Перенос слов (план урока)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

План и конспект урока по ФГОС на тему "Перенос по словам". Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ урока

120

Предмет

Русский язык

Учитель

Нигматуллина Елена Николаевна

Дата проведения

5.02.2016

Класс

1 «Б» класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Название урока

Перенос слов

Учебные пособия

Учебник по математике

Дополнительные материалы

Интерактивная доска, устройства мультимедиа, презентация

Цели урока

Обучать школьников каллиграфическому правилу переноса слов; ознакомить со всеми случаями возможного переноса слов; развивать умение слышать и видеть в словах “опасные” места (орфограммы), память, мобильность и творческую самостоятельность школьников; соединяя игровую и обучающую формы деятельности прививать любовь к русскому языку, развивать культуру общения, ощущение взаимовыручки. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала.

                                                                                                                                                   

Планируемые результаты:

  • предметные: переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;
  • личностные:  проявлять учебно-познавательный интерес к  учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;

 

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: определять цель деятельности на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;
  • познавательные:  составлять алгоритм под руководством учителя;  делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • коммуникативные: слушать и понимать речь других;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с  одноклассниками.

Методы обучения: Проблемно - поисковый метод; технологии: учебная игра, базотметочное обучение, проблемное обучение, ММК.

Организация пространства: Работа индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные понятия: слог, ударение, однокоренные слова.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: учебник русского языка авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»), демонстрационная таблица, карточки с групповыми заданиями, тетради, презентация по теме урока.


ПЛАН УРОКА

1. Организационная часть

Осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя, в получение знаний.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, 
На уроке не зевать, 
А работать и писать.

На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все…(видят.)

Ваши уши внимательно слушают и все… (слышат.)

Ваши головы хорошо…(думают.)

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, урок пройдет интересно и увлекательно.

Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

2. Сообщение темы и цели урока

Определить вместе с учениками тему и цели, составить план урока, нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Рисование «бордюра».

Отгадайте, кто это:

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

Конечно, это улитка.

Нарисуем улитку на строчке.

 2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.

 - Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова.

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами.

- Какую роль в словах играют буквы мягкий и твердый знак?

 

3. Чтение слов, их запись.

- Запишите слова, диктуя их по слогам. Подчеркните Ь и Ъ знак в словах.

  • Подчеркните слово, состоящее из одного слога.
  • Обведите в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.
  • Обведите в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.

Ученики проговаривают написание
букв и прописывают по образцу.

Ь, Ъ, Ы

Пишут слова с буквами «Ь « и «Ъ», проговаривая по слогам.

На доске слова: крот, сырок, яма.

3. Актуализация опорных знаний и умений

Повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая учеников в конкретную деятельность по решению учебных задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Рассмотрите рисунок.

- Какие слова составили зверята? 
- Какое слово лишнее?
- Запомните слова КОРОВА, СОБАКА.

- Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.

Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела, чтобы она всегда была рядом с ней.
- Ну, хорошо, сказали ей, будем писать тебя «бока».

- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака.- Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.

Так и до сих пор пишут.

(По О.Соболевой)

Запишите эти словарные слова в тетрадь.

Записывают в тетради слова с комментированием.

4. Изучение нового материала

Формирование новых способов решения задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- О каком сказочном герое эти слова?

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …

-Кто еще из героев сказки находится рядом с Незнайкой? И над каким вопросом он задумался?

-Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

 

-Как вы думаете: переносить слово нужно по правилам или так, как вам захочется? Что бы вы предложили?

Сообщение темы урока.

-Какова цель урока?

-Сегодня вы узнаете правила переноса. Потренируетесь в переносе слов.

-Закончите предложения:

Хочу научиться…

Узнáем, как…

Необходимо понять…

Вместе разберёмся…

-Что значит перенести?

-Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести слово группа.

Фиксирую варианты переноса на доске.

-Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова!

-Задание было одно?

-Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

-Да, ребята, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

Незнайка.

Мы перенесем это слово.

Обсуждаются различные варианты, выдвинутые детьми, выбирается оптимальный вариант.

Дети предлагают варианты.

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и предлагают варианты переноса.

Гру-ппа, груп-па, групп-а.

Да.

Как переносить слова; правила переноса слов.

5. Закрепление изученного материала

Подтверждение выдвинутых гипотез, убеждение в правильности решения поставленных учебных задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Сейчас вы будете работать в группах. В каждой группе надо выбрать ответственного за выполнение заданий. Какова его роль?

-У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

 План работы такой:

1. Прочитай слова.

2. Обрати внимание на выделенные буквы.

3. Посмотри, где стоит знак переноса.

4. Сформулируй правило переноса слов.

-Что должно получиться у каждой группы в результате работы?

-Сколько правил у нас получится?

-Слушаем результаты работы групп. 1-я группа, прочитайте слова хором, обращая внимание на перенос.

-На что обратили внимание и какой сделали вывод?

-Все согласны с выводом группы?

- Слушаем вторую группу.

- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос.

-На что обратили внимание и какой сделали вывод?

- Все согласны с выводом второй группы?

-Слушаем третью группу.

- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос.

- На что обратили внимание и какой сделали вывод?

-Все согласны?

-Сколько правил мы открыли? Проговорим их еще раз, пользуясь схемами-моделями.

-Сравним наши правила с правилами учебника. Все ли мы сделали правильно?

-Помогите Незнайке составить алгоритм: как вы будете действовать, если надо перенести слово.

Я фиксирую на доске:

  1. Читаю слово.
  2. Делю на слоги.
  3. Вспоминаю, какое правило подходит.
  4. Записываю.

Из предложенных Незнайкой слов:осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать:

Мальчикам – слова, которые можно переносить.

Девочкам: слова, которые нельзя переносить.

-Проверьте друг у друга, обменявшись тетрадями.

Отслеживаю, чтобы каждый ребенок выражал свое мнение и работал по плану.

Правило переноса слова.

Сколько групп, столько и правил.

Дети читают: ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.

Слово переносится по слогам. Одну букву на строке оставлять нельзя.

Показ задания. Все читают хором: кас-са, тон-на.

Если есть две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания. Все читают хором: конь-ки, зай-ка, подъ-езд.

Ъ, Ь и Й нельзя отделять от предыдущего слога.

Проговаривают все правила, используя схемы-модели.

Сравнивают с учебником (с. 37), делают вывод: мы открыли больше правил.

Дети выполняют задание.

Применяют правила, опираясь на алгоритм, объясняют перенос.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Выполняют движения.

Встали, руки на пояс поставили, левую ногу поджали, наклоны вправо, влево, поменяли ноги и тихо сели.

6. Оценивание работы учащихся

Самооценка учеником своих учебных достижений.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Какое открытие мы сегодня сделали?  

-Для чего нам понадобятся эти правила?

-Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным?

Выучили правило переноса слов.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке и организуется рефлексия и самооценка учениками своей собственной деятельности.

7. Итог урока

Сообщение результатов решения учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Дети заканчивают предложения в зависимости от своего эмоционального состояния, впечатления от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

План урока русского языка во 2 классе по теме "Перенос слов" ( Школа России)

Русский язык 2 класс («Школы России»)Тема. Перенос слов.Цель. Развитие умения делить слова на слоги и переносить по слогам.           Формирование уме...

"Перенос слов". Конспект урока по русскому языку во 2 классе(для детей ЗПР)

КОНСПЕКТ   УРОКА                       Предмет:...

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии (для зачётной работы в СИПКРО)...

Перенос слов. Конспект урока русского языка в 1 классе. УМК "Школа России"

Данный урок направлен на изучение правил переноса слов по слогам с мягким знаком и буквой Й в середине слова. Это второй урок по теме "Перенос слов"....

Перенос слова. (2 урок) 1 класс

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Перенос слова"...

"Перенос слов" конспект урока 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ "ПЕРЕНОС СЛОВ" 2 КЛАСС...