Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й". 1 класс. УМК Гармония.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_kazennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Волжского Волгоградской области

(МКОУ СОШ № 3)

404106, г. Волжский Волгоградской области, ул. Прибрежная, 91,  телефон/факс(8443)27-15-02, е-mail: school3-vlz@ mail. ru

Схема конспекта урока

Бяховой Елены Петровны

по русскому языку 1А класса

по теме «Правила переноса слов буквой й».

                                                                                               г. Волжский

2014г.

Тема: Правила переноса слов с буквой й.

Цель: Создать условия для формирования знаний, умений и навыков по теме «Перенос слов с й».

Задачи:

Предметные:

 понимание, как обозначается на письме звук [й,], знание правила переноса слов с буквой Й, умение переносить слова с буквой Й.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, готовность оценивать свой учебный труд.

  Метапредметные:

познавательные: умение узнавать предметы по их признакам, извлекать информацию из текста;

регулятивные: умение формулировать проблему, предлагать пути её решения, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

коммуникативные: умение общаться, развитие монологической и диалогической речи при работе в парах.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Самоопределение к деятельности

Учебная цель: обучающиеся должны  подготовиться к общению и к предстоящему уроку.

Цели:  обеспечить благоприятную  обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Задачи:

-развитие умственной привычки к быстрому переходу от психического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания, возникающему в вначале урока,

-развитие внимания.

Методы:

высказывание добрых пожеланий

(Слайд № 1)

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их.

- На уроке русского языка мы всегда много говорим, поэтому нам необходимо сделать зарядку для языка.

1. Лошадки

2. Футбол.

3. Грибок, грибок растёт.

4. Качели (вверх-вниз, вправо-влево)

5. Дудочка.

6. Мячик.

7. Улыбка.

- Что необходимо, чтобы урок прошёл плодотворно?

 А теперь поделитесь друг с другом улыбками, поддержите друг друга таким образом.

Приветствуют учителя.

Делают артикуляционную гимнастику.

- Учебник, ТПО, пенал, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь фантазировать и т.д.

Личностные:  самоопределение: мотивация учения; смыслообразования: «какое значение, смысл имеет для меня учение».

2.

Актуализация знаний.  Постановка учебной задачи

Учебная цель: проверить усвоение прошедшего материала.

Цели: совершенствование знаний об обозначении звука й на письме, правил переноса; определить проблему урока.

Задачи: проверить знание строения переноса слов; учить видеть пробелы в знаниях, выполнять взаимопроверку по эталону, адекватно реагировать на чужое мнение.

Методы обучения: наглядный, репродуктивный, проблемный.

Критерии достижения целей и задач: самостоятельное правильное выполнение задания, осознание имеющихся пробелов в знаниях.

Возможные действия педагога в случае, если не удается достичь поставленных целей: наводящие вопросы учителя, показ образца выполнения.

Методы организации деятельности: фронтальный, работа в парах.

Методы мотивации учебной активности: создание ситуации поиска, игровой момент.

Методы оценивания: поощрение и подбадривание.

-Записываем число, классная работа.  

Минутка чистописания.

- Я назову несколько слов, а вы послушайте и скажите, какой звук вы слышите в каждом слове?

Мой, пой, май, лей, стой.    

- Где мы слышим этот звук?

- Если мы слышим звук [й] в конце слова, какую букву мы пишем?

- На минутке чистописания мы вспомним, как пишется буква Йй.

(объясняю написание буквы).

- Подчеркните две самые красивые буквы.

- Словарная работа пройдёт необычно. Я буду показывать картинки, а вы будете записывать слова, сразу разделяя их для переноса. Давайте вспомним правила переноса.

СЛАЙД 2

ученик, девочка, щенок, учитель.

                             

           

 

В каждом слове мы слышим звук [й].

- В конце слова.

- Пишем букву й.

Пишут букву Йй.

Подчёркивают.

Переносим по слогам.

Одну букву не переносим и не оставляем на строчке.

Мягкий знак не отрываем.

Уче-ник, де-воч-ка, де-во-чка, ще-нок, учи-тель.

 Познавательные: формулировка познавательной цели, анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, формулировка проблемы.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные: управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция).

3.

«Открытие нового знания». Этап изучения нового учебного материала.

Учебная цель: у обучающиеся должно  сформироваться представление о правилах переноса слов с буквой й

Цели: знакомство с понятием перенос слов с буквой й..

Задачи: научить определять ядовитые грибы, видеть их особенности; формировать умение правильно собирать грибы; формировать представление о правилах сбора грибов.

воспитывать дисциплинированность, культуру поведения при работе в парах.

Основные понятия урока:  съедобные грибы, несъедобные грибы, ядовитые грибы, правила сбора грибов.

Формы и методы изложения материала: объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, практическая работа.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: частично поисковый метод, работа с текстом.

Критерии определения уровня внимания и интереса к излагаемому учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу, желание самостоятельно выполнить задание. 

Методы мотивирования учебной активности в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, создание ситуации успеха.

- К нам в гости пришёл наш давний друг воспитанник детского сада Антон.

СЛАЙД

Давайте полюбуемся чайкой и попробуем поймать её глазками.

(физ. минутка)

- Поможем Антону разобраться?

- Мы на уроках уже говорили о правилах переноса слов с буквой Й?

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

- Чему мы должны научиться?

- Давайте попробуем сами ответить на вопрос Антона. Поработаем в группах. Каждая группа получит разные способы переноса слова чайка (чай-ка, ча-йка). Опираясь на свой опыт читательской деятельности, выберите, по вашему мнению, более удобный вариант переноса, а, может быть, оба варианта будут верны.

На доске:

                ?     ЧАЙ-КА      ?

                ?     ЧА-ЙКА

Отмечает, какая группа какой вариант выбрала.

- Где мы можем узнать верное правило переноса слов с буквой Й?

- Откройте учебник на стр. 87

- Какой вариант будет верным?

- Давайте вспомним все правила переноса.

ФИЗ. МИН. ЛЯГУШКИ

Антон

- Здравствуйте, ребята! Большое спасибо, что вы отвечаете на все мои вопросы. Мне кажется, что я понял, как слова переносятся с одной строчки на другую. На занятиях в садике нам рассказывали о птицах. Мне понравилась чайка. Она такая красивая!

- Я решил разделить это слово для переноса. Вот что у меня получилось.

ЧА-ЙКА, ЧАЙ-КА

-Скажите мне, пожалуйста, какой вариант переноса будет верным, а может оба варианта правильные?

- Поможем.

- Ещё нет.

- Мы будем говорить о правилах переноса слов с буквой Й.

- Переносить слова с буквой Й.

Делятся на группы. Обсуждают задание, выбирают, по их мнению, более удобный вариант переноса. Выбирают отвечающего. Высказывают своё мнение.

- В учебнике.

Читают правило. Сначала один, а потом хором.

- ЧАЙ-КА

-Переносим по слогам.

-Одну букву не переносим и не оставляем на строчке.

-Мягкий знак не отрываем.

- Не начинаем строку с буквы Й.

Личностные: самоопределение (мотивация учения).

Познавательные: анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии), планирование (составление плана последовательности действий).

4.

 

Закрепление учебного материала.

Учебная цель: обучающиеся должны знать правила сбора грибов.

Цель: выяснить сформированность правил сбора грибов.

Задачи: способствовать формированию стандарта поведения в лесу, развивать мыслительную деятельность, внимание, положительное отношение к учебной деятельности; воспитывать дисциплинированность, уверенность в жизненной необходимости действовать по правилам.

Формы и методы

достижения поставленных

целей: репродуктивный, самостоятельная работа, рефлексия.

Критерии,

позволяющих определить

степень усвоения учащимися

нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, рефлексивная самооценка обучающихся.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, индивидуальную помощь учителя.

Рефлексия

Проверка усвоения изученного

Учебная цель: обучающиеся должны уметь использовать свои знания в жизненных ситуациях

Цель: выяснить сформированность понятий «съедобный гриб, несъедобный гриб, правила сбора грибов».

Задачи: способствовать умению использовать свои знания в новой ситуации.

Формы и методы

достижения поставленных

целей: репродуктивный, самостоятельная работа, рефлексия.

Самооценка и самоанализ.

- Проверим, как мы умеем пользоваться этими правилами.

Поиграем в студентов. Но мы будем современными студентами и будем выбирать себе билеты по компьютеру. Вы получите транскрипцию слова, которое содержит звук [й]. Вспомните, как на письме обозначается этот звук, и запишите в один из двух столбиков.

             [й]- Й                     [й].- е, я, ё, е

- Давайте вспомнить правило.

СЛАЙД

,эдут][май,ка][мой,ут][узнай,у][л,эй,ка][зай,цы]

(слабые ученики получают карточки более простые)

КАРТОЧКА

Спиши: едут, май-ка, мо-ют, уз-наю, лей-ка, зай-цы.

физ. минутка для пальцев

На карточках слова, разделённые для переноса. Есть правильные и неправильные варианта переноса.

- Если перенос верный, поставьте на листочке знак (+), если неверный – знак (-).

чай-ник, у-лыб-ка, ко-йка, учеб-ник, по-йте, чи-тай, пал-ьчик

Проверка на экране.

                 +

                 -

                 -

                 +

                 -

                 +

                  -

- У кого нет ни одной ошибки? Поздравляю, вы прекрасно знаете правила переноса. Те, у кого есть ошибки – не переживайте. Мы ещё много раз обратимся к этой теме, и у вас всё получится.

А теперь давайте оценим нашу работу. Откройте дневники. Если вы согласны с моими словами, ставьте (+), если нет – (-).

-Я знаю, как на письме обозначается звук [й].

- Я знаю правила переноса слов.

- Я умею переносить слова с буквой й.

- У меня получилось поработать в группе.

- Я активно работал на уроке.

Посмотрите на + и- и покажите, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Раскрасьте дневник.

Выходят, жмут на мышку, видят на экране транскрипцию слова, объясняют, как записать звук [й].

_____[й], [й]        -  Й

 [й]        -  я, ю, е, ё

 [й]- Й        [й].- е, я, ё, е

май-ка        едут

лей-ка         мо-ют

зай-цы         уз-наю

Ставят на листочке знаки (–) и (+)

Заполняют дневники.

Личностные: самоопределение (мотивация учения).

Познавательные: анализ, синтез, доказательство.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль и коррекция).

Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта), оценка(выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

Личностные: самоопределение (мотивация учения).

Познавательные: анализ, синтез, доказательство.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), (контроль и коррекция).

Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль оценка(выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка: ПЕРЕНОС СЛОВ

УМК "Школа России". Русский язык 1 класс....

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Конспект урока русского языка "Перенос слов"

На этом уроке дети знакомятся с правилами переноса слов....

Конспект урока русского языка "Перенос слов"

Конспект урька русского языка "Перенос слов"...

Конспект урока русского языка «Перенос слов» (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.Планируемые результаты Предметные: правописные умения: делить слова на части для переноса; оформлять предложение на письме (большая буква в нач...