Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й". 1 класс. УМК Гармония.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл munitsipalnoe_kazennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx29.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 3 г. Волжского Волгоградской области

    (МКОУ СОШ № 3)

    404106, г. Волжский Волгоградской области, ул. Прибрежная, 91,  телефон/факс(8443)27-15-02, е-mail: school3-vlz@ mail. ru

    Схема конспекта урока

    Бяховой Елены Петровны

    по русскому языку 1А класса

    по теме «Правила переноса слов буквой й».

                                                                                                   г. Волжский

    2014г.

    Тема: Правила переноса слов с буквой й.

    Цель: Создать условия для формирования знаний, умений и навыков по теме «Перенос слов с й».

    Задачи:

    Предметные:

     понимание, как обозначается на письме звук [й,], знание правила переноса слов с буквой Й, умение переносить слова с буквой Й.

    Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, готовность оценивать свой учебный труд.

      Метапредметные:

    познавательные: умение узнавать предметы по их признакам, извлекать информацию из текста;

    регулятивные: умение формулировать проблему, предлагать пути её решения, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

    коммуникативные: умение общаться, развитие монологической и диалогической речи при работе в парах.

    Этапы работы

    Содержание этапа

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1.

    Самоопределение к деятельности

    Учебная цель: обучающиеся должны  подготовиться к общению и к предстоящему уроку.

    Цели:  обеспечить благоприятную  обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

    Задачи:

    -развитие умственной привычки к быстрому переходу от психического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания, возникающему в вначале урока,

    -развитие внимания.

    Методы:

    высказывание добрых пожеланий

    (Слайд № 1)

    - Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их.

    - На уроке русского языка мы всегда много говорим, поэтому нам необходимо сделать зарядку для языка.

    1. Лошадки

    2. Футбол.

    3. Грибок, грибок растёт.

    4. Качели (вверх-вниз, вправо-влево)

    5. Дудочка.

    6. Мячик.

    7. Улыбка.

    - Что необходимо, чтобы урок прошёл плодотворно?

     А теперь поделитесь друг с другом улыбками, поддержите друг друга таким образом.

    Приветствуют учителя.

    Делают артикуляционную гимнастику.

    - Учебник, ТПО, пенал, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь фантазировать и т.д.

    Личностные:  самоопределение: мотивация учения; смыслообразования: «какое значение, смысл имеет для меня учение».

    2.

    Актуализация знаний.  Постановка учебной задачи

    Учебная цель: проверить усвоение прошедшего материала.

    Цели: совершенствование знаний об обозначении звука й на письме, правил переноса; определить проблему урока.

    Задачи: проверить знание строения переноса слов; учить видеть пробелы в знаниях, выполнять взаимопроверку по эталону, адекватно реагировать на чужое мнение.

    Методы обучения: наглядный, репродуктивный, проблемный.

    Критерии достижения целей и задач: самостоятельное правильное выполнение задания, осознание имеющихся пробелов в знаниях.

    Возможные действия педагога в случае, если не удается достичь поставленных целей: наводящие вопросы учителя, показ образца выполнения.

    Методы организации деятельности: фронтальный, работа в парах.

    Методы мотивации учебной активности: создание ситуации поиска, игровой момент.

    Методы оценивания: поощрение и подбадривание.

    -Записываем число, классная работа.  

    Минутка чистописания.

    - Я назову несколько слов, а вы послушайте и скажите, какой звук вы слышите в каждом слове?

    Мой, пой, май, лей, стой.    

    - Где мы слышим этот звук?

    - Если мы слышим звук [й] в конце слова, какую букву мы пишем?

    - На минутке чистописания мы вспомним, как пишется буква Йй.

    (объясняю написание буквы).

    - Подчеркните две самые красивые буквы.

    - Словарная работа пройдёт необычно. Я буду показывать картинки, а вы будете записывать слова, сразу разделяя их для переноса. Давайте вспомним правила переноса.

    СЛАЙД 2

    ученик, девочка, щенок, учитель.

                                 

               

     

    В каждом слове мы слышим звук [й].

    - В конце слова.

    - Пишем букву й.

    Пишут букву Йй.

    Подчёркивают.

    Переносим по слогам.

    Одну букву не переносим и не оставляем на строчке.

    Мягкий знак не отрываем.

    Уче-ник, де-воч-ка, де-во-чка, ще-нок, учи-тель.

     Познавательные: формулировка познавательной цели, анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, формулировка проблемы.

    Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

    Коммуникативные: управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция).

    3.

    «Открытие нового знания». Этап изучения нового учебного материала.

    Учебная цель: у обучающиеся должно  сформироваться представление о правилах переноса слов с буквой й

    Цели: знакомство с понятием перенос слов с буквой й..

    Задачи: научить определять ядовитые грибы, видеть их особенности; формировать умение правильно собирать грибы; формировать представление о правилах сбора грибов.

    воспитывать дисциплинированность, культуру поведения при работе в парах.

    Основные понятия урока:  съедобные грибы, несъедобные грибы, ядовитые грибы, правила сбора грибов.

    Формы и методы изложения материала: объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, практическая работа.

    Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: частично поисковый метод, работа с текстом.

    Критерии определения уровня внимания и интереса к излагаемому учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу, желание самостоятельно выполнить задание. 

    Методы мотивирования учебной активности в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, создание ситуации успеха.

    - К нам в гости пришёл наш давний друг воспитанник детского сада Антон.

    СЛАЙД

    Давайте полюбуемся чайкой и попробуем поймать её глазками.

    (физ. минутка)

    - Поможем Антону разобраться?

    - Мы на уроках уже говорили о правилах переноса слов с буквой Й?

    - Так о чём мы будем говорить на уроке?

    - Чему мы должны научиться?

    - Давайте попробуем сами ответить на вопрос Антона. Поработаем в группах. Каждая группа получит разные способы переноса слова чайка (чай-ка, ча-йка). Опираясь на свой опыт читательской деятельности, выберите, по вашему мнению, более удобный вариант переноса, а, может быть, оба варианта будут верны.

    На доске:

                    ?     ЧАЙ-КА      ?

                    ?     ЧА-ЙКА

    Отмечает, какая группа какой вариант выбрала.

    - Где мы можем узнать верное правило переноса слов с буквой Й?

    - Откройте учебник на стр. 87

    - Какой вариант будет верным?

    - Давайте вспомним все правила переноса.

    ФИЗ. МИН. ЛЯГУШКИ

    Антон

    - Здравствуйте, ребята! Большое спасибо, что вы отвечаете на все мои вопросы. Мне кажется, что я понял, как слова переносятся с одной строчки на другую. На занятиях в садике нам рассказывали о птицах. Мне понравилась чайка. Она такая красивая!

    - Я решил разделить это слово для переноса. Вот что у меня получилось.

    ЧА-ЙКА, ЧАЙ-КА

    -Скажите мне, пожалуйста, какой вариант переноса будет верным, а может оба варианта правильные?

    - Поможем.

    - Ещё нет.

    - Мы будем говорить о правилах переноса слов с буквой Й.

    - Переносить слова с буквой Й.

    Делятся на группы. Обсуждают задание, выбирают, по их мнению, более удобный вариант переноса. Выбирают отвечающего. Высказывают своё мнение.

    - В учебнике.

    Читают правило. Сначала один, а потом хором.

    - ЧАЙ-КА

    -Переносим по слогам.

    -Одну букву не переносим и не оставляем на строчке.

    -Мягкий знак не отрываем.

    - Не начинаем строку с буквы Й.

    Личностные: самоопределение (мотивация учения).

    Познавательные: анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

    Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии), планирование (составление плана последовательности действий).

    4.

     

    Закрепление учебного материала.

    Учебная цель: обучающиеся должны знать правила сбора грибов.

    Цель: выяснить сформированность правил сбора грибов.

    Задачи: способствовать формированию стандарта поведения в лесу, развивать мыслительную деятельность, внимание, положительное отношение к учебной деятельности; воспитывать дисциплинированность, уверенность в жизненной необходимости действовать по правилам.

    Формы и методы

    достижения поставленных

    целей: репродуктивный, самостоятельная работа, рефлексия.

    Критерии,

    позволяющих определить

    степень усвоения учащимися

    нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, рефлексивная самооценка обучающихся.

    Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, индивидуальную помощь учителя.

    Рефлексия

    Проверка усвоения изученного

    Учебная цель: обучающиеся должны уметь использовать свои знания в жизненных ситуациях

    Цель: выяснить сформированность понятий «съедобный гриб, несъедобный гриб, правила сбора грибов».

    Задачи: способствовать умению использовать свои знания в новой ситуации.

    Формы и методы

    достижения поставленных

    целей: репродуктивный, самостоятельная работа, рефлексия.

    Самооценка и самоанализ.

    - Проверим, как мы умеем пользоваться этими правилами.

    Поиграем в студентов. Но мы будем современными студентами и будем выбирать себе билеты по компьютеру. Вы получите транскрипцию слова, которое содержит звук [й]. Вспомните, как на письме обозначается этот звук, и запишите в один из двух столбиков.

                 [й]- Й                     [й].- е, я, ё, е

    - Давайте вспомнить правило.

    СЛАЙД

    ,эдут][май,ка][мой,ут][узнай,у][л,эй,ка][зай,цы]

    (слабые ученики получают карточки более простые)

    КАРТОЧКА

    Спиши: едут, май-ка, мо-ют, уз-наю, лей-ка, зай-цы.

    физ. минутка для пальцев

    На карточках слова, разделённые для переноса. Есть правильные и неправильные варианта переноса.

    - Если перенос верный, поставьте на листочке знак (+), если неверный – знак (-).

    чай-ник, у-лыб-ка, ко-йка, учеб-ник, по-йте, чи-тай, пал-ьчик

    Проверка на экране.

                     +

                     -

                     -

                     +

                     -

                     +

                      -

    - У кого нет ни одной ошибки? Поздравляю, вы прекрасно знаете правила переноса. Те, у кого есть ошибки – не переживайте. Мы ещё много раз обратимся к этой теме, и у вас всё получится.

    А теперь давайте оценим нашу работу. Откройте дневники. Если вы согласны с моими словами, ставьте (+), если нет – (-).

    -Я знаю, как на письме обозначается звук [й].

    - Я знаю правила переноса слов.

    - Я умею переносить слова с буквой й.

    - У меня получилось поработать в группе.

    - Я активно работал на уроке.

    Посмотрите на + и- и покажите, как вы оцениваете свою работу на уроке.

    Раскрасьте дневник.

    Выходят, жмут на мышку, видят на экране транскрипцию слова, объясняют, как записать звук [й].

    _____[й], [й]        -  Й

     [й]        -  я, ю, е, ё

     [й]- Й        [й].- е, я, ё, е

    май-ка        едут

    лей-ка         мо-ют

    зай-цы         уз-наю

    Ставят на листочке знаки (–) и (+)

    Заполняют дневники.

    Личностные: самоопределение (мотивация учения).

    Познавательные: анализ, синтез, доказательство.

    Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль и коррекция).

    Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта), оценка(выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

    Личностные: самоопределение (мотивация учения).

    Познавательные: анализ, синтез, доказательство.

    Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), (контроль и коррекция).

    Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль оценка(выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

    Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

    Урок русского языка «Перенос слов» 1 класс

    Урок русского языка в 1 классе по теме "Перенос слов" с использованием интерактивной доски. Указан  перечень используемых  ЭОР c гиперссылками  на ресурс, обеспечивающий досту...

    Урок русского языка "Перенос слов"

    Учебное занятие с первоклассниками по переносу слов....

    Урок русского языка «Перенос слов» 1 класс

    урок русского  языка "Перенос слов" в 1 классе...

    Конспект урока русского языка: ПЕРЕНОС СЛОВ

    УМК "Школа России". Русский язык 1 класс....

    Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

    Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

    Конспект урока русского языка "Перенос слов"

    На этом уроке дети знакомятся с правилами переноса слов....