Конспект урока "Понятие о несклоняемых именах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Устимкина Валентина Александровна

Конспект урока по русскому языку для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 4 классе

Тема: « Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления»

Учитель: Устимкина

Валентина Александровна

ТЕМА: Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления.

ЦЕЛЬ: Познакомить с несклоняемыми именами существительными, особенностями их употребления.

  1. Организационный  момент.

  1. Минутка  чистописания.

     Прочитайте слова, сравните их и скажите какую букву будем писать на мин. чист.

СС            СС             СС

Пассажир      шоссе       прогресс      кроссворд

Спишите слова. Скажите что общего в этих словах.

- Какое слово лишнее? Почему?

  1. Языковая разминка.

Прочитайте предложение. Дайте характеристику предложению. (устно)

 И.П.                 П.П.                             Т.П.

Облака  в  синеве  белым  стадом  плывут, 

    И.П.               П.П.                В.П.

Журавли в облаках перекличку ведут.

- Подчеркните орфограммы.

- Назовите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

- Какие еще орфограммы увидели?

- Какое слово встретилось дважды?

- Слова облака и в облаках – это однокоренные слова или формы одного и того же слова?

- Выпишите это слово и образуйте однокоренное.

- Определите падежи им. существительных в этом предложении.

- Найдите в этом предложении существительные 1-го склонения,  существительные 2-го склонения, есть ли  существительные 3-го склонения.

  1. Повторение изученного.

Игра «Правильно - неправильно».

  1. Склонение – это изменение имени существительного по числам.
  2. В русском языке три склонения: женское, мужское, среднее.
  3. Склонение – это постоянный признак имени существительного.
  4. Одно и тоже существительное может относиться к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

  1. Постановка проблемы.

  1. Все ли имена существительные склоняются?

  1. Решение проблемы.

а) Работа на доске.

    Просклоняйте имя существительное  бревно,  пальто.

    - Что заметили?

    - Как бы вы назвали такие слова?

б) Работа по учебнику

  1. с. 129       № 167  

Общий признак :       Оканчиваются на  -о,  -е, все (кроме кофе) среднего рода.

Отличия:   Часть существительных не изменяется по падежам и числам.

- Интересно почему одни слова среднего рода по падежам изменяются, а другие нет?

Несклоняемые существительные – слова иноязычные. Слов, пришедших к нам из других языков немало: около 10% от всех слов русского языка. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они иноязычные: библиотека, флот, шарф….  Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а Толька небольшая их часть.

  1. Прослушивание стихотворения из «Радионяни».

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Какая трудность может возникнуть при употреблении в речи несклоняемых существительных? (Согласование  с ними имен прилагательных).

При затруднении в определении рода иноязычных существительных обращайтесь к орфографическому словарю.

  1. Решение проблемы.

Прочитайте предложение согласуйте с несклоняемыми существительными.

В Московск… метро на стене висело огромн… табло.

  1. Физминутка.

  1. Закрепление изученного.

           а) с. 130 № 168

- Какого рода имена существительные?

- Правильно ли будет отнести все эти существительные ко 2-му склонению?

           б) Разбор по составу.

                с. 130    № 169

- Что такое основа?

Допишите два существительных, которые не изменяются, воспользуйтесь орфографическим словарем.

            с)  Самостоятельная работа.

                 № 170  1-1, 2-2

  1. Итог урока.

- Определите ключевые слова урока.

(не изменяются, не склоняются, нет окончания)

- По какому признаку могли бы исключить слово в минутке чистописания?

12. Домашнее задание.

Работа идёт по учебнику Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык» 4 класс

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Конспект "Три типа склонения имени существительных"

Цель: закрепить знание таблицы умножения и деления числа 6 и на 6. Задачи.Обучающие:  повторить таблицу умножения и деления до 6; отрабатывать вычислительные навыки; решение задач на н...

Конспект "Три типа склонения имени существительных"

Краткие разработки уроков по чтению УМК "Перспектива" 1 класс...

Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"

Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"...

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...