Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Шевченко Мадина Леонидовна

    Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. 

    Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.

    Методики. Дифференцированное обучение.Технологии: РО, ЛОО, ИТ

    Архив содержит:

    ·         Презентацию к уроку.

    ·         Критерии оценок.

    ·         Оценочный лист.

    ·         Тест.

    ·         Разноуровневые карточки для самостоятельной работы.

    ·         Карточки для самопроверки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНКУРС

    «ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»

    НОМИНАЦИЯ: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    ТЕМА «ПЕРЕНОС СЛОВ»

    (урок-путешествие)

    2 КЛАСС

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ШКОЛА № 92 г. СОЧИ

    ШЕВЧЕНКО МАДИНА ЛЕОНИДОВНА

    УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

    ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

    2 КЛАСС

    ТЕМА « ПЕРЕНОС СЛОВ»

    Используемый УМК:

    • учебник « Русский язык», 2 класс, ч. 1,2., автор Т.Г. Рамзаева и др., изд-во «Дрофа», 2007г.
    • тетрадь для упражнений по русскому языку, 2 класс, автор Т.Г. Рамзаева и др.,
    • книга для учителя, 2 класс, автор Т.Г. Рамзаева изд-во «Дрофа», 2007г.

    Цель и задачи урока:

    1. Создать условия для развития умения переносить слова по слогам
    2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность.
    3. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремленность, коммуникабельность, объективность.

    Тип урока: Изучение нового.

    Методы. Словесный, наглядный, практический.

    Методики. Дифференцированное обучение.

    Технологии: РО, ЛОО, ИТ

    Оборудование: 

    • МУЛЬТИМЕДИА ПРОЕКТОР, ЭКРАН, КОМПЬЮТЕР
    • Презентация к уроку.
    • Критерии оценок.
    • Оценочный лист.
    • Тест.
    • Разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
    • Карточки для самопроверки.

    ХОД УРОКА

    I. Мотивационный этап.

    1)     Организационный момент  (Слайд 2)

                   Долгожданный дан звонок,
                  Начинается урок.
                  Быть должны у нас в порядке
                  Ручки, книжки и тетрадки.      

    - Ребята, сегодня мы  совершим путешествие к далеким планетам. ( Слайд 3)   

    - Представьте, что вы все члены разных космических экипажей (по рядам), а я ваш командир. Получено задание,  отправить космонавтов на следующие планеты: Меркурий, Уран, Юпитер.

    -  Чтобы выполнить данное задание, вам необходимо работать дружно, слажено, помогать отстающим.

    - УДАЧНОГО ПОЛЁТА ЗА НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ! (слайд 4)

    Приготовьте свои бортовые журналы, в которые мы будем записывать свой отчет.

    Запишите дату. 12 ноября. Классная работа. ( Слайд 5)

    2) Чистописание (слайд 5)

    Бортовые журналы готовы, в них записано сегодняшнее число. Теперь необходимо пройти медицинскую комиссию и первое, что проверяет комиссия это умение владеть ручкой, свободно писать. Для этого каждый покажет, как он может изобразить букву  и сочетания, которые мы будем писать. Но для этого надо угадать ребусы:

                                                                                            

    Ответ: Вова, Вера, Валя

    1. Что обозначают эти слова.
    2. Назовите орфограмму, объединяющую эти слова.
    3. Какую букву будем писать? (В)

    - Вспомните написание этой буквы. (Слайд 6).

    - Запишите букву В с гласными обозначающими твердость согласного

    (Ва Во Вы Ву Вэ )

         - Название какой планеты начинается с буквы В? (Венера)

    - Как пишется название планеты? (С большой буквы). Сколько слогов в слове? (Ответы детей.) Запишите название планеты три раза и поставьте ударение, разделите на слоги.

    3.Словарная работа  

    А  у нас на пути планета «словарных слов». (Слайд 7-8)

    (Читают хором)

    - А вот какие слова ждут нас на этой планете.  (Слайд 9)

    - Запишите слова в бортовые журналы, поставьте ударение, выделите орфограмму. Разделите вертикальной чертой на слоги.

    ФИЗМИНУТКА (Слайд 10)

    II. Операционный этап.

    Актуализация.

    1) Запись предложения под диктовку

    - Кто же первым полетел в космос? (Ю.А. Гагарин) (Слайд 11)

    Запишем предложение.

    Первым в мире космонавтом стал советский человек Юрий Алексеевич Гагарин.

    (Все слова не уместились на одну строчку и многие ребята столкнулись с проблемой.)

     - Посмотрите, как записал это предложение  наш друг Муравьишка

    -  Если вы скажите, с какой проблемой столкнулись Муравьишка и некоторые ребята, то вы назовете тему урока.

    - Кто догадался, какая тема урока? (Перенос слов.) (Слайд 12)

    - Если так звучит тема, то какова цель у каждого из вас на уроке?

    (Научиться переносить слова).

    2) Наблюдение и изучение нового.

    2.1.). - Итак, как же ребятам перенести слова, подумайте? Работаем всем экипажем (работа в группах).Экипажи готовы отвечать?

    Вывод. 1. Слова переносятся по слогам. ( Слайд 13)

    - Значит, слова нужно разделить на слоги.

    - Как это сделать?

    - Составьте алгоритм деления слов на слоги. Работаем  всем экипажем (работа в группах)

    - Что получилось? (ответы представителей или командиров экипажей)

    Выброс на доску: ( Слайд 14)

    - Разделите все слова этого предложения на слоги, используя алгоритм.

    Самопроверка. Оценка в оценочном листе по критериям. ( Слайд 15)

    2.2). - Мы раздели слова на слоги, значит, так их все и нужно переносить?

    - Но почему-то, буквы заплакали, когда мы заговорили об их переносе в таком виде.

    - А вот еще и на планете Мультяшек беда – буквы, как и у нас, рыдают. Помогите Мультяшкам найти ошибки. (Слайд 16)

    - Буквы плачут, почему? Объясните что к чему? Обсудите  в экипажах.

    - Кто затрудняется или сомневается, возьмите карточку-помощницу (раздаточный материал на каждую парту), она не даст вам сбиться с верного пути.

    Карточка-помощница.

    1.Верно ответив на вопросы и посмотрев на перенос слов, пойми, почему плохо буквам.

    2. Как переносятся слова? Можно ли разрывать слог при переносе?

    3. Слова из одного слога переносятся? Одну букву можно переносить?

    - Итак, почему, буквы заплакали? К какому выводу вы пришли?

    Выводы: (Слайд 17)

    (По ходу исправляются ошибки в словах, слова записываются в тетрадь)

    - Давайте теперь найдем ошибки и в нашем предложении. (Слайд 18)

     В каких словах не совпадает

    деление слова на слоги  и перенос слова? Обсудите в экипажах. 4) . - Молодцы! Вы сами до всего додумались.

    - А теперь, все, что вы выяснили, объедините в одно правило. Обсудите в экипажах.

    Вывод правила:

    - Как переносятся слова?

    - Сравните свое правило, с правилом в учебнике С. 61,63

    - Что заметили? Есть сходство? Отличие?

    - Попробуйте повторить правило по памяти. Работаем в парах.

    3.) Закрепление

    - Теперь,  нужно научиться эти правила применять.

    Но сначала разминка для глаз. (Слайд 19-22)

    Зарядились. Двигаемся дальше к новым знаниям.

    3.1.). Словарная работа.

    И вновь,  у нас на пути планета «словарных слов». 

     - В чем космонавты отправляются в полет? (в специальной одежде – скафандр)

    - Понаблюдаем за словом одежда. (Слайд 23)

    - Запишите в бортовые журналы эти слова, разделяя их для переноса.

    Самопроверка со слайда. Оценивание по критериям в оценочном листе.

    3.2.) - Что нам нужно в космосе?

    - Какие человеческие отношения?

    - А в жизни вашего класса такие отношения нужны?

      А еще: Дружба, забота, внимание, хлеб, еда, соль. (Слайд 24)

    Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы можно их разделить.

    - Разделите на группы слова, запишите:

    1 – те, слова, которые можно переносить. Разделите их для переноса.

    2 – те, слова, которые нельзя переносить.

    Самопроверка (Слайд 25) Оценивание по критериям в оценочном листе.

    Вывод: Что нужно было знать, чтобы выполнить это задание?

    ФИЗМИНУТКА (Слайд 26)

    Не зевай по сторонам,
    Ты сегодня – космонавт!
    Начинаем тренировку,
    Чтобы сильным стать и ловким.
    Повернулись вправо – раз

    Влево – два

    Раз – нагнуться, два – нагнуться

    Три – присесть.

    – А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.

    3. 3) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. (Слайд 27)

    Выбери сам подходящий тебе уровень сложности задания и выполни его прямо в карточке. (Карточки - Приложение 3)

    1. Уровень.

    Раздели слова для переноса по образцу: со-ро-ка.

    Береза, мороз, стол, хорошо, учит.

    2.  Уровень.

    Найди в каждой строчке лишнее слово.

    Заяц, медведь, лев.

    Юла, мяч, кубик.

    3.  Уровень

    Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Запиши, раздели. Придумай свои два примера.

    Дом - _____, клён - ____, …

    Самопроверка по образцу. Оценивание по критериям.

    Выводы.

    - Какие уровни выбрали?

    - У кого 5,4,3, -? Почему?

    - Какие знания и умения понадобились?

    III. Контрольно-оценочный этап.

    Тест. ( Приложение 2)

    1. Как переносятся слова?

    а) по слогам
    б) как поместятся

    2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?

    а) да;
    б) нет

    3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?

    а) да;
    б) нет

    4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?

    а) да;
    б) нет

    Ключ: 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – б.

    Оценивание по критериям. (Слайд 28)

    (Конец полета) - (Слайд 29-30)

    У. Завершаем наш полет
    И готовим звездолет
    К возвращению на Землю.
    И хоть мы не все приемлем,
    Наступает миг – пора!
    Наконец вся детвора
    Из полета возвратилась
    И на Землю приземлилась!

    Выводы:

    Посмотрите на свой лист оценок.  (Оценочная карта - Приложение 3)

    Если у вас “5” больше, чем других оценок, то вы отлично добрались сегодня до вершины знаний.

    Если у вас “4” больше, чем других оценок, то вы на середине пути к вершине, еще немного надо потрудиться

    Если у вас “3” больше, чем других оценок, не расстраивайтесь, обязательно справитесь, ведь вы на верном пути, стараетесь, а значит, доберетесь до вершины обязательно.

    IV. Рефлексия.

    - Чему учились сегодня на уроке?

    - Где затруднялись?

    - Что понравилось?

    - Как вы думаете, все ли случаи деления слов для переноса мы рассмотрели?

    - Значит, вы еще отправитесь к вершинам знаний. Хотите?

    Свои работы после урока сдадите. Все проверим и выставим оценки.

    - Оцените свое настроение

    Домашнее задание на выбор. (Слайд 31)

    1. Стр. 61-63 правило, стр. 34, упр. 112

    2. Стр. 61-63 правило.Придумать и записать 5 слов, которые нельзя перенести.

    3. Придумать предложение со словами, где все слова не переносятся. Записать.

    Дополнительно.

    - Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями.

    Хорошее дело, часто заканчивают песней или стихи на ум приходят.

    Попробуйте сочинить стихотворение – двустишье к нашему уроку.

    Зарифмованы уже последние строчки, вам нужно сочинить только их начало. (Слайд 32)

    1).

    --------------- вопрос

    2).

    ---------------- с переносом

    --------------- перенос.

    ---------------- с носом.

     (Слайд 33) Прозвенел опять звонок и закончился урок!
                        Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберитесь.
                        Это нужно детворе для здоровья, при игре.
                        Спасибо за урок!

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    КАРТОЧКИ

    1. Уровень.

    Раздели слова для переноса по образцу: шко-ла

    Береза, мороз, стол, хорошо, учит.

    _________________________________________________

    _________________________________________________

    2.  Уровень.

    Найди в каждой строчке лишнее слово.

    Заяц, медведь, лев.

    Юла, мяч, кубик.

    3.  Уровень

    Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Запиши, раздели. Придумай свои два примера.

    Дом - __________, клён - __________, …

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ТЕСТ

    Ф.И.________________________________________________

    1. Как переносятся слова?

    а) по слогам
    б) как поместятся

    2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?

    а) да;
    б) нет

    3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?

    а) да;
    б) нет

    4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?

    а) да;
    б) нет


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс "ПЕРЕНОС СЛОВ" учитель начальных классов Шевченко Мадина Леонидовна МОУ СОШ №92 г. Сочи

    Слайд 2

    Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки .

    Слайд 3

    Меркурий Уран Юпитер 1 ряд СОНЯ 2 ряд ВИКА 3 ряд ИЛЬЯ

    Слайд 4

    удачного полета за новыми знаниями!

    Слайд 5

    12 ноября. Классная работа. Вова Валя Вера

    Слайд 6

    В е нера

    Слайд 7

    В космос я лечу, лечу – Словарные слова учу!

    Слайд 8

    Чтобы космонавтом стать, Чтобы космос покорять – Надо очень много знать! Словарная работа

    Слайд 9

    Косм о с, к о см о навт, к о смич е ский, к о см о дром.

    Слайд 10

    Физкультминутка Мы руками хлоп-хлоп, Мы ногами топ-топ, Мы плечами чик-чик, Мы глазами миг-миг, Раз туда, два сюда, Повернись вокруг себя, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

    Слайд 11

    Первым в мире космонавтом стал со- ветский человек Юрий Алексеевич Гага-рин.

    Слайд 12

    Тема: «Перенос слов» Цель: - Научиться переносить слова

    Слайд 13

    Вывод . 1. Слова переносятся по слогам.

    Слайд 14

    Алгоритм деления слов на слоги 1. Посчитай гласные. 2. Отхлопай слоги. 3. Разделяй вертикальной чертой на слоги

    Слайд 15

    Пер | вым в ми | ре кос | мо | нав | том стал со | вет | ский че | ло | век Ю | рий А | лек | се | е | вич Га | га | рин. ПРОВЕРЬ!

    Слайд 16

    ПЛАНЕТА МУЛЬТЯШЕК Уче-ник, сон, шко-ла, дев-очка, сест- ра, ше-я,шар-ик, И-ри-на .

    Слайд 17

    Выводы: - Слог разрывать нельзя. - Слова из одного слога не переносятся. - Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке . - Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать .

    Слайд 18

    Пер | вым в ми | ре кос | мо | нав | том стал со | вет | ский че | ло | век Ю | рий А | лек | се | е | вич Га | га | рин.

    Слайд 19

    Зарядка для глаз

    Слайд 20

    Зарядка для глаз

    Слайд 21

    Зарядка для глаз

    Слайд 22

    Зарядка для глаз

    Слайд 23

    о дежда Это слово пришло к нам из старо-славянского языка, но звучало оно как «одёжа». То, что мы надеваем, и есть одёжа, или на современном языке, одежда. НАДЕТЬ, О ДЕТЬ, О ДЕЖДА. НА-ДЕТЬ, О ДЕТЬ, О ДЕЖ-ДА.

    Слайд 24

    дружба забота внимание еда соль хлеб

    Слайд 25

    друж-ба за-бо-та вни-ма-ние еда соль хлеб

    Слайд 26

    Физкультминутка Не зевай по сторонам, Ты сегодня – космонавт! Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким. Повернулись вправо – раз Влево – два Раз – нагнуться , два – нагнуться Три – присесть. - А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете.

    Слайд 27

    Меркурий Венера Уран Нептун Сатурн Плутон Земля Юпитер Марс Луна Самостоятельная работа

    Слайд 28

    Проверь тест! 1 – а 2 – б 3 – б 4 - б

    Слайд 29

    Завершаем наш полет И готовим звездолет К возвращению на Землю. И хоть мы не все приемлем, Наступает миг – пора! Наконец вся детвора Из полета возвратилась И на Землю приземлилась!

    Слайд 30

    С возвращением домой !

    Слайд 31

    Домашнее задание 1. Стр. 61-63 правило, упр. 112 2. Стр. 61-63 правило. Придумать и записать 5 слов, которые нельзя перенести. 3. Стр. 61-63 правило. Придумать предложение со словами, где все слова не переносятся. Записать.

    Слайд 32

    СОЧИНЯЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ-ДВУСТИШЬЕ 1).--------------- вопрос ---------------- перенос. 2). -------------------с переносом -------------------- с носом.

    Слайд 33

    Прозвенел опять звонок и закончился урок! Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите. Это нужно детворе для здоровья, при игре. Спасибо за урок! Прозвенел опять звонок и закончился урок! Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберитесь. Это нужно детворе для здоровья,при игре. Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

    Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

    Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

    Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

    На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

    Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

    Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

    Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

    Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....