи»

Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2  класса в предметной области «Русский язык» по теме  «Части речи».

Планируемые результаты:

- предметные:   формировать у учащихся  общее представление о слове,  как части речи, о делении слов по группам на части речи; развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, воображение.

- личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - Русский язык 2 кл., 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Этапы

Время

Содержание

УУД

Орг.момент

Мотивационный

1 мин

- Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы – веселый дружный класс

Всё получится у нас.

- Доброе утро ребята, желаю всем получить хорошие отметки и хорошо усвоить новые знания. Начинаем урок русского языка. Садитесь.

Р: Положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем

Постановка учебной задачи

1 мин

3 мин

3 мин

2 мин

1 мин

2 мин

Минутка чистописания

- Откройте свои тетради, расположите их правильно. Запишите сегодняшнее число. Давайте вместе проговорим его. Обратите внимание, что 24 пишется в два слова. Ниже «Классная работа». Следите за посадкой.

- На доске вы видите буквосочетание «бп». Запишите его аккуратно в тетрадь до конца строки. Посмотрите на сочетание, что вы можете о нем сказать. Какие это буквы? Какие ещё парные буквы вы знаете? Хорошо.

- Ниже записываем «Слова». Оля, к доске. Приготовились, записываем: друзья, заячьи, ружьё, колье, вьюнок, третье. Хорошо. Оля, скажи, какая орфограмма есть во всех словах? Когда пишется разделительный Ь? В какой части слова? Какие буквы пишутся перед ним, после? Отлично. Садись.

- Миша, выйди к доске и вертикальной линией подели слова как при переносе. Что мы должны учитывать, если в слове есть разделительный Ь? (не отделять его от буквы, которая стоит перед ним) Хорошо.

- Ребята, мы с вами работали над большим разделом «Звуки и буквы». Что мы изучали в этом разделе? Какие орфограммы вы узнали? Чему учились? Хорошо.

- Ребята, посмотрите на слайд. Здесь вы видите несколько слов. По какому признаку эти слова можно разделить на группы? (играет, зеленый, зуб, кот, танцует, красивый).  Я вижу, вы затрудняетесь ответить.

- Как вы знаете, в русском языке очень много слов. И чтобы нам легче было их изучать, ученые разделили все слова на группы, которые называются «Части речи». Это и будет тема нашего урока. Определите цели на урок. Хорошо.

Р: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

К: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Решение частных задач

2 мин

1  мин

1 мин

5 мин

- Посмотрите на следующий слайд. Я разделили эти слова на три группы. Посовещайтесь в парах и определите, по какому принципу они разделены?

- Какие слова указаны в первой колонке? (слова-названия предмета) Во втором? (слова-названия признаков предмета) В третьем? (слова-названия действия предмета) Хорошо.

- Итак, слово - это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.(хоровое чтение со слайда)

- Приведите примеры слов в каждую группу. Хорошо.

- Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий, во-первых,  отвечают на разные вопросы и, во-вторых,  разное обозначают. Тогда ученые разделили слова по этим двум признакам на большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос, как же их назвать, ведь у всего есть название.

- Посмотрите на слайд. Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет, ученые договорились назвать их именами существительными.

-На какой вопрос отвечают имена существительные? Приведите примеры.

-Слова, которые можно «приложить», т.е. присоединить к существительному и которые обозначают  признак предмета, называют именами прилагательными.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные? Примеры.

-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами. На какие вопросы они отвечают? Приведите свои примеры. Отлично.

- Сегодня мы узнали только о  трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше, но с ними вы познакомитесь позже.

К: умение договариваться, работая  в группе

П: анализ

К: умение слушать других

П: уметь находить основания и критерии для классификации объектов

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Динамическая пауза

1 мин

Решение частных задач

1 мин

2 мин

2 мин

3 мин

3 мин

5 мин

1 мин

3 мин

- Продолжаем работу. В русском языке принято сокращать части речи на письме. Существительное – сущ., прилагательное – прил., глагол – гл.

- Откройте учебники на с.40. Прочитаем правило, что же такое части речи. Миша, прочитай. Что же называют частями речи? Какую функцию выполняет каждая из них? Как называются эти части речи? Хорошо.

- Оля, на какие вопросы отвечает глагол? Ира, какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы они отвечают?  Витя, на какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что они обозначают? Отлично.

- Ребята, посмотрите на следующий слайд. Здесь вы видите список слов, давайте определим их части речи. По цепочке, начинаем с первого ряда. Отлично.

- Посмотрите на с.41. В оранжевой рамочке написано предложение. Катя, прочитай его. Давайте объясним каждое слово. Сначала задаем вопрос к слову, а затем определяем часть речи. Например: (какая?) ранняя – это имя прилагательное, так как обозначает признак предмета. Дальше, Ульяна. Хорошо.  

- А сейчас поработаем в парах. Проверим, как вы усвоили новый материал.

Каждой паре я дам карточку с заданиями. В первом задании вам необходимо выбрать и подчеркнуть верное слово. Во втором задании вы видите таблицу. Из каждой колонки вам необходимо вычеркнуть слова, не относящиеся к этой части речи. А как вы будете определять, какие слова не относятся к ней? (зададим вопрос) На выполнение задания даю вам 4 минуты, после проверим. Начинайте.

- Давайте проверим. Читаем первое предложение уже с верно выбранным словом. Женя, прочитай. Остальные ребята слушают, если у вас ошибка – исправляйте.

- Проверяем второе задание. Прочитайте слова, которые должны остаться в первой колонке? Во 2? 3? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Верно.

П: анализ

К: построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

К: умение слушать других

П: уметь находить основания и критерии для классификации объектов

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: умение договариваться, работая  в группе, выполнять правила работы в группе

К: умение слушать других

Р: самопроверка

Итог урока

Рефлексия

3 мин

- Ребята, давайте вспомним. С чем мы знакомились на уроке? Какие цели перед собой поставили?  Поднимите руку те, кто считает, что достиг поставленных целей?

- С какими частями речи мы познакомились? Чем отличаются друг от друга части речи? На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают? Какая часть речи обозначает признак предмета? На какие вопросы она отвечает? Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы «что делает? что сделает? и тп». Что она обозначает? Отлично.

- Скажите, с какими трудностями вы столкнулись на уроке?

- Я считаю, что вы отлично поработали. Урок окончен.

Р: уметь определить качество и уровень усвоения материала

Р: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: " Части речи"

Обощение по теме:" Части речи"( существительное, прилагательное, глагол )...

Урок русского языка во 2 классе. Тема:"Распознавание частей речи".

На уроке использован интересный материал о возникновении карандаша. Ход урока расписан подробно.   На уроке дети будут учиться распознавать части речи,    ...

Урок русского языка в 4 классе "Местоимение как часть речи"

Данный урок проводился в 4 классе по программе "Школа России". На уроке учащиеся знакомятся с новой для них частью речи - местоимением, выполняют задание Деда Всеведа. В конце урока выполняют интракти...

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка (развитие речи), 3 класс. Тема: "Текст-описание, текст-повествование"

Цель деятельности учителя: продолжить знакомить детей с признаками текстов описания и повествования; учить различать типы текстов; учить составлять собственные тексты разных типов....

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи...

Разработка интегрированного урока по программе 2 класса. Тема урока: «Части речи и части света».

Идея комбинированного урока высказывалась К.Д. Ушинским. Великий педагог проницательно подметил, что перемена занятий действует на ребёнка лучше даже полного отдыха. Эта же идея находила практическое ...