Рабочая программа "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Назарова Ольга Геннадиевна

Внеурочная деятельность в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika.odt24.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           

                                                                                                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N 3»

г. Сасово Рязанской области

Обсуждено на заседании МО                                                                              «Утверждаю»                                                                                                                                                                                            

  Протокол № ____ от      25.08.2015                                                       Директор МБОУ СОШ N 3        

Руководитель МО __________                                                                 ________С.Н. Сарычева        

                                                                                                                                           

Разрешено к применению

на заседании МС

протокол №1 от 31.08.2015

Руководитель МС   ______  Н.П. Гудаева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по курсу «Занимательная грамматика»

2 класс

учитель: Назарова О.Г.

2015-2016 учебный год

г. Сасово

                                                                                                                           Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М.:Просвещение,2014г );  примерных программ внеурочной деятельности ;авторской программы  Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Удивительный мир слов» (сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы /под редакцией Н,Ф, Виноградовой . М.: Вентана Граф., 2012.) ;  плана внеурочной деятельности  МБОУ СОШ №3 (протокол №1 от    )

                                                                                                                                        Цели курса

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

.                                                                                                                               Общая характеристика курса

. «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

     

                                                                                                                             Место курса в учебном плане.

 Изучение факультатива целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

                                                                                                            Ценностные ориентиры содержания курса.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

                                                                                                               Планируемые результаты освоения предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту

и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

                                                                       

                                                                                                                                  Содержание программы

2 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

                                                                                                               

                                                              Тематическое планирование

№п/п

№ в теме

Дата

факт

Дата

план.

         Название раздела, темы

Основные виды деятельности учащихся

1

1

Мир полон звуков (7 ч)

Звуки вокруг нас

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

2

2

Фабрика речи.

3

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

4

4

Полоса препятствий.

5

5

Рисуем звуками.

6

7

6

7

Трудности словесного ударения

Презентация проекта « Как я говорил, когда был маленьким»

8

1

Азбука, прошедшая сквозь века (6 ч)

Буквы старые и новые.

— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов

9

2

Так считали наши предки.

10

3

Страницы древних книг.

11

4

Живая и весёлая буква алфавита

12

13

5

6

Загадки русской графики

Экскурсия в школьную библиотеку.

14

1

Всему название дано (5 ч)

Рождение языка.

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

15

2

Сколько слов в языке?

16

3

Имена, имена, имена…

17

4

Увлекательные истории о самых простых вещах.

18

5

Словари — сокровищница языка

19

1

Как делаются слова (4 ч)

«Дальние родственники».

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

20

2

Слова «готовые» и «сделанные».

21

3

Есть ли «родители» у слов?

   

22

4

Внимание, корень!

23

1

Секреты правильной речи (13 ч)

Словарное богатство русского языка.

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

24

2

Что нам стоит слово построить?

25

3

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».

26

4

Выбираем точное слово.

27

5

Одно или много?

28

6

Когда у слов много общего?

29

7

Когда значения спорят?

30

8

Слова одинаковые, но разные.

31

9

«Местные жители» и «иностранцы».

32

10

Как рождаются фразеологизмы?

33

11

Выбор фразеологизма в речи.

34

12

Решение кроссвордов. Заключительное занятие.

 

                                                   

                                                  Описание материально технического обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

  1. Наборное  полотно, образцы письменных букв.
  2. Касса букв и сочетаний.
  3. Модели звукового состава слова.
  4. Лента букв.
  5. Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых).
  6. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
  7. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

Технические средства обучения

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Электронные учебные пособия:
    Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс
  2. Классная доска магнитная с креплениями для таблиц.
  3.  Персональный компьютер с принтером.
  4. Ксерокс.
  5. Мультимедийный проектор.
  6. Экспозиционный экран 150 х 150.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Учебно-практическое оборудование

  1. Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольник, ластик.
  1. Материалы: бумага писчая.

Оборудование класса

  1. Ученические двуместные столы с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Рабочая программа "Занимательная грамматика".

Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....