Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4klasse.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 4классе

Тема урока: «Словосочетание»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:  знакомство со словосочетанием как синтаксической единицей и видами связи в нем.

Задачи:

1)способствовать развитию умения самостоятельно создавать и применять правильные конструкции словосочетаний;

2) продолжить воспитание интереса к предмету.

Оборудование: рисунки ко всем этапам урока, компьютеры, проектор.

Методические приемы: словесный, наглядный, исследовательский.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Интрига « Какую работу волшебника Синтаксиса вы выполнили?»
  4. Объяснение темы урока.
  5. Физкультминутка.
  6. Релаксация. Обобщение – тест.
  7. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

1). Прежде, чем мы продолжим наше путешествие в страну волшебника Синтаксиса, я прочитаю вам письмо, полученное от моей подруги-учителя русского языка, которое она адресовала вам – моим ученикам, узнав от меня о теме, которую вы изучаете.

Эти капризные словосочетания

   Расскажу я вам, друзья, историю, которая произошла с моей давней знакомой – четвероклассницей  Настей.

  …Начали они изучать словосочетания. Учительница дала задание составить несколько словосочетаний. Девочка аккуратно выполнила это задание, а Светлана Ивановна (так звали учительницу) почти все примеры вычеркнула. Расстроенная Настя пришла ко мне, показала свою тетрадь. И вот какой разговор у нас состоялся. Послушайте!

- Не огорчайся! Словосочетания – ужасно капризные создания, их характер надо хорошенько изучить. Так…первый пример: посреди двора. Гм, Светлана Ивановна права: это не словосочетание.

- Но почему? Словосочетание – это соединение слов, вот я и соединила два слова…

- Правильно, в словосочетании должно быть не менее двух, но обязательно самостоятельных слов, и каждое из них – отвечать на определенный вопрос.

- Ох, совсем забыла: посреди – это предлог, служебная часть речи!

- Теперь посмотрим другой пример: девочки и мальчики. К сожалению, и это не словосочетание.

- Но здесь же два самостоятельных слова! Я соединила их вместе союзом и, он так и называется – соединительный…

- Видишь ли, Настенька, не всякое соединение слов может быть словосочетанием. Запомни: в словосочетании одно самостоятельное слово непременно должно подчинять себе другое, т.е. связь между ними должна быть подчинительной. Кстати, третий пример у тебя правильный: интересная игра. Какое слово здесь главное?

- Игра. Ставим от него вопрос: какая игра? интересная. Это зависимое слово.

- Ну вот, связь между ними подчинительная. А в примере девочки и мальчики связь между словами называется сочинительной: эти слова равноправны, независимы друг от друга… Ну-ка, прочти четвертый пример:

- Дети играют.

- Ты считаешь, что это словосочетание?

- Так ведь второе слово зависит от первого: Кто? – дети; что делают? – играют.

- Но ведь это подлежащее и сказуемое!

- Ой, это же не словосочетание, а предложение!

- Конечно. Связь между такими словами называется предикативной, и характерна она только для предложений. Какие там у тебя ещё примеры?

- Ещё Светлана Ивановна вычеркнула у меня словосочетания  будем играть, самая высокая, друг за другом.

- А ты присмотрись внимательно к своим примерам. Каждое из них можно заменить одним словом: будем играть – поиграем; самая высокая – высочайшая; друг за другом – поочередно. К любому из них можно поставить только по одному вопросу: что будем делать? Какая? Как?

- Значит, я неправильно записала их, думая, что это словосочетания. В предложении каждое из них будет одним членом: первое – сказуемым, второе – определением, третье – обстоятельством.

- Правильно! Значит, что надо учитывать, если перед тобой соединение нескольких слов?

- Чтобы там было не менее двух самостоятельных, каждое из которых отвечает на один вопрос; чтобы связь между ними была подчинительной, а не сочинительной или предикативной, иначе это будет не словосочетание, а предложение.

- Молодец, Настенька!

   Так закончилась наша беседа. А через несколько дней ко мне снова забежала Настя, но уже радостная: получила за словосочетания «пятерку».

2). Работа по первому рисунку.(Проекция на экране)

Стояли на своих местах в словаре а, не, перо, писать, ум.

  • Что же из них можно составить? (О, получается прекрасное предложение: Не пером пишут, а  умом.)
  • Запишите предложение и выделите словосочетания (пишут пером, пишут умом).
  • Какую работу волшебника Синтаксиса вы выполнили? (Составили словосочетания и предложения)
  1. Новый  материал.

Работа по второму рисунку. (Проекция на экране)

Идут два человека. Так можно изобразить простое словосочетание (например, читать книгу, интересный рассказ), которое состоит из двух знаменательных слов. В словосочетании есть главное слово (это мама), ему подчиняется зависимое (сын).

  • Как они соединяются? (По смыслу (это родственники) и грамматически (мам держит за руку сына)
  • Весь класс приводит цепочкой примеры словосочетаний.

Работа по третьему рисунку. (Проекция на экране)

  • Как можно распространить простое словосочетание, вы видите на схеме. Приведите свои примеры.
  • Сценка.

После урока Придумкин дёрнул за рукав Самоделкина:

- Читай!

- Быстро и очень ловко, с большим азартом точными ударами вбить тяжёлым железным молотком на длинной берёзовой ручке толстый ржавый гвоздь с отбитой шляпкой в среднее бревно стены старого, давно разрушенного сарая.

- Здорово! – едва отдышался Самоделкин. – Только кому, кроме тебя, это чудовище нужно?

  • Учитель. Думаю, все согласятся с Самоделкиным. То, что годится для игры «У кого больше», не годится для общения: в речи мы должны стремиться к точности и краткости.

Работа по четвёртому рисунку. (Проекция на экране)

  • Составьте простое и сложное словосочетание.

Бежать – к репке – большой

Бежать     -   быстро

                 -  к репке

Работа по пятому рисунку. (Проекция на экране)

 В словосочетании есть слова – «командиры» и слова – «рядовые», которые подчиняются «командирам» разными способами (следите по рисунку)

  При согласовании зависимое слово во всём уподобляется главному: в роде, числе, падеже (хорошая книга, белые листы), оно так же полностью приспосабливается к форме главного слова, как жидкость принимает форму сосудов.

Еловый              украшения

                                           Слабая                 шишка

                                           Ёлочное              гололёд

При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово – «командир» (например, читать книгу, думать об уроках, погонять лошадь).

Готовить         ошибка

Ездить           концерт

Указать           автобус

Работа по шестому рисунку. (Проекция на экране)

 Примыкают только неизменяемые слова, поэтому ни предлог, ни окончание не могут быть звеньями связи. Зависимое слово тяготеет к главному по смыслу, словно металлические предметы к магниту.

  • Составьте примеры по рисунку и добавьте свои.

Идти                 быстро

                                               Работать             утром

                                               Смеяться          весело

Работа по седьмому рисунку.

Несколько слов, взятых из словаря, напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи (и, костёр, небольшой, около, опять, охотник, полночь, сидеть, собака, у). Начинаем выбирать «бусинки» - слова, ставить их в определенной форме и последовательности нанизывать на нитку. Из Бусинок получаются бусы, из слов – предложение (Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра).

  Интонационная и смысловая законченность, которая есть у каждого предложения, то же, что и нитка для бусинок: они собирают разрозненные слова в законченное единство.

  Слова связаны в предложении не только по смыслу и интонационно, но и грамматически.

Работа по восьмому рисунку. (Проекция на экране)

Найди среди слов «рядовых» и «командиров» и построй их. Затем нанижи слова – «бусинки» на две «нитки».

В, дуб, старинный, парк, Тургенев, уцелел.

Вспомнить, он, о писатель, Часто.

  • Физкультминутка. Релаксация глазных мышц (комплексное упражнение).
  1. Обобщение – тест. (Выполняется на компьютерах. Учащиеся самостоятельно выбирают форму работы: работа в паре или самостоятельная работа по первым двум заданиям, т.к. 3-4 задания – повышенной трудности.)

1). Сколько самостоятельных слов может быть в простом словосочетании?

А) 3; Б) 4; В) 2; Г) 1.

2).Как связаны слова в словосочетании?

А) по смыслу;

Б) орфографически;

В) интонационно;

Г) грамматически.

3). Отметьте простые словосочетания.

А) быстро бежать по дорожке;

Б) подходят к аллее;

В) внимательно и быстро читал;

Г) над соседним лесом.

4). Найдите словосочетание, в котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

А) багровое солнце;

Б) взять книгу;

В) красиво рисовать;

Г) смеяться громко.

  1. Домашнее задание: Составьте и разберите три простых и три сложных словосочетания .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...