Конспект урока : «Правописание окончаний имен существительных множественного числа» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ворокосова Ольга Игоревна

Цели деятельности учителя:

  1.  Изучение особенностей склонения имен существительных в форме множественного  числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать  особенности склонения имен существительных в форме множественного числа;

Личностные:

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  1. Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  2. Осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: УМК "Начальная школа XXI века", учебная презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 8.04.2019                                                                           ФИО студента: Сафонова  О.И

Школа: МБОУ «СОШ № 68»                                                        ФИО учителя: Григорович  И.В

Класс: 3 «В»                                                                             ФИО руководителя практики:  Батуева.Л.И

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА

По теме: «Правописание окончаний имен существительных множественного числа»

Цели деятельности учителя: 

  1.  Изучение особенностей склонения имен существительных в форме множественного  числа.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать  особенности склонения имен существительных в форме множественного числа;

Личностные:

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  1. Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  2. Осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: УМК "Начальная школа XXI века", учебная презентация,

Челябинск, 2019

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке.

- Откройте тетради, запишите число.

 

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и мотивация

2  мин

- Что мы знаем об имени существительном?  

        

 - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с минутки чистописания.

и  п    т    пи       ти

липа, пила, плита, стихи

- Определите окончание имен существительных:

встретиться с человек…, в берлог.., в рощ.., о молодеж…, помогать бабушк…, скакать на лошад…, мечтать о мор… .

- Молодцы!

- Сейчас мы работали со словами в форме единственного числа. А как определить безударное падежное окончание имен существительных в форме множественного числа?

Можно ли использовать тот же способ определения окончаний? Сейчас это узнаем.

  • часть речи;
  • обозначает предмет;
  • отвечает на вопросы кто?, что?;
  • одушевлённое или неодушевлённое;
  • имеет род и склонение;
  • изменяется по числам и падежам;
  • в предложении может быть как главным членом, так и второстепенным.

- Встретиться с человеком, в берлоге, в роще, о молодежи, помогать бабушке, скакать на лошади, мечтать о море.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Р:Целеполагание

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя, беседа  

Наглядный: показ презентации

3 мин

 - Сегодня мы с вами  поработаем над

 Правописание окончаний имен существительных множественного числа

- Какие задачи мы можем поставить на урок?

- Хорошо.

 

- Познакомиться с правописанием окончаний имен существительных мн.числа.

- Потренироваться на упражнениях.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

4.Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: работа в прописи

Наглядный: учебная презентация

25 мин

1 ряд - мамы        2 ряд- столы       3 ряд – мыши

-Что мы знаем об имени существительном во множественном числе?

Давайте прочитаем правило:

Во множественном числе у сущ. 1-го и 2-го и 3-го склонения окончания совпадают.

Безударные окончания имён сущ. Множественного числа можно проверить ударным окончанием слова стол или по таблице:

И.п        -и,-ы,-а

Р.п         ,-ов,-ев,-ей

Д.п         -ам,-ям

В.п          -и,- ы

Т.п          -ами, -ями

П.п          -ах, -ях

-Как проверить безударные окончания имён существительных множественного числа?

- Ребята, но в правописании имён сущ. 1-ого склонения в форме Р. п. есть одна особенность, а какая – прочитайте в учебнике.

-Давайте по тренируемся,  запишите по образцу:

Лужа- много луж

- Давайте проверим, посмотрите на экран.

ДИНОМИЧЕСКАЯ ПАУЗА( 2МИН)

-Запишите слова в три столбика. В 1-й столбик- слова мужского рода единственного числа, во 2-й столбик – слова женского рода единственного числа, в 3-столбик- слова женского рода множественного числа в родительном падеже.

- 3 человека работают у доски.

- Молодцы!

И.п.     мамы             столы                    мыши

Р.п.      мам               столов                   мышей

Д.п.     мамам           столам                  мышам

В.п.      мам               столы                     мышей

Т.п.      мамами       столами                 мышами

П.п.     о мамах         о столах               о мышах

- не различается по склонениям;

- имеет  окончания в трёх падежах

Д.п.(-ам, -ям),

Т.п.(-ами, -ями),

П.п.(-ах, -ях);

- Ударным окончанием слова или по таблице.

-У сущ 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа после шипящих мягкий знак не пишется 

Туча-туч, роща- рощ

Туча-много туч

Лыжа- много лыж

Удача- много удачи

Роща- много рощ

Задача-много задач

Встреча-много встреч

Крыша-много крыш

Дача-много дач

Круча – много круч

1. Ключ, шалаш, товарищ, ерш, чертеж, чиж, москвич.
2. Мышь, помощь, встреча, рожь, брошь, дочь, ночь, вещь, дичь, дрожь.
3. Птиц, краж, удач.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

5.Первичное закрепление во внешней речи

5 мин

- Спишите, вставляя буквы.

Что может быть лучше живых, полных света и ярких кр..сок к..ртин самой пр..роды, что может быть лучше музык.. весенних руч..ев, летнего з..лёного шума в б..резовом перелеск.. или в..сенней переклички отлетающих журавлей, когда они в строгом в..здушном строю будто плывут над поблескивающими перелеск..ми, над  простор..м убранных, ..пустевших п..лей

Что может быть лучше живых, полных света и ярких красок картин самой природы, что может быть лучше музыки весенних ручьев, летнего зелёного шума в березовом перелеске или весенней переклички отлетающих журавлей, когда они в строгом воздушном строю будто плывут над поблескивающими перелесками, над  простором убранных, опустевших полей

Р: обобщение.

6.Включение в систему знаний.

Словесный

2 мин

- Ребята, давайте вспомним правило, которое мы разбирали в начале урока.

- Вспомните таблицу.

- Молодцы! Вы хорошо поработали.

И.п        -и,-ы,-а

Р.п         ,-ов,-ев,-ей

Д.п         -ам,-ям

В.п          -и,- ы

Т.п          -ами, -ями

П.п          -ах, -ях

Р: обобщение, контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

7.Рефлексия деятельности

 3 мин

Запишем домашнее задание: Учить правило, упр 1. Стр.72

- Посмотрите на экран, выберите шлюпу которая подходит под ваше настроение.

- Урок закончен, спасибо!

Ответы детей

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...

Конспект урока «Правописание окончаний имен существительных на –ий,-ия,-ие » 3 класс

Цели деятельности учителя:Создание благоприятных условий для ознакомления с правилом написания безударных окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.Планируемые результаты:Предметные:Находит...

Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных на –ий,-ия,-ие" 3 класс

Цели деятельности учителя:Развивать умение в правописании слов, оканчивающихся на -ий-, -ия-, -ие-, умение классифицировать слова по группам; развивать орфографическую зоркость.Планируемые результаты:...

Конспект урока «Правописание окончаний имен существительных множественного числа» 3 класс

Цели деятельности учителя: Закрепление  правила написания безударных окончаний существительныхПланируемые результаты:Предметные:- Знать  особенности написание безударных окончаний имен сущес...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освое...