ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ШКОЛА РОССИИ
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Бойко Наталья Александровна

КТП по русскому языку УМК Школа России в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx58.38 КБ

Предварительный просмотр:

урока

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Развитие речи

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомиться с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Фонетика, орфоэпия, графика

  • характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Лексика

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Морфология

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Синтаксис

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Орфография и пунктуация

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

  • Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

1

Язык и речь ( 2 ч)

Наша речь. Виды речи.

1

Наш  язык.

1

Текст. Предложение. Словосочетание ( 14 ч)

Текст. Типы текстов.

1

Текст. Типы текстов.

1

Предложение.

1

Виды предложений по цели высказывания.

1

Виды предложений по интонации.

1

Предложение с обращением.

1

Обучающее изложение.

1

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.

Входящая контрольная работа (тест)

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Простое и сложное предложение.

1

Простое и сложное предложение.

1

Словосочетание

1

Словосочетание

1

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

Работа над ошибками. Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

Синонимы и антонимы.

1

Омонимы.

1

Слово и словосочетание.

1

Фразеологизмы.

1

Обучающее изложение.

1

Работа над ошибками. Части речи.

1

Имя существительное.

1

Имя прилагательное

1

Глагол

1

Имя числительное как часть речи

1

Однокоренные слова

1

Звуки  и буквы. Гласные звуки.

1

Звуки  и буквы. Согласные звуки.

1

Звонкие и глухие согласные звуки.  Разделительный ь.

1

Обучающее изложение.

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

Проект «Рассказ о слове».

1

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

1

Работа над ошибками. Состав слова (16 ч)   Корень слова.

1

Как найти в слове корень.

Контрольный словарный диктант.

1

Сложные слова.

1

Формы слова.  Окончание.

1

Формы слова. Окончание

Контрольное списывание

1

Приставка — значимая часть слова

1

Значение приставок

1

Суффикс. Как найти в слове суффикс

1

Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов

1

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе».

1

Основа слова.

1

Обобщение знаний о составе слова

1

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

1

Обучающее  изложение

1

Проект «Семья слов».

1

Правописание частей слова (29 ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Правописание слов  с безударными гласными в корне

Правописание слов  с безударными гласными в корне

1

Правописание слов  с безударными гласными в корне

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Обучающее изложение.

1

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».

1

Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».

1

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

1

Правописание суффиксов и приставок

1

Правописание суффиксов и приставок.

1

Правописание суффиксов и приставок

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Правописание приставок и предлогов

Контрольный словарный диктант

1

Правописание слов

с разделительным твердым знаком (ъ)

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

Контрольное списывание

1

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

Обучающее изложение Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

Работа над ошибками.

1

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».

1

Проект «Составляем орфографический словарь».

1

Части речи (76 ч)

Части речи.

1

Имя существительное

1

Имя существительное

1

Одушевленные и неодушевленные имена

существительные

Устаревшие слова.

1

Одушевленные и неодушевленные имена

существительные

1

Обучающее  изложение

1

Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные

1

Проект «Тайна имени»

Собственные и нарицательные имена

существительные.

1

Число имён существительных.

1

Число имён существительных.

1

Род имен существительных

1

Род имен существительных

1

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

Обучающее изложение.

1

Контрольный  диктант по теме «Имя существительное»

1

Склонение имён существительных.

1

Падеж имён существительных.

1

Падеж имён существительных.

1

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

Именительный падеж

имен существительных

1

Родительный падеж

имен существительных

1

Дательный падеж имен существительных

1

Винительный падеж

имен существительных

1

Творительный падеж

имен существительных

1

Предложный падеж имен существительных

1

Обучающее изложение.

1

Все падежи.

1

Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного».

1

Сочинение по картине К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень».

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

Проект «Зимняя страничка».

1

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

Роль прилагательных в тексте.

1

Текст-описание.

1

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь».

1

Род имён прилагательных.

1

Изменение имен прилагательных по родам

1

Изменение имен прилагательных по родам

1

Число имён прилагательных.

1

Число имён прилагательных.

1

Изменение имен прилагательных

по падежам

1

Изменение имен прилагательных

по падежам

Изменение имен прилагательных

по падежам

1

 Обобщение знаний

об имени прилагательном

1

 Обобщение знаний

об имени прилагательном

1

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

1

Обобщение знаний

об имени прилагательном

1

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

Личные местоимения

1

Изменение личных местоимений по родам.

1

Местоимение.

1

Местоимение.

1

Обучающее изложение.

1

Значение и употребление глаголов в речи.

1

Значение и употребление глаголов в речи.

1

Неопределённая форма глагола.

1

Неопределённая форма глагола.

1

Число глаголов.

1

Число глаголов.

1

Времена глаголов.

1

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

1

Изменение глаголов по временам

1

Изменение глаголов по временам

1

Обучающее изложение.

1

Род глаголов в прошедшем времени.

1

Род глаголов в прошедшем времени.

1

Правописание частицы не с глаголами.

1

Правописание частицы не с глаголами.

1

Не с глаголами

1

Правописание не с глаголами

1

Обобщение знаний о глаголе

1

Повторение изученного

материала

1

Контрольный диктант по теме «Глагол». 

1

Повторение ( 14 ч)

Части речи.

1

Части речи.

1

Обучающее изложение.

1

Обобщение изученного о слове, предложении.

1

Правописание окончаний имён прилагательных.

Правописание приставок и предлогов

1

Правописание безударных гласных.

1

Правописание значимых частей слова.

1

Итоговый контрольный диктант.

1

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

1

Обучающее изложение.

1

Текст.

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».

КВН «Знатоки русского языка».

В рабочей программе предусмотрено проведение:

- работ по развитию речи – 20 ч

- проектов – 6 ч

- словарных диктантов – 4 ч

- контрольных работ – 4 ч

- контрольных диктантов – 4 ч

- тестирование – 2 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс

Планирование создано с основными требованиями ФГОС (с УУД), включает пояснительную записку...

Планирование курса: «Русский язык. Письмо» школа России

           Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...

Тематическое планирование по русскому языку фгос школа россии 1 класс

Тематическое планирование по русскому языку фгос школа россии 1 класс...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс....