Урок русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100" по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Беспалая Светлана Валерьевна

Данный урок русского языка проводится во 2 классе по образовательной системе "Школа 2100". Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока применяются деятельностного метода.  Это урок ОНЗ в основе которого  лежит технология проблемного обучения Е.Л. Мельниковой. На уроке присутствуют парная, групповая и фронтальная формы работы. На этапе рефлексии учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. К уроку прилагается электронная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3kl._nepr.sogl_._bespalaya_s.v.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углублённым изучением отдельных предметов»

Г. Лабытнанги  Ямало-Ненецкого автономного округа

Конспект открытого урока по русскому языку

во 2 а классе

«Слова, к которым нельзя задать вопрос»

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                          провела  учитель начальных классов

     высшей квалификационной категории

               Беспалая Светлана Валерьевна

г. Лабытнанги

2012

Предмет:  русский язык. Образовательная  система «Школа 2100».

Класс:  2  класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного  метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока:  «Слова, к которым нельзя задать вопрос».                                                                                                                            Время  реализации  урока: 40 минут

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 2 класса по русскому языку Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Цели:      

  Образовательные: Формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Междометия» для правильного использования в письменной речи.

Способствовать развитию грамотной устной и письменной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные  УУД: умение определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки,  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

 Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(Предметные, УУД)

I.Мотивация к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Чему вы учитесь на любом уроке?

- Напомните, что это значит?

- Мысленно пожелаем друг другу творчества и успехов в работе.

-  Урок  русского языка. Он  посвящён открытию нового знания.

- А как мы будем их открывать?

- Мы учимся учиться.

-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания.

- Мы выполним пробное действие. У нас возникает затруднение. Сами найдём способ выхода из него.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативн. УУД

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока)

Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

На доске  написаны слова:

поместье,  вместил, местный,     местность.

- Прочитайте вслух данные слова.

- Что можете сказать об этих словах?

- Какой возникает вопрос?

- Сформулируйте тему урока.

Открываю на доске тему:

 «Непроизносимые согласные в корне слова».

- Какова цель нашего урока?

Читают вслух.

-Эти слова однокоренные, в одних мы произносим звук «т», а в других нет.

- Почему в некоторых словах звук «т» не произносится?

-Тема урока: «Непроизносимые согласные».

- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативн. УУД

Познавательные УУД

III. Выявление места и причин затруднения.

Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- Выпишите в один столбик слова, в которых звук «т» произносится, а в другой, где не произносится.

- Какие есть гипотезы?

- Вы с этим согласны?

- А в какой столбик вы запишите слово уместно?

- Запишите.

- А теперь смотрим, все слова второго столбика без приставок.  Значит дело не в приставке.  Какие есть ещё идеи?

- Посмотрите сколько у нас  мнений. Кто же из вас прав?

- Когда человек встречается с затруднением, что надо сделать?

- Между какими звуками стоит непроизносимый согласный звук «т»?

-Давайте поработаем со словами каждого столбика. Как  это лучше сделать?

Выполняйте.

- Что вы наблюдаете?

- Сделайте вывод, когда же согласный звук не произносится?

- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке.

- Подтвердилось ваше предположение?

Ученики пишут в тетрадях,  а один на доске:

поместье                местный

 вместил                 местность

- Звук «т» произносится только в словах с приставкой.

Предположительно соглашаются.

- В слове уместно есть непроизносимый согласный звук «т», поэтому мы его запишем во второй столбик.

поместье          местный

вместил           местность

                          уместно

- Нет, в слове «уместно» есть приставка «у».

- Предположительно выдвигают разные гипотезы.

- Подумать и найти причину затруднения.

Высказывают разные мнения.

-Подчеркнём буквы, между которыми стоит согласная буква «т».

-Во всех словах второго столбика непроизносимый согласный «т», стоит между двумя согласными, а в первом нет.

- Согласный звук не произносится, когда стоит между двумя согласными.

Читают вывод в учебнике.

- Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.

Личностные УУД

Коммуникативн.   УУД

Познавательные УУД

ПР

Регулятивные УУД

Личностные УУД

IV Физминутка.

- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и потягивайтесь. А если в слове все звуки произносятся, то выполняйте три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.

Слушают слова и выполняют упражнения.

V.Построение проекта выхода из затруднения.

(работа в парах)

(Сопровождается показом  презентации)

Определять план выполнения задания.

Организовать фиксацию места  операции, где возникло затруднение. Подвести учащихся к умению

самостоятельно найти  правильный  способ проверки непроизносимых согласных в

корне слова.

Организовать соотнесение своих действий с используемым алгоритмом.

(работа в парах)

- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?

Человек трудолюбивый – самый…

Тайна, … троим, уже нетайна.

… встанешь – мало сделаешь.

- Напишите эти слова в столбик.

- Прочитайте  пословицы,  которые получились. (слайды  2-5)

- Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.

- О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?

- А какой выход из этого затруднения?

- Попробуем найти выход вместе.

- На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное  слово и подписать его справа.

счастливы  счастье

вестник  известие

опоздать поздний

- Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова.

Показываю образец. (слайды  6,7)

- Сделайте  вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.

- Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.

- Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.

- Составьте в парах опорную схему из отдельных карточек.

- Проверьте правильность вашей опорной схемы.              ( показываю образец )   (слайд  8 )

             

              счастливый

               известная

               поздно

Читают пословицы.

- Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии.

- Есть ли в слове непроизносимый согласный звук?

- Подобрать проверочные слова.

счастливый  - счастье

поздно - опоздать

известная -  известие

- Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.

- Читают и делают выводы.

- Это только звуки «Л, Т, Д, В».

Должна получиться схема:

     СОГЛ.    Л    СОГЛ.      СОГЛ.    Т    СОГЛ.                    СОГЛ.    В    СОГЛ.                                                                   СОГЛ.    Д    СОГЛ.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативн. УУД

Познавательные УУД

ПР

VI. Реализация построенного проекта.

(работа в группах)

Подвести учащихся к умению

самостоятельно найти  правильный  способ проверки непроизносимых согласных в корне

- Напомним правила работы в группе.

Правила сотрудничества в группе.

- Слушать друг друга.

-  Уметь уступать

 - Уметь договариваться.

 - Распределять роли в группе.

 - Не мешать другим группам.

 - В группе должны все работать.

Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными.  (слайды 9-13)

- Запишите  попарно эти слова.

- Каждая  группа оценит свой ответ и ответ другой  группы.

- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

печальный - грустный

весёлый – радостный

здешний – местный

всадник – наездник

огромный – гигантский

знаменитый – известный

правдивый – честный

гневный – яростный

хмурая - ненастная

Аргументируют  правильность своих ответов и оценивают ответы других групп.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативн. УУД

Познавательные УУД

              ПР

VII.

Самостоятельная работа с самопроверкой. (Задания по выбору, 2 уровня сложности)

Организовать самостоятельное выполнение  заданий на новый способ действия и соотнесение работы с эталоном.

- Для самостоятельной работы я предлагаю вам два вида работы.

- Первое для тех, кто хочет получить «5»: Просмотрите в учебнике упражнение №80, 82, 83 и найдите  4 слова на каждый непроизносимый согласный звук и запишите его с предварительной проверкой. А с одним из слов составьте предложение.

- Второе задание для тех, кто хочет  получить «4». Соберите из рассыпных слогов,  изображённых на слайде,  слова и запишите словосочетания.

- Проверьте себя. Показываю эталон. (слайды 14-16)

- У кого были трудности? Какие? В чём причина?

- У кого верно? Поставьте  себе  на полях «+» или «-».

Выполняют задания по выбору и проверяют себя по  эталону.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

ПР

Коммуникативн. УУД

VIII.

Рефлексия  учебной деятельности.

Умение выделять главное, обобщать.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

-  Наш  урок  подходит к концу. Назовите ключевые слова урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя данные опорные слова.

Рефлексия деятельности.

      - Сегодня я узнал…                                                                                                        - Было трудно…                                                        - Я научился…                                                         - Мне показалось важным…                             - Мне надо  поработать над ...

- Отметьте себя на «Лесенке Успеха».

- Что бы вы себе порекомендовали?

-Давайте оценим своё настроение на уроке.

Рефлексия настроения.

- Меня удивило…

- Мне захотелось поделиться…

- Моё настроение…

- Заставил задуматься…

- Я хочу похвалить своих      одноклассников…

- Домашнее задание я даю вам по выбору обязательное и творческое.

Обязательное: упражнение №1 на странице 72. Творческое: сочинить небольшую сказку о непроизносимых согласных.

- Спасибо за хорошую работу. Желаю вам дальнейших успехов.

- Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..

Отвечают.

- Научиться  проверять слова с непроизносимыми согласными в корне  слова.

- Оценивают себя по «Лесенке Успеха».

- Упражняться в выполнении  подобных заданий.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Список  используемой литературы

1.  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник  «Русский язык» 3 класс. Москва   «Баласс» 2009 г.

2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык»  класс. «Баласс».   2009 г.

3.  Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева.  Русский язык 3 класс.   Методические рекомендации «Баласс». 2009г.  

 4. Мельникова Е.Л.  Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Цель: выработать умения  самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

урок по русскому языку 3 класс .Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова

правописание безударных гласных  и проверяемых согласных в корне слова...

Урок русского языка по теме "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова".

Урок разработан по УМК "Начальная инновационная школа" для 3 класса....

Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»

Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»...