Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Ионова Марина Владимировна

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии (для зачётной работы в СИПКРО) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl_perenos_slov.doc867 КБ
Файл 1_klass_perenos_slov.pptx711.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

с использованием проблемно-диалогической технологии


Правила переноса слов

ФИО (полностью)

Ионова Марина Владимировна

Место работы

МБОУ СОШ №101 Кировского района г.о.Самара

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

1

Тема и номер урока в теме

Перенос слов.

Урок №1

Базовый учебник

«Русский язык (первые уроки)», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2011 г.  

  1. Цель  урока: ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
  2. Задачи: 

- обучающие познакомить детей с правилами переноса слов; сформировать представление о правилах переноса слов;

-развивающие развивать умения анализировать, работать с разными источниками информации; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, воображение;

-воспитательные воспитывать уважительное отношение к языку как носителю русской культуры, учить работать в группах.

Планируемые результаты:

предметные:

 переносит слова с одной строки на другую по алгоритму

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
  • понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  1. Тип урока урок открытия нового знания.
  2. Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование
  4. Структура и ход  урока

 

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

 Организационный этап.

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствие.

- Проверим готовность. По каким критериям?

Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.

 

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Работа в тетради.

  1. Чистописание.
  2. Работа с рядом слов:

Прочитайте слово, в котором:

-  ь – разделительный

- ь – обозначает мягкость согласного звука

- есть хитрые буквы, почему хитрые?

- состоит из 3 слогов

- из 2 слогов

- односложные слова.

Какие знания понадобились?

Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?

Обозначим.

  1. Прочитайте ряд слов.

На доске карточки со словами с пропущенными буквами:

Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса,

- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?

- Почему ты считаешь, что я права (не права)?

Какое задание можно выполнить со словами?

- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее?

Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.)

Учащиеся работают с рядом слов.

Роль Ь, правило определения слогов.

Обозначить гласные буквы.

Учащиеся читают ряд слов:

Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,

Учащиеся делают выбор.

Обоснование детьми своего выбора?

Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)

Предположения детей.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

 Постановка учебной задачи

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

1.Уберём  лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы.

(учитель пишет на доске или один из учащихся)

Слово не входит на строку.

- Что же делать?

- Что значит перенести?

2.  Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?

- Какие у вас идеи?

Учитель фиксирует варианты переноса на доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

Задание было одно?

Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

Как вы думаете, какая тема урока?

3.Учитель фиксирует тему на доске: Правила переноса слов

Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?

О чём это нам может говорить?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.

Какие задачи поставим перед собой

ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика) 

Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.

Надо слово перенести

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.

Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.

Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…

Да

Как переносятся слова.

Как переносить слова; правила переноса слов.

Во множественном.

Наверное, их много, несколько.

Открыть правила переноса, научиться переносить слова.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы   урока.

 Открытие «нового» знания

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия 

инструкция

целеполагание

предъявление результата

Сейчас вы будете работать в группах.  Значит, в каждой группе нам надо выбрать командира. Какова его роль?

У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

А план работы такой.

(слайд)

     1. Прочитать слова

     2. Обратить внимание на выделенные буквы

  1. Посмотреть, где стоит знак переноса
  2. Сформулировать правило переноса слов.

Что   должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Слушаем результаты работы групп.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. Слайд 4

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:

О чём говорит эта схема?

Слушаем вторую группу. Слайд 5

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:  

...С — С...

Слушаем третью  группу. Слайд 6

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске:

  ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….

Слушаем четвёртую группу. Слайд 7

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод

Вы согласны с выводом группы?

Фиксируем модель:

Что случилось, почему буква плачет?

Почему изменилось настроение?

Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 8

А почему нельзя переносить?

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Правило переноса слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Представитель от 1 группы показывает задание.

Все читают слова: то-пор, вес-на…

 Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

По слогам!

Показ задания.

Все читают хором слова: кас-са,  тон-на

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания.

Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд

Выделены Ъ, Ь, Й. Знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)

Показ задания.

Все читают хором слова: Обед, краЯ…

Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.

Не хочет стоять одна!

Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна.

Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх.

Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет.

Слова переносятся только по слогам!

Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической

Реализация построенного проекта:Структу-рирование полученных знаний

Построение нового способа действия

Сколько правил мы открыли?

Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.

     Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово.

Фиксирует на доске:

1.Читаем слово.

2.Делим на слоги

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем

Слайд 9

Почему выделены слова «вспоминаем правило»?

Физминутка  

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше  правил.

   

Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.

 

Можем перенести неправильно

Составленный алгоритм переноса слов

Первичное закрепление нового способа действия

Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий

Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку?

Слайд 10

Из предложенных слов

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён.

Выписать:

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты)

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Выяснение понимания задания

Будут ли у вас одинаковые слова?

Взаимопроверка.

Есть ли у вас совпадения?

Проверить вслух.

Самопроверка Слайд 11

Не могли перенести слово МАССА.

Применяют алгоритм и объясняют перенос.

Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.

нет

Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.

Применяют правила, объясняют перенос.

Выполненное задание

Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Какое открытие мы сегодня сделали?

Для чего нам понадобились эти правила?

Как нам удалось открыть правила.

Что понравилось на уроке?

Оцените себя с помощью таблицы.

Слайд 12

Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки)

Правила переноса слов.

 не смогли перенести слово.

Мы работали в группах, выполняли задание.

Дают словесную оценку и цветовую.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности


ИНСТРУКЦИЯ

  1. Прочитайте слова на листе.
  2. Обратите внимание на выделенные буквы.
  3. Посмотрите, где стоит знак переноса.
  4. Догадайтесь, какое здесь правило переноса.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

ре-бя-та
вес-на
сол-ныш-ко

Вывод: слова переносятся по слогам.

май-ка
ла
й-ка
ча
й –ка

Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

день-ки
бул
ь-он
от
ъ-езд

Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

кас-са
ва
н-на
ма
с-са

Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяютсязнаком переноса.

яма
ли – ни
я
яго-да

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 1 классе «Перенос слов» ОС «Школа 2100» Ионова Марина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 Кировского района г.о.Самара

Слайд 3

Су __ ота , с _ рока , кла __ , гру __ а , то __ а , ма __ а .

Слайд 4

Су бб ота, с о рока, кла сс , гру пп а, то нн а, ма сс а.

Слайд 5

Правила переноса слов

Слайд 7

Мы - исследователи План работы : Прочитайте слова на листе. Обратите внимание на выделенные буквы. Посмотрите, где стоит знак переноса. Догадайтесь, какое здесь правило переноса.

Слайд 8

то-пор вес-на ре-бя-та сол-ныш-ко слово переносится по слогам

Слайд 9

ка с – с а ва н – н а ма с - с а А н - н а если в середине слова две одинаковые согласные буквы, то знак переноса ставится между ними ...С — С...

Слайд 10

ма й -ка ча й – ка ден ь -ки кон ь -ки от ъ -езд буквы Й, Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку ...Ъ-.., …Ь-.., …Й-…

Слайд 11

О бед кра я я ма е жи нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву

Слайд 12

слово из 1 слога не переносится ток лук страх сон

Слайд 13

...С — С... ...Ъ- … … Ь- … … Й- …

Слайд 14

Алгоритм «К ак действовать, если надо перенести слово» Делим на слоги Записываем Вспоминаем правило Читаем слово

Слайд 15

Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён .

Слайд 16

Кас-са , доль-ка , ве-тер , лай-ка, яго-да . Осень, юла, пень, сорт, клён .

Слайд 17

Сегодня на уроке: Я научился… Было интересно… Было трудно… Могу похвалить себя за то, что… Могу похвалить одноклассников за то, что… Больше всего мне понравилось… Мне показалось важным… Для меня было открытием…

Слайд 18

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И           ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО    СКЛОНЕНИЯ....

План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непрои...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....