Обобщение об имени существительном. Разбор имени существительного по составу.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" "Обобщение знаний обимени существительном.Разбор имени  существительного по составу."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Ф. И. О:  Аляева Вера Ивановна
  2. Место работы: МБОУ « СОШ №2имени С. И. Подгайнова  г. Калининска Саратовской области»
  3. Должность: учитель начальных классов
  4. Предмет: русский язык
  5. Класс: 3
  6. Тема урока:  «Обобщение  об имени существительном. Разбор имени существительного по составу.»
  7. Базовый учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.

8. Образовательная цель:    обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках        (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости, речевой культуры.

9. Планируемые результаты:

Личностные: 

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на урок;

-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию. 

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- уметь провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- уметь обобщать знания об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе);

- развивать  познавательный  интерес к языку;

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

- уметь применять знания в жизненных ситуациях;

- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;

- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

- производить морфологический разбор имени существительного;

- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое;

10. Тип урока:   урок коррекции знаний, умений и навыков.  

11.Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, работа в парах.

 12.Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор,  карточки с орфограммами.

Структура и ход урока

          Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний.

 

Постановка учебной задачи и проблемной ситуации. Введение в тему урока.

Систематизация опорных знаний.

Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

Минутка релаксации и отдыха.

Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Минутка релаксации и отдыха.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Решение заданий творческого уровня.

Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Эмоциональный настрой.

 Начинается урок,

 Он пойдёт ребятам впрок.

 Постарайтесь всё понять,

 Учитесь тайны открывать.

 Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте. (Слайд 2)

Нацеливает на продуктивную работу.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень красив и мелодичен.

К. Г. Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет»

А вы знаете, какие бывают слова? Слова бывают разные: веселые  и грустные, маленькие и большие. Есть вежливые слова. Назовите их.

 Сколько разных слов в русском языке! Как же устроен наш язык?  Ответить на этот вопрос мы сможем после того, как совершим увлекательное путешествие в страну Частиречинск (Слайд 3, звучит музыка  Картера Беруэлла из кинофильма «Сумерки 2».)

Организует уточнение типа урока и пошаговую деятельность. Путешествовать будем на паровозе, но попасть на него мы сможем после того как проведем «Пресс-конференцию» по теме: «Слово, предложение, части речи». (Слайд 4)

 

Итак, в путь. (Слайд 5)

В путешествие, друзья,

Приглашаю вас я.

И собой прошу вас взять

Ручку, карандаш, тетрадь.

В пути вам нужно быть внимательными,

Наблюдательными и старательными.

В устной речи слова, как вы знаете, складываются из звуков, которые передаются особыми знаками.

Черные, кривые,

Встанут в ряд –

Заговорят: «Кто такие?»  

Озвучьте буквы, которые записаны. (Слайд 6) Запишите их правильно, красиво, соблюдая правила каллиграфии.

А теперь сгруппируйте буквы по цвету и прочитайте, что здесь написано.

И я вам желаю учиться только на отлично.

Найдите «опасные места» в предложении, назовите эту орфограмму.

Запишите по памяти. Проверьте себя.

Организует уточнение темы урока.

Посмотрите, чей-то домик.

(Слайд 7).  И сколько книг! Здесь живет волшебник. Наша задача узнать, как его зовут. Вы любите волшебство? Наш волшебник умеет превращать в слова все, что существует, то, что можно увидеть, услышать или почувствовать.

В какие слова превратился волшебник?

Какие вопросы вы хотели бы задать ему? Угадали, как зовут нашего волшебника?

Вот что дедушка Существительное  говорит о себе. (Слайд 8)

Определите, сформулируйте тему нашего урока.

Организует работу в группах.

Какие признаки есть у этой части речи?  (Слайд 9) Почему они так называются?

Какие постоянные признаки знаете?

На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?     Неодушевленные?

Что знаете о роде имен существительных?

Как изменяются имена существительные?

Организует выполнение учащимися учебного действия.

Сейчас вам предстоит поработать лингвистами. (Слайд 10). Что они изучают?

Прочитайте слова. Чем они похожи?

По какому признаку будем группировать слова?

Попробуйте и вы стать волшебниками. Превратите эти имена существительные во множественное число.

Организует  физическую минутку «Части речи».

 Дедушка Существительное  играет с нами в «прятки». Я буду называть слова. Если среди них вы услышали существительное, хлопайте в ладоши, если имя прилагательное  поднимите руки вверх и помашите ему, если услышите глагол изобразите его действие.

(Облако, пушистый, плавал, Сережа, задача, новая, бежал, читал, Иванова, нес, желтый, кислый, рассказ, рассказывал, писал).

Организует реализацию над поставленной задачей. Проводит работу в парах.

Дедушка Существительное снова предлагает нам поработать волшебниками. Замените одну букву в слове так, чтобы оно отвечало на вопрос  «кто?» и определите род полученных слов. (Слайд 11).

Организует коллективную работу. 

Работаем дружно по учебнику – страница 48, упражнение 285. (Слайд 12).

Запишите как можно больше имен существительных, которые называют людей по  их профессиям. Одинаково ли образованы все эти имена существительные? Покажи графически.

Организует гимнастику для глаз. (Слайд 13).

Вы образовали  имя существительное мечтатель, подберите к нему слово синоним. Давайте и мы с вами пофантазируем и отправимся путешествовать в бескрайний космос.

Организует самостоятельную работу. Снова вас приглашаю на страницы нашего учебника – страница 47, упражнение 284.

Прочитайте упражнение. Что записано? Как правильно надо читать скороговорку? Какие звуки отрабатываются? (Выставляется памятка.)

Кто хочет себя попробовать диктором? Сколько в ней однокоренных слов? Какие это части речи?

Выпишите только однокоренные имена существительные, разбери их по составу. (Слайд 14).

Разбери слово косец как часть речи. (Слайд 15).

Организует работу по вариантам. (Работа с деформированными предложениями.)

Составьте и запишите предложения. Найдите основу предложения. Проверьте работу.

 (Слайд 15 – гиперссылка).

Организует рефлексию. (Слайд 16).

Наше путешествие закончилось. Пора прощаться с добрым волшебником. На прощание дедушка Существительное дарит нам задание. Что было интересным на уроке? Оцените свою работу.

Подготовка к работе.

Открывают тетради, записывают число.

Ребята называют вежливые слова, выставляют их на наборное полотно.

Выбирают респондентов и корреспондентов. Обучающиеся, а это корреспонденты задают вопросы по теме: «Слово, предложение, части речи».  А несколько ребят – респонденты отвечают на поставленные вопросы. По окончании оценивают ребят с помощью веера.

Называют буквы, дают характеристику звукам.

Группируют по цвету, записывают в тетрадь полученное предложение.

(с н ч и о У л ч и о ь т – Учись отлично.)

Обучающиеся  выделяют «опасные места», выставляют на наборное полотно схему орфограммы. Делают запись в тетради, затем проводят самопроверку.

Отвечают на поставленные вопросы (Кто? Что?

Дедушка Существительное).

Разные версии (возникло затруднение).

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Читают  правило и стихотворение.

(Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает, предметы и отвечает на вопросы кто? что?). Определяют тему урока.

Работа  в группах, затем один ученик от группы даёт ответ. (Если ответ верный, то он появляется на экране).

Дети называют слова, аргументируют выбор столбика, сразу записывают, выделяя орфограммы. (Ответ дублируется на экране.)

Обучающиеся последовательно выполняют действия.

Работа в парах (один ученик изменяет  слово, другой определяет род имени существительного).

Обучающиеся коллективно выполняют работу  в тетради, образуют с помощью суффикса имена существительные.  

(Ответ дублируется на экране.)

Учащиеся подбирают слово фантазер.

Слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают.

 Отгадывают запись – скороговорка, упражняются в произношении. Самостоятельно работают по алгоритму.  Выполняют самопроверку по эталону. Далее коллективно выполняют морфологический разбор слова - косец.

(Ответ дублируется на экране.)

Учащиеся  составляют предложения, сверяют свои результаты работы с предложенным вариантом на экране. Коллективно выделяют грамматическую основу предложения.

Рассказывают, что узнали.

                   смог

          Я -    знаю

                   запомнил

Зелёный кружок (не было ошибок).

Жёлтый (были ошибки).

Красный (не смог выполнить ни одного задания).

Домашнее задание по выбору: (стр. 48, упр.286 или 287).

Метапредметные (коммуникативные УУД):

оформлять свои мысли в устной форме.

Метапредметные (коммуникативные УУД):

оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:  уметь видеть и признавать свои ошибки.

Метапредметные (коммуникативные УУД):  уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные:  распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы.

Метапредметные (коммуникативные УУД):

оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Личностные:  уметь видеть и признавать свои ошибки. Предметные:

уметь применять знания в жизненных ситуациях;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.

Метапредметные (коммуникативные УУД):

оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные: развивать  познавательный  интерес к языку.

Метапредметные (коммуникативные УУД):  уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Метапредметные (регулятивные УУД): уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на урок.

Метапредметные (коммуникативные УУД): готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Предметные: уметь обобщать знания об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развивать  познавательный  интерес к языку.

Предметные:

уметь обобщать знания об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе);  уметь применять знания в жизненных ситуациях;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.

Личностные:  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Метапредметные: (познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний; (регулятивные УУД)

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

(коммуникативные УУД): договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: ценностное отношение к процессу определения рода существительного.

Метапредметные (регулятивные УУД): работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; (познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний;

(коммуникативные УУД): договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

уметь применять знания в жизненных ситуациях.

Личностные УУД:  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Метапредметные (регулятивные УУД): работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность:

(коммуникативные УУД): сотрудничество в поиске и выборе информации; слушать и слышать других.

Предметные: разбирать по составу доступные слова;

производить морфологический разбор имени существительного;

уметь применять знания в жизненных ситуациях.

Метапредметные: (познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний; (коммуникативные УУД): сотрудничество в поиске и выборе информации; слушать и слышать других. Предметные: разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое.

Личностные:

участие в оценке и обсуждении полученного результата; толерантность к чужим ошибкам и другому мнению.

Метапредметные (познавательные УУД): уметь провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: уметь применять знания в жизни.

Список использованных источников.

1. Арженовская С. А., Архипова О. А. Уроки русского языка с  применением информационных технологий. 1 -  4 классы.  Методическое пособие с электронным приложением. Издательство – М.: «Глобус», 2010. – 224с.

2.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.  Русский язык (3 класс).  Часть 2. Издательство – М.: «Баласс», 2008.

3. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык (3 класс). Методические рекомендации для учителя. Издательство 2-е дополненное – М.: «Баласс», 2002. – 192 с.

4.Кульценевич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. (Выпуск 2: русский язык, чтение, внеклассное чтение, ИЗО, музыка). Практическое пособие для учителей начальных классов. Издательство – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 176 с.

5.http://planetarium-kharkov.org/files/pictures/05 moon meteorit alh-81005.jpg - метеорит

6.  http://www.gifpark.ru/COSM. - планеты, ракеты, дерево, цветы, насекомые, лет. тарелка

 7. http:// animashky. ru/flist//objiv/261/181/gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

Разбор имён существительных по составу

Конспект урока в 3 классе "Разбор имён существительных по составу". Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов ...

Конспект и презентация к уроку по русскому языку. Тема: «Разбор имени существительного по составу». 3 класс.

           Конспект и презентация к открытому уроку по русскому языку. Тема: "Разбор имени существительного по составу". 3 класс....

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...