Понятие имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Никулина Татьяна Дмитриевна

Урок русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

 Урок по русскому языку (2класс,1-4)                                                                                  

 Тема: «Понятие имени существительного».

Цель урока: дать понятие об именах существительных.        

Задачи: 1) обучающая: практическая работа по написанию имён существительных;  

             2) развивающая: развивать речь детей, активизация словаря; развивать умение обобщать предметы; коррекция слуховой памяти;

             3) воспитывающая: воспитывать мотивацию к учению, т.е. потребность приобретать знания, а не только зарабатывать отметку.  

Оборудование:  1) .  рисунок корабля;

             2) .  рисунок волшебника – имя существительное;                                                                                                            

             3) .  плакат «Страна речь»;

             4) .  карточки с заданиями для детей;

             5) .  звёздочки (будут выдаваться за правильные ответы);

             6) .  напечатанные опорные слова

                         (чтобы дети сами составляли правило).

Этапы урока:

1.Орг. момент. Психологический настрой на урок.

2.Минутка чистописания.

3.Обяснение нового материала:

        а). Подготовительная работа.

        б). Постановка цели урока.

        в). Объяснение нового материала, составление правила об имени существительном.

4. Закрепление изученного.

5. Работа с учебником. (2 ученика у доски).                                                

6. Игра «Назови одним словом».

7. Подведение итогов, оценивание детей.

Ход урока.

1.Орг. момент. Психологич. настрой на урок.

а).- Встали, ребята. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.

-А теперь сядут те ученики, кто найдёт слово в слове .   (удочка)

-Какое это слово? (дочка)

2. Минутка чистописания.

- Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в сказочную страну.(Звучит звукозапись шума морского прибоя.)

-Закройте глаза. На минуту представьте солнечный день, море, летают чайки, в лицо дует тёплый ветер. И вот мы подплываем на большом корабле к огромному острову.

-Откройте  глаза и прочитайте про себя название страны, которая находится на этом острове. ( Страна Речь.)

-А теперь прочитаем все вместе.

-Все жители страны Речь называются части речи. Мы  познакомимся с одним из них, но для этого надо выполнить задание: составить слова. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звёздочки. А в конце урока мы узнаем, кто был самым активным в классе.

На доске:

(Вывешивается таблица со словами, которые составили дети).                

-Что общего в этих словах?

-С какой буквы пишем эти слова?

-Пропишите эту букву столько раз, сколько хлопну в ладоши. (5)

- А теперь посмотрите, сколько раз мы запишем заглавную букву З. (Показываю лазерной указкой цифру 4.)

- Какие слова мы записываем с заглавной буквы?

3. Постановка цели урока.

-Вот теперь мы узнаем, как зовут первого жителя  сказочной страны.

На доске:

измзяз сузщезстзвизтезльзнозе

- Кто догадался , о чём сегодня  пойдёт речь на уроке? (Вывешивается карточка: имя существительное.)

4.Объяснение нового материала.

( Показываю волшебника – имя существительное.)

 Вот что говорит он о себе:

«Давно живу я в мире этом,

  Даю названия предметам».

-Стоит ему взмахнуть волшебной палочкой, он в ту же минуту может превратиться в любой предмет.

(Обращаю внимание на таблицу со словами на доске.)

-Какое слово лишнее?  Докажите.

-А что же мы называем предметами?

Вывод: предметами мы называем все вещи, растения, явления природы, названия городов и т.д.

-Так вот ребята, имя существительное обозначает предметы.

(Вывешивается карточка предмет.)

-А сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны узнать, в каких словах спрятался волшебник. Как только вы услышите имя существительное, хлопайте в ладоши.

                                        Как велика моя земля,

        Как широки просторы!

        Как любят жители мои

        Леса, и степь, и горы.

-Кто запомнил, какие прозвучали имена существительные?

-А на какие вопросы отвечают эти слова?

       (Вывешивается карточка кто? что?)

-Придумаете слова – имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

-А теперь кто же мне расскажет всё, что мы узнали, о волшебнике имени существительном на уроке?

( Используем при ответе опорные слова на доске; сравниваем ответы с правилом учебника).

Вывод:  страница 118 учебника.

-Прочитайте правило про себя, хором.

5. Закрепление изученного:  

    1). Работа с учебником: упражнение 228 страница 118.

-Выписать из словаря по 3 слова, отвечающие на вопросы кто? (1 столбик), что? (2).  

-Какие слова вы записали?  

-Составьте предложение с одним из слов. Выделите главные члены предложения.

( 2 ученика у доски).

-А вам волшебник имя существительное даёт задания .

1 карточка : Списать стихотворение , подчеркнуть имена сущ.:

Однажды кот подкрался к попугаю:

« Сейчас тебя я , братец , попугаю».  

2 карточки: Подберите противоположные по смыслу слова:

утро - …

друг - …

холод - …

сладкий - …        -А это имя существительное? Докажите .

-Какая орфограмма в словах друг , враг , холод? Как проверить написание слов?

( Коллективная проверка учеников у доски .)

6 . Физкультминутка « Назови все предметы»

Назвали все предметы по порядку ,

Теперь вас приглашаю на зарядку .

Мелкие шажки 1 , 2 , 3 .

Лёгкие  прыжки 1 , 2 , 3 .

Мягкая посадка 1 , 2 , 3 .

7 . Игра «Назови одним словом»

- А теперь волшебник имя существительное решил с вами поиграть.

Слова: 1 .Ботинки , сапоги , валенки , туфли . (Обувь .)

        2 .Лиса , медведь , заяц ,ёж . (Дикие животные .)

        3 .Кукла , юла ,мяч . (Игрушки .)

        4 . Парта ,стул ,шкаф .  (Мебель.)

        5 . Мясо , сахар ,хлеб ,молоко .(Продукты .)

- Запишите слова первой группы.

-Что они обозначают? На какой вопрос они отвечают?

- Как называют такие слова?

8. Итог: - Наше путешествие подходит к концу. В какой стране мы побывали?

- С каким жителем этой страны познакомились?

- Что вы можете рассказать об имени существительном?

     (Используем опорные слова на доске.)

- Мы ещё не прощаемся с волшебником. Продолжим знакомство с ним на следующих уроках.

(Оцениваю детей, подсчитываем заработанные звёздочки.

 9. Д. / зад.  упр.118 правило, упр.229.в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных. 2 кл Программа Занкова

Осмысление предлагаемых знаний происходит с опорой на жизненный опыт учащихся, на применение учебной и дополнительной литературы. Активизации познавательной деятельности и осознанию программного матер...

Русский язык. 3 класс. Понятие об имени существительном.

Первый урок по теме. На уроке рассматриваются признаки существительных: одушевленные, неодушевленные, обозначение названий предметов, явлений природы, признаков, действий, изменение по числам, род сущ...

Урок русского языка в 3 классе по теме:"Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных"

Урок открытия нового знания по теме "Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных". Игровая форма проведения. На уроке используется мультимедийный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия. ...

Конспект урока "Понятие о несклоняемых именах существительных"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса...

Проект урока в соответствии ФГОС "Общее понятие об имени существительном"

Самоанализ урокаТема урока: Общее понятие об имени существительном.Была поставлена цель урока: Формирование осознанного определения имени существительного по признакам (одушевлённое или нео...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...