Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Шевченко Мадина Леонидовна

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. 

Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.

Методики. Дифференцированное обучение.Технологии: РО, ЛОО, ИТ

Архив содержит:

·         Презентацию к уроку.

·         Критерии оценок.

·         Оценочный лист.

·         Тест.

·         Разноуровневые карточки для самостоятельной работы.

·         Карточки для самопроверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРС

«ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»

НОМИНАЦИЯ: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА «ПЕРЕНОС СЛОВ»

(урок-путешествие)

2 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 92 г. СОЧИ

ШЕВЧЕНКО МАДИНА ЛЕОНИДОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

2 КЛАСС

ТЕМА « ПЕРЕНОС СЛОВ»

Используемый УМК:

  • учебник « Русский язык», 2 класс, ч. 1,2., автор Т.Г. Рамзаева и др., изд-во «Дрофа», 2007г.
  • тетрадь для упражнений по русскому языку, 2 класс, автор Т.Г. Рамзаева и др.,
  • книга для учителя, 2 класс, автор Т.Г. Рамзаева изд-во «Дрофа», 2007г.

Цель и задачи урока:

  1. Создать условия для развития умения переносить слова по слогам
  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность.
  3. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремленность, коммуникабельность, объективность.

Тип урока: Изучение нового.

Методы. Словесный, наглядный, практический.

Методики. Дифференцированное обучение.

Технологии: РО, ЛОО, ИТ

Оборудование: 

  • МУЛЬТИМЕДИА ПРОЕКТОР, ЭКРАН, КОМПЬЮТЕР
  • Презентация к уроку.
  • Критерии оценок.
  • Оценочный лист.
  • Тест.
  • Разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
  • Карточки для самопроверки.

ХОД УРОКА

I. Мотивационный этап.

1)     Организационный момент  (Слайд 2)

               Долгожданный дан звонок,
              Начинается урок.
              Быть должны у нас в порядке
              Ручки, книжки и тетрадки.      

- Ребята, сегодня мы  совершим путешествие к далеким планетам. ( Слайд 3)   

- Представьте, что вы все члены разных космических экипажей (по рядам), а я ваш командир. Получено задание,  отправить космонавтов на следующие планеты: Меркурий, Уран, Юпитер.

-  Чтобы выполнить данное задание, вам необходимо работать дружно, слажено, помогать отстающим.

- УДАЧНОГО ПОЛЁТА ЗА НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ! (слайд 4)

Приготовьте свои бортовые журналы, в которые мы будем записывать свой отчет.

Запишите дату. 12 ноября. Классная работа. ( Слайд 5)

2) Чистописание (слайд 5)

Бортовые журналы готовы, в них записано сегодняшнее число. Теперь необходимо пройти медицинскую комиссию и первое, что проверяет комиссия это умение владеть ручкой, свободно писать. Для этого каждый покажет, как он может изобразить букву  и сочетания, которые мы будем писать. Но для этого надо угадать ребусы:

                                                                                        

Ответ: Вова, Вера, Валя

  1. Что обозначают эти слова.
  2. Назовите орфограмму, объединяющую эти слова.
  3. Какую букву будем писать? (В)

- Вспомните написание этой буквы. (Слайд 6).

- Запишите букву В с гласными обозначающими твердость согласного

(Ва Во Вы Ву Вэ )

     - Название какой планеты начинается с буквы В? (Венера)

- Как пишется название планеты? (С большой буквы). Сколько слогов в слове? (Ответы детей.) Запишите название планеты три раза и поставьте ударение, разделите на слоги.

3.Словарная работа  

А  у нас на пути планета «словарных слов». (Слайд 7-8)

(Читают хором)

- А вот какие слова ждут нас на этой планете.  (Слайд 9)

- Запишите слова в бортовые журналы, поставьте ударение, выделите орфограмму. Разделите вертикальной чертой на слоги.

ФИЗМИНУТКА (Слайд 10)

II. Операционный этап.

Актуализация.

1) Запись предложения под диктовку

- Кто же первым полетел в космос? (Ю.А. Гагарин) (Слайд 11)

Запишем предложение.

Первым в мире космонавтом стал советский человек Юрий Алексеевич Гагарин.

(Все слова не уместились на одну строчку и многие ребята столкнулись с проблемой.)

 - Посмотрите, как записал это предложение  наш друг Муравьишка

-  Если вы скажите, с какой проблемой столкнулись Муравьишка и некоторые ребята, то вы назовете тему урока.

- Кто догадался, какая тема урока? (Перенос слов.) (Слайд 12)

- Если так звучит тема, то какова цель у каждого из вас на уроке?

(Научиться переносить слова).

2) Наблюдение и изучение нового.

2.1.). - Итак, как же ребятам перенести слова, подумайте? Работаем всем экипажем (работа в группах).Экипажи готовы отвечать?

Вывод. 1. Слова переносятся по слогам. ( Слайд 13)

- Значит, слова нужно разделить на слоги.

- Как это сделать?

- Составьте алгоритм деления слов на слоги. Работаем  всем экипажем (работа в группах)

- Что получилось? (ответы представителей или командиров экипажей)

Выброс на доску: ( Слайд 14)

- Разделите все слова этого предложения на слоги, используя алгоритм.

Самопроверка. Оценка в оценочном листе по критериям. ( Слайд 15)

2.2). - Мы раздели слова на слоги, значит, так их все и нужно переносить?

- Но почему-то, буквы заплакали, когда мы заговорили об их переносе в таком виде.

- А вот еще и на планете Мультяшек беда – буквы, как и у нас, рыдают. Помогите Мультяшкам найти ошибки. (Слайд 16)

- Буквы плачут, почему? Объясните что к чему? Обсудите  в экипажах.

- Кто затрудняется или сомневается, возьмите карточку-помощницу (раздаточный материал на каждую парту), она не даст вам сбиться с верного пути.

Карточка-помощница.

1.Верно ответив на вопросы и посмотрев на перенос слов, пойми, почему плохо буквам.

2. Как переносятся слова? Можно ли разрывать слог при переносе?

3. Слова из одного слога переносятся? Одну букву можно переносить?

- Итак, почему, буквы заплакали? К какому выводу вы пришли?

Выводы: (Слайд 17)

(По ходу исправляются ошибки в словах, слова записываются в тетрадь)

- Давайте теперь найдем ошибки и в нашем предложении. (Слайд 18)

 В каких словах не совпадает

деление слова на слоги  и перенос слова? Обсудите в экипажах. 4) . - Молодцы! Вы сами до всего додумались.

- А теперь, все, что вы выяснили, объедините в одно правило. Обсудите в экипажах.

Вывод правила:

- Как переносятся слова?

- Сравните свое правило, с правилом в учебнике С. 61,63

- Что заметили? Есть сходство? Отличие?

- Попробуйте повторить правило по памяти. Работаем в парах.

3.) Закрепление

- Теперь,  нужно научиться эти правила применять.

Но сначала разминка для глаз. (Слайд 19-22)

Зарядились. Двигаемся дальше к новым знаниям.

3.1.). Словарная работа.

И вновь,  у нас на пути планета «словарных слов». 

 - В чем космонавты отправляются в полет? (в специальной одежде – скафандр)

- Понаблюдаем за словом одежда. (Слайд 23)

- Запишите в бортовые журналы эти слова, разделяя их для переноса.

Самопроверка со слайда. Оценивание по критериям в оценочном листе.

3.2.) - Что нам нужно в космосе?

- Какие человеческие отношения?

- А в жизни вашего класса такие отношения нужны?

  А еще: Дружба, забота, внимание, хлеб, еда, соль. (Слайд 24)

Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы можно их разделить.

- Разделите на группы слова, запишите:

1 – те, слова, которые можно переносить. Разделите их для переноса.

2 – те, слова, которые нельзя переносить.

Самопроверка (Слайд 25) Оценивание по критериям в оценочном листе.

Вывод: Что нужно было знать, чтобы выполнить это задание?

ФИЗМИНУТКА (Слайд 26)

Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Повернулись вправо – раз

Влево – два

Раз – нагнуться, два – нагнуться

Три – присесть.

– А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.

3. 3) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. (Слайд 27)

Выбери сам подходящий тебе уровень сложности задания и выполни его прямо в карточке. (Карточки - Приложение 3)

1. Уровень.

Раздели слова для переноса по образцу: со-ро-ка.

Береза, мороз, стол, хорошо, учит.

2.  Уровень.

Найди в каждой строчке лишнее слово.

Заяц, медведь, лев.

Юла, мяч, кубик.

3.  Уровень

Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Запиши, раздели. Придумай свои два примера.

Дом - _____, клён - ____, …

Самопроверка по образцу. Оценивание по критериям.

Выводы.

- Какие уровни выбрали?

- У кого 5,4,3, -? Почему?

- Какие знания и умения понадобились?

III. Контрольно-оценочный этап.

Тест. ( Приложение 2)

1. Как переносятся слова?

а) по слогам
б) как поместятся

2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?

а) да;
б) нет

3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?

а) да;
б) нет

4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?

а) да;
б) нет

Ключ: 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – б.

Оценивание по критериям. (Слайд 28)

(Конец полета) - (Слайд 29-30)

У. Завершаем наш полет
И готовим звездолет
К возвращению на Землю.
И хоть мы не все приемлем,
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!

Выводы:

Посмотрите на свой лист оценок.  (Оценочная карта - Приложение 3)

Если у вас “5” больше, чем других оценок, то вы отлично добрались сегодня до вершины знаний.

Если у вас “4” больше, чем других оценок, то вы на середине пути к вершине, еще немного надо потрудиться

Если у вас “3” больше, чем других оценок, не расстраивайтесь, обязательно справитесь, ведь вы на верном пути, стараетесь, а значит, доберетесь до вершины обязательно.

IV. Рефлексия.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Где затруднялись?

- Что понравилось?

- Как вы думаете, все ли случаи деления слов для переноса мы рассмотрели?

- Значит, вы еще отправитесь к вершинам знаний. Хотите?

Свои работы после урока сдадите. Все проверим и выставим оценки.

- Оцените свое настроение

Домашнее задание на выбор. (Слайд 31)

1. Стр. 61-63 правило, стр. 34, упр. 112

2. Стр. 61-63 правило.Придумать и записать 5 слов, которые нельзя перенести.

3. Придумать предложение со словами, где все слова не переносятся. Записать.

Дополнительно.

- Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями.

Хорошее дело, часто заканчивают песней или стихи на ум приходят.

Попробуйте сочинить стихотворение – двустишье к нашему уроку.

Зарифмованы уже последние строчки, вам нужно сочинить только их начало. (Слайд 32)

1).

--------------- вопрос

2).

---------------- с переносом

--------------- перенос.

---------------- с носом.

 (Слайд 33) Прозвенел опять звонок и закончился урок!
                    Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберитесь.
                    Это нужно детворе для здоровья, при игре.
                    Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТОЧКИ

1. Уровень.

Раздели слова для переноса по образцу: шко-ла

Береза, мороз, стол, хорошо, учит.

_________________________________________________

_________________________________________________

2.  Уровень.

Найди в каждой строчке лишнее слово.

Заяц, медведь, лев.

Юла, мяч, кубик.

3.  Уровень

Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Запиши, раздели. Придумай свои два примера.

Дом - __________, клён - __________, …

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТ

Ф.И.________________________________________________

1. Как переносятся слова?

а) по слогам
б) как поместятся

2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?

а) да;
б) нет

3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?

а) да;
б) нет

4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?

а) да;
б) нет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс "ПЕРЕНОС СЛОВ" учитель начальных классов Шевченко Мадина Леонидовна МОУ СОШ №92 г. Сочи

Слайд 2

Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки .

Слайд 3

Меркурий Уран Юпитер 1 ряд СОНЯ 2 ряд ВИКА 3 ряд ИЛЬЯ

Слайд 4

удачного полета за новыми знаниями!

Слайд 5

12 ноября. Классная работа. Вова Валя Вера

Слайд 6

В е нера

Слайд 7

В космос я лечу, лечу – Словарные слова учу!

Слайд 8

Чтобы космонавтом стать, Чтобы космос покорять – Надо очень много знать! Словарная работа

Слайд 9

Косм о с, к о см о навт, к о смич е ский, к о см о дром.

Слайд 10

Физкультминутка Мы руками хлоп-хлоп, Мы ногами топ-топ, Мы плечами чик-чик, Мы глазами миг-миг, Раз туда, два сюда, Повернись вокруг себя, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

Слайд 11

Первым в мире космонавтом стал со- ветский человек Юрий Алексеевич Гага-рин.

Слайд 12

Тема: «Перенос слов» Цель: - Научиться переносить слова

Слайд 13

Вывод . 1. Слова переносятся по слогам.

Слайд 14

Алгоритм деления слов на слоги 1. Посчитай гласные. 2. Отхлопай слоги. 3. Разделяй вертикальной чертой на слоги

Слайд 15

Пер | вым в ми | ре кос | мо | нав | том стал со | вет | ский че | ло | век Ю | рий А | лек | се | е | вич Га | га | рин. ПРОВЕРЬ!

Слайд 16

ПЛАНЕТА МУЛЬТЯШЕК Уче-ник, сон, шко-ла, дев-очка, сест- ра, ше-я,шар-ик, И-ри-на .

Слайд 17

Выводы: - Слог разрывать нельзя. - Слова из одного слога не переносятся. - Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке . - Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать .

Слайд 18

Пер | вым в ми | ре кос | мо | нав | том стал со | вет | ский че | ло | век Ю | рий А | лек | се | е | вич Га | га | рин.

Слайд 19

Зарядка для глаз

Слайд 20

Зарядка для глаз

Слайд 21

Зарядка для глаз

Слайд 22

Зарядка для глаз

Слайд 23

о дежда Это слово пришло к нам из старо-славянского языка, но звучало оно как «одёжа». То, что мы надеваем, и есть одёжа, или на современном языке, одежда. НАДЕТЬ, О ДЕТЬ, О ДЕЖДА. НА-ДЕТЬ, О ДЕТЬ, О ДЕЖ-ДА.

Слайд 24

дружба забота внимание еда соль хлеб

Слайд 25

друж-ба за-бо-та вни-ма-ние еда соль хлеб

Слайд 26

Физкультминутка Не зевай по сторонам, Ты сегодня – космонавт! Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким. Повернулись вправо – раз Влево – два Раз – нагнуться , два – нагнуться Три – присесть. - А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете.

Слайд 27

Меркурий Венера Уран Нептун Сатурн Плутон Земля Юпитер Марс Луна Самостоятельная работа

Слайд 28

Проверь тест! 1 – а 2 – б 3 – б 4 - б

Слайд 29

Завершаем наш полет И готовим звездолет К возвращению на Землю. И хоть мы не все приемлем, Наступает миг – пора! Наконец вся детвора Из полета возвратилась И на Землю приземлилась!

Слайд 30

С возвращением домой !

Слайд 31

Домашнее задание 1. Стр. 61-63 правило, упр. 112 2. Стр. 61-63 правило. Придумать и записать 5 слов, которые нельзя перенести. 3. Стр. 61-63 правило. Придумать предложение со словами, где все слова не переносятся. Записать.

Слайд 32

СОЧИНЯЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ-ДВУСТИШЬЕ 1).--------------- вопрос ---------------- перенос. 2). -------------------с переносом -------------------- с носом.

Слайд 33

Прозвенел опять звонок и закончился урок! Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите. Это нужно детворе для здоровья, при игре. Спасибо за урок! Прозвенел опять звонок и закончился урок! Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберитесь. Это нужно детворе для здоровья,при игре. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...