Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных и прилагательных". 4 класс Программа "Гармония"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
Данные материалы могут пригодиться учителю при подготовке к урокам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку по теме "Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
- повторить:
- признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;
- алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;
- правила проверки безударных гласных в разных частях слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- таблицы: «Падежные окончания имен существительных», «Безударные окончания имён прилагательных»;
- карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;
- алгоритмы проверки безударных окончаний имён
- существительных и имён прилагательных
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
(Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1)
Взаимопроверка.
Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные
– Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.
– Как можно эти словарные слова разделить на две группы? (имена существительные, имена прилагательные)
– Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)
– Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)
– Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)
– В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)
– А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)
– Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)
– В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)
– Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)
– О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)
IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.
– Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока? («Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)
– Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)
V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
– И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
- Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
- Определить падеж слова с безударным окончанием.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Или для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
- Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
- Записать то же окончание в безударную позицию.
– Какие слова-помощники вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)
– Для 2-го? (плечо,Слон, окно и т.д.)
– Для 3-го? (грудь,Степь и т.д.)
VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.
1. Комментированное письмо (Карточка – задание 2).
Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».
(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)
Имя сущ. | Нач. форма | Род | Склонение | Падеж | Слово-помощник | Окончание |
на опушк. |
|
|
|
|
|
|
к кроват. |
|
|
|
|
|
|
по кроватк. |
|
|
|
|
|
|
в огород. |
|
|
|
|
|
|
перед мороз.м |
|
|
|
|
|
|
У бабушк.. |
– Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и словак кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)
– Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)
– Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)
2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».
– Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?
3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (задание 3)
–о или –е? Почему?
Ключ..м, шалаш..м, крыш...й,, свинц...м, душ...м, саранч..й, спиц...й, синиц...й, кирпич...м, калач...м, удач...й, кож...й, кож..й, гараж..м, птиц..й, рощ..й
В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е
Например: мячо'м, дуʹшем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.
1. Беседа по вопросам.
– А что такое имя прилагательное?
– Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)
– Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)
– Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)
– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Определить число, род и падеж существительного.
- По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.
– Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)
– Когда в окончаниях пишется -ой-, -ей-?
– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
2. Игра «Заказ».
– А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.
Требуется:
- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
- имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);
- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);
VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 4).
– Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.
(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)
Работа в ТПО: с. 73 упр. 292.
– А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.
IX. Итог урока.
– Какие орфограммы мы сегодня повторяли?
– Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)
– Какие слова – подсказки запомнили?
– Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?
Домашнее задание: ТПО: с. 73 упр. 292. (выполнить задание, выделить орфограммы).
Карточка к уроку по теме
«Закрепление правил правописания безударных окончаний
имён существительных и имен прилагательных».
Фамилия, имя ______________________
- Словарная работа. Взаимопроверка.
Д . рект . р, г. р . дская, п . бедный, б. лотистая, м. тель, н . ябрьский, в . сточное,
кр . вать, м . рковные.
Количество ошибок ____
Отметка _____
Проверил(а) _____________________
- Заполните таблицу:
Имя сущ. | Нач. форма | Род | Склонение | Падеж | Слово-помощник | Окончание |
на опушк. | ||||||
к кроват. | ||||||
по кроватк. | ||||||
в огород. | ||||||
перед мороз . м | ||||||
у бабушк. |
- –о или –е? Почему?
Ключ..м, шалаш..м, крыш..й, свинц..м, душ..м, саранч..й, спиц..й, синиц..й, кирпич..м, калач..м, удач..й, кож..й, гараж..м, птиц..й, рощ..й
- Игра «Заказ».
В син . м мор . , у соседн . й опушк . , по хорош . й дорог . , ранн . й зимой, около упавш... дуба, на письмен . м столе, ранн . м утр . м, по широк . й улиц . .
- Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.
В глубок . й канав . , в дремуч . м лесу, к стар . й беседк . , на мокр . м песк . , от весен ... дождя, перед зимн . й стуж . й, из сладк . й клюквы, для лучш ... друга, в зимн . й вечер, по зелён . му полю.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д и рект о р г о р о дская м е тель п о бедный кр о вать б о лотистая н о ябрьский з е мл я ничное м о рковные
Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных
Имя сущ. Нач . форма Род Склоне ние Падеж Слово- помощ ник Оконча ние на опушк . к кроват . по кроватк . в огород. перед мороз.м у бабушк .
–о или –е? Почему? Ключ..м, шалаш..м, крыш.. й , свинц ..м, душ..м, саранч .. й , спиц.. й , синиц.. й , кирпич..м, калач..м, удач.. й , кож.. й , гараж..м, птиц.. й , рощ.. й .
–о или –е? Почему? Ключ о м , шалаш о м , крыш е й, свинц о м , душ е м , саранч о й , спиц е й , синиц е й , кирпич о м , калач о м , удач е й , кож е й, гараж о м, птиц е й, рощ е й.
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_ , по хорош_й дорог _ , ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письменн_м столе, ранн_м утр_м , по широк_й улиц_ .
у соседней опушки; ранним утром; по широкой улице, по хорошей дороге; около упавшего дуба; в синем море; ранней зимой; на письменном столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ
Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание родовых и падежных окончаний имен существительных и прилагательных"
Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зим...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Безударные окончания имен существительных и прилагательных"
Данная проверочная работа позволяет оценить усвоение правописания безударных окончаний имен существительных и прилагательных, умение определять падеж и тип склонения существительных и род, падеж прила...
Конспект урока : «Правописание окончаний имен существительных множественного числа» 3 класс
Цели деятельности учителя: Изучение особенностей склонения имен существительных в форме множественного числа.Планируемые результаты:Предметные:Знать особенности склонения имен существ...
Конспект урока «Правописание окончаний имен существительных множественного числа» 3 класс
Цели деятельности учителя: Закрепление правила написания безударных окончаний существительныхПланируемые результаты:Предметные:- Знать особенности написание безударных окончаний имен сущес...
Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...