Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления с учётом индивидуальных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morf.razb_.doc848 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку  в 4 классе

 по учебнику Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. Русский язык:  учебник для 4 класса -М.: Вентана- Граф, 2010.-Ч.1,2.  (УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой)  

Вотякова Ольга Владиславовна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №27 г.Чебоксары»

Чувашской Республики

Тема: «Морфологический разбор имен существительных и  прилагательных. Синтаксический анализ предложений. Закрепление пройденного».

Цели урока: закрепить умение детей проводить морфологический разбор имён существительных и прилагательных; синтаксический анализ предложений; работать над развитием речи.

Оборудование:

1.квадраты для дифференцированной работы;

2. картина «Осенний лес».

                                   ХОД УРОКА.

1.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы повторим морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных, а также синтаксический анализ предложений.

    2. Чистописание.

- А сейчас минутка чистописания.

   

3.Словарная работа.

- В этом кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной  с.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

( Экспресс, касса, бассейн, пассажир, ссора, искусство, кроссворд.)

  1. Морфологический разбор частей речи.

- Вспомните, какие части речи вы знаете (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, предлог, союз)

1) Игра «Подбери слово».

- Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное.

  Итак, хлеб (душистый, свежий, черный, белый, круглый, пшеничный, ржаной, черствый, сухой ).

Ромашка (белая, полевая, желтоглазая).

2) Морфологический разбор имен существительных.

    Мы увидели на крыльце Барбоса.

  1. Барбоса –

    2)

    3)

    4)

    5)

      Кот подкрался к мышке.

      1)К мышке –

      2)

      3)

      4)

      5)

( Двое выполняют у доски.)

Запись на доске и в тетрадях:

    Мы увидели на крыльце Барбоса.

1)Барбоса – имя сущ.                

    2)Нач. форма – Барбос.

    3)Пост.пр.: собств., одуш.,

ж.р., 2-е скл.

    4)Непост.пр.: вин. п., ед.ч.

    5)Доп.: увидели (кого?) Барбоса.

      Кот подкрался к мышке.

      1)(К) мышке – имя сущ.

      2) Нач. форма – мышка.

      3)Пост. пр.: нариц., одуш.,ж.р., 1-е скл.

      4)Непост.пр: дат.п., ед.ч.

      5)Доп.: подкрался (к кому?) к мышке.

-Что обозначают имена существительные?(Предмет)

- Перечислите постоянные признаки имен существительных.(Одушевленные или неодушевленные, нарицательные или собственные, род, склонение)

- Перечислите непостоянные признаки имен существительных.(Число, падеж)

  1. Морфологический разбор имен прилагательных.

       В Москве находится самое красивое в мире метро.

1) Самое красивое–

2)

3)

4)

5)

        Сестра испекла вкусный пирог.

  1. Вкусный –

      2)

      3)

      4)

      5)

( Двое выполняют у доски.)

Запись на доске и в тетрадях:

       В Москве находится самое красивое в мире метро.

1) Самое красивое–имя прил.

2)Нач. форма: красивый.

3)Пост.пр.: кач.

4)Непост.пр.: превосх. ст. (сост.), ед.ч., ср.р., им п.

5) Опр.: самое красивое (метро).     ~~~~~~~~~~~~

        Сестра испекла вкусный пирог.

1)Вкусный – имя прил.

      2)Нач. форма – вкусный.

      3)Пост.пр.: кач.

      4) Непост. Пр.: ед.ч., м.р., вип.п.

      5) Опр.: вкусный (пирог).

                    ~~~~~~~

- Что обозначают имена прилагательные?(Признак предмета)

- Назовите постоянные признаки имен прилагательных. (Качественные, относительные, притяжательные)

- Перечислите непостоянные признаки имен прилагательных. (Род, число, падеж)

5.Синтаксический разбор предложений.

  1. Разбор предложений по членам предложений.

    - Какие члены предложений вы знаете?(Главные и второстепенные)

    - Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)

    - Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

    - Назовите вопросы подлежащего (кто? что?),

         сказуемого (что делать? что сделать?),

         дополнения (вопросы косвенных падежей),                                  

         определения (какой? чей?),

         обстоятельства (где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?).

    - Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения? (Подлежащее и сказуемое)

     - Проверим это на практике. Разберите предложения по членам предложения и частям речи.

        У лесного озера весело играли два медвежонка.

        В озере плавали дикие утки.

( Двое выполняют у доски.)

Запись на доске и в тетрадях:

      предл.      прил.                       сущ.                    нар.                                     предл.     сущ.                        гл.                  прил.

        У лесного озера весело

                          ~~~~~~~~~~~~~~

                гл.                 числ.              Сущ.

   играли два медвежонка.

        В озере плавали дикие

                                                                                   ~~~~~~~~~~

 сущ.

утки.

 - Назовите грамматическую основу каждого предложения.

      (Два медвежонка играли.)

        (Утки плавали.)

    - Есть ли в них второстепенные члены предложения? (Есть)

    - Какие это предложения? (Распространённые)

    2) Разбор предложений по цели высказывания и по интонации.

     Работа по картине

     - Составьте распространенное предложение по картине.

(Вариант предложения:

Наступила золотая осень.)

- Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.)

     - Составьте нераспространенное предложение. (Падают листья.)

     - Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.)

     Определите, какое предложение по цели высказывания и по интонации  в тексте.

     

       Вы не были осенью в лесу?! Пройдитесь медленно по осеннему лесу! Какая вокруг тишина!

       Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем , чистотой.

     Вы не были осенью в лесу?! (Вопросительное, восклицательное.)

Пройдитесь медленно по осеннему лесу! (Побудительное,  восклицательное.)

Какая вокруг тишина! (Повествовательное, восклицательное.)

Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. (Повествовательное, невосклицательное.)

Вывод.

      - Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.

(По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные,  вопросительные.)

По интонации – восклицательные, невосклицательные.)

      3) Работа с однородными членами предложения.

     а) - Обратите внимание на предложения. Что вы заметили? (Повторяются одни и те же слова)

     б)

      В роще птицы свистят.

      В роще птицы поют.

      В роще птицы щебечут.

       - Слейте эти предложения в одно так, чтобы слова два раза не повторялись. (В роще птицы свистят, поют, щебечут.)

       - Есть ли здесь однородные члены предложения? (Свистят, поют, щебечут)

       - Докажите. (Отвечают на вопрос что делать?  и относятся к слову птицы.)

      4) Синтаксический анализ предложения.

      Осенние цветы распространяли в воздухе нежный, тонкий аромат. (Повествовательное, невосклицательное, грамм. основа – цветы распространяли, распространенное, есть однородные определения)

      Итак, как проводим синтаксический анализ предложения.

      1) Определяем, какое предложение по цели высказывания, по интонации.

      2)Находим грамматическую основу предложения.

      3) Находим второстепенные члены предложения и определяем распространенное оно или нераспространенное.

      4) Указываем, есть ли в предложении однородные члены предложения.

      6. Домашнее задание.

        Упражнение 3, стр. 60.

        Упражнение 2, стр. 60.

     

      7. Подведение итогов.

Список использованных ресурсов:

  •  Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык:  учебник для 4 класса -М.: Вентана- Граф, 2010.-Ч.1,2.
  • Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: коррекционно – развивающая тетрадь. -М.: Вентана- Граф, 2010  
  • Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради для 4 класса в 2ч.- М.: Вентана- Граф, 2010            
  • Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс/ Под ред. Л.Е Журовой.- М.:Вентана- Граф, 2006
  • Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В.Иванова.- М.:Вентана-Граф, 2003.
  • http://www.liveinternet.ru/users/3953864/tags/осень/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Разбор имени прилагательного как части речи"

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа 2100"...

Конспект урока "Разбор имени существительного" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока и учебная презентация для 2 класса, на тему "Разбор имени существительного", УМК "Школа России"...

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Конспект урока " Связь имени существительного с именем прилагательным" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Связь имени существительного с именем прилагательным". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК &qu...

Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...

Обобщение об имени существительном. Разбор имени существительного по составу.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" "Обобщение знаний обимени существительном.Разбор имени  существительного по составу."...