Единственное и множественное число имен существительных. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Овчинникова Елена Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный предмет

Русский язык

Учебник

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык, 2 класс: учебник, 2 часть – М.: ОАО «Московские учебники», 2011

Программа

«Школа России»

Класс

2

Тип урока

Урок фиксации и систематизации нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностная

Тема урока

Единственное и множественное число имен существительных

Цель урока

Создание условий:

-  для получения обучающимися новых знаний по теме,

- для формирования УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)

- для формирования интереса к предмету

Основные термины, понятия

Часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает, признаки имен существительных

Планируемые результаты

Предметные:

- продолжить знакомство с именем существительным, как частью речи;

- наблюдать за значением имен  существительных;

- уметь классифицировать имена существительные по числам;

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные результаты:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные результаты:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные результаты:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цел;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать н выделять необходимую информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые

По способу организации и осуществления познавательной наглядности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии

исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин)

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 1.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?

     

- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам?

-Чего вы ждете от этого урока?

- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

- хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»

- Для того, чтобы получать новые знания.

- Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…

- Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.

- С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

Дети повторяют.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)

Предметные:

- называть предметы и их действия;

- знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения.

Слайд 2.

1. -Что вы любите делать больше всего?

- Тогда давайте начнем наш урок с игры ,я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка».

- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

- Имя существительное обозначает действие предмета?

- В слове вьюга пишется Ъ знак?

- Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?

-В слове яблоко первый звук [й]?

- Слова глупый и умный – антонимы?

- Подлежащее может быть только существительным?

- Мы с вами уже все  знаем о имени существительном?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности

- Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав?

На доске вы видите слова. Давайте прочитаем их.  Выпишите из них только имена существительные.

Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради.

(Деревья ,смелость бег,красиво,бежать,собаки)

- А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали.

- Почему же вы допустили ошибки?

-Как вы думаете в чем трудность?

- На какие группы мы можем разделить выписанные имена существительные?

Играть.

Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!»

Да.

Нет.

Нет.

Да.

Нет.

Да.

Нет.

Нет.Да.

Фронтальная деятельность с проблемно-поисковым акцентом.

Конечно, хотим. А как?

Дети выписывают слова.

-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

- На 2 группы: единственное и множественное число.

Постановка учебной задачи (2-3 мин)

Предметные:

- определять части  слова;

- находить нужные буквы.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Слайд 3.

Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока.

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

.

1.Находить имена существительные среди других слов

2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.

3.Учиться определять число имен существительных.

4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Слайд 4

Слайд 5.

1.На прошлом уроке мы с вами уже начали изучать данную тему. А что вы знаете  о существительном? Что обозначают имена существительные в единственном и множественном числе? Давайте проверим себя по учебнику и прочитаем правило на с.61.

2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в парах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)

Каждая пара получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования:

а)подчеркни имена существительные.

б)докажи, что они являются именами существительными:

-на какой вопрос отвечает слово?

-в каком числе стоит это слово?

в)сделайте вывод

.

Давайте сформулируем общее правило.

Вы все сказали верно. А теперь посмотрите на доску и еще раз внимательно прочитайте слова. У всех ли написанных здесь имен существительных единственного числа можно образовать множественное, и наоборот, от множественного – единственное.

Молодцы!!!

Оцените свою работу в парах.

Дети вспоминают правило

Формирование пары.

Парная деятельность учащихся.

Слова 1ряда:машины,ходьба,корова, ножницы

Слова 2 ряда: собаки, прыжок,стул, бабочки

Слова 3 ряда: сахар, мячи, утка, кошки

Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что?

Все слова обозначают предмет. Слова в ед.ч. обозначают 1 предмет, во мн.ч. – несколько.

 

Нет. У слова ножницы нет формы единственного числа. У слова сахар нет формы множественного числа.

Дети дают оценку работе в своей паре.

Физминутка

Слайд 6

-Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз.

Дети глазками следят за объектами на слайде.

Первичное закрепление во внешней речи.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом?

Верны ли наши предположения?

Теперь применим полученные знания и выполним упражнение 2,с.64 №111. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно разделить слова на три столбика, согласно заданию.  Комментируем свой выбор.

Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.

Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.

Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Оранжевая –высокий уровень, зеленая –средний  уровень, жёлтая – низкий уровень. Проверка со слайда.

Давайте оценим свою работу. По каким критериям будем выставлять шкалу?

В чем испытывали трудности?

Хотим.

Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу.

Затем проверяют работу по эталону( осуществляется индивидуальная деятельность). Для учителя важный момент: идёт процесс адекватности самооценки при выборе уровня.

Кто выполнил задание без ошибок – шкала на высоте. Кто  допустил 1-2 ошибки – выше среднего; 3 ошибки – средний, 4 и более – низкий.

Ответы детей.

Рефлексия

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Над какой темой работали?

Все ли у вас получилось? Какие трудности возникли в вашей работе? Что надо сделать, чтобы их преодолеть?

Оцените свою работу и работу товарищей.

Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.

Работали над темой «Единственное и множественное число имен существительных».

Дети еще раз повторяют правило.

( Фронтальная деятельность)

Парная работа

              1 ряд                                                                                                             2 ряд                                                                                               3 ряд

Машины – (_______?) __________

Ходьба – (_________?)__________

Корова – (________?)___________

Ножницы – (________?)__________

Собаки – (_______?) __________

Прыжок – (_______?) __________

Стул – (_______?) __________

Бабочки – (_______?) __________

Сахар – (_______?) __________

Мячи – (_______?) __________

Утка – (_______?) __________

Кошки  – (_______?) __________

Машины – (_______?) __________

Ходьба – (_________?)__________

Корова – (________?)___________

Ножницы – (________?)__________

Собаки – (_______?) __________

Прыжок – (_______?) __________

Стул – (_______?) __________

Бабочки – (_______?) __________

Сахар – (_______?) __________

Мячи – (_______?) __________

Утка – (_______?) __________

Кошки  – (_______?) __________

Машины – (_______?) __________

Ходьба – (_________?)__________

Корова – (________?)___________

Ножницы – (________?)__________

Собаки – (_______?) __________

Прыжок – (_______?) __________

Стул – (_______?) __________

Бабочки – (_______?) __________

Сахар – (_______?) __________

Мячи – (_______?) __________

Утка – (_______?) __________

Кошки  – (_______?) __________

1 группа (низкий уровень) – желтая карточка

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 

Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь.

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 

Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь.

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 

Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь.

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 

Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь.

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 

Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь.

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 

Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь.

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 

Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь.

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 

Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь.

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. 

Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь.

2 уровень (средний) – зеленая карточка

Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы.

  Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы.

Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы.

  Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы.

Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы.

  Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы.

Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы.

  Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы.

Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы.

  Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы.

Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы.

  Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы.

3 уровень (сложный) – оранжевая карточка

Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа

ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог.

Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа

ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог

Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа

ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, легушка, сопог

Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа

ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог

Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа

ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог

Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа

ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новый день – новые знания!

Слайд 2

Деревья , смелость бег, красиво, бежать, собаки.

Слайд 3

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных.»

Слайд 4

Правила сотрудничества

Слайд 5

Алгоритм выполнения исследования: а)подчеркни имена существительные. б)докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -в каком числе стоит это слово? в)сделайте вывод Машины – (_______?) _________ Ходьба – (_______?)_________ Корова – (_______?)_________ Ножницы – (_______?)_________ Собаки – (_______?)__________ Прыжок – (_______?)__________ Стул – (_______?)__________ Бабочки – (_______?)__________ Сахар – (_______?)__________ Мячи – (_______?)__________ Утка – (_______?)__________ Кошки – (_______?)__________

Слайд 6

Физминутка

Слайд 7

Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, малина, тетрадь.

Слайд 8

Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы. Уч_ники , кла (с/ сс ) ы , к_ровы , д_ревни , п_льто , с_роки , к_р_ндаши , р_бята , м_дведи , м_розы .

Слайд 9

Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа Родена, ресунок , лапата , дароги , копуста , каньки , асины , пасуда , адежда , снигири , легушка , зямлени ка

Слайд 10

Учителя, машины, девочки, ягоды, собаки, вороны, тетради . 1 группа: 2 группа: Уч е ник, кла сс , к о рова, д е ревня, п а льто , с о рока, к а р а ндаш, р е бята , м е дведь, м о роз. 3 группа: Р и сунки, л о паты, д о рога, меб е ль, к о ньки , о сина, л я гушка,з а вод , сн е гирь, с а поги.

Слайд 11

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...

Конспект урока русского языка во 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"

Познакомить с понятиями единственное и множественное число имен существительных....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Единственное и множественное число имен существительных"

Урок русского языка. 2 класс.  По теме: "Единственное и множественное число имен существительных"  по учебнику В.П. Канакина В.Г. Горецкий Цель: познакомить учащихся с понятиями : единс...

Единственное и множественное число имен существительных 2 класс

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Единственное и множественное число имен существительных"...