Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Белякова Ирина Евгеньевна

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволяет детям лучше усвоить данный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое  общеобразовательное  учреждение

«Средняя школа №5 городского округа город Михайловка

Волгоградской области»

        

Тема: «Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного»

                           

                       4 класс

                                                           Выполнил:

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                МКОУ «СШ №5городского округа

                                                                                                город Михайловка

                                                                                                Волгоградской области»

                                                                                                Белякова Ирина Евгеньевна

                                                          2015 год

          Тема урока: «Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного»  Слайд 1

                                 (УМК «Школа – 2100»)

Учебный предмет

Русский язык

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений

Цели урока

Образовательная: формировать умение определять склонение имён существительных,  повторить признаки имени существительного,  познакомить с алгоритмом морфологического разбора имени существительного;

развивающая: развивать орфографическую зоркость, память, навык грамотного письма, восприятие на слух, содействовать развитию навыков коллективной, индивидуальной и групповой работы, умение работать со словарями, формировать УУД;

воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, интереса к изучению русского языка, приучать к аккуратности при работе в тетрадях и у доски.

Основные понятия

Склонение, конструкция, конструктор

                                Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Русский язык». 4 класс,  толковый словарь русского языка В.Даля, орфографический словарь, проектор, компьютер, презентация, магнитофон,  карточки для парной работы, сердечки синего и красного цвета, листы самооценки на каждого ученика

                         

Этапы урока

Ход урока

Содержание

Задача этапа

I.Организацион-ный момент

Аутотренинг

Ученики читают со слайда 2

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:

- Доброе утро!
- Доброе утро!

 Солнцу и птицам.
- Доброе утро!

Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!

А чтобы работа у нас ладилась, проведём аутотренинг. Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу доброго утра.

-Как будем работать?

(Все вместе, держась за руки)

Мы дружными будем,

И смелыми будем,

И знания вместе успешно добудем.

Эмоционально положительный настрой на урок. Создание ситуации успеха, доверия. Мотивационный компонент урока

II. Словарная работа (работа в парах)

-Откройте тетради, запишите число.

На слайде 3  слова с пропущенными буквами «к_ нструкция», «к_нструктор». Предположения детей, поиск  слов в орфографическом словаре. Записать в тетрадь, обозначить орфограммы, объяснить лексическое значение (найти в толковом словаре В. Даля)

- Определите склонение этих существительных. Подберите однокоренные слова.

Нацеливание на работу. Работа со словарями. Умение работать в малых группах, воспитывать чувство взаимопомощи.

Следить за посадкой детей.

III. Языковая разминка

 Запись предложения под диктовку учителя:

У берёзки вьюга посеребрила светлые косы.

(Проверка по образцу)  Слайд 4

-Какую картину вы представили себе, читая это предложение?

-Назовите и обозначьте все орфограммы в предложении.

-Обозначьте все части речи.

- Найдите синоним к слову « вьюга»

-Придумайте и запишите к слову  «берёзка» ещё 3 однокоренных слова, выделите корень. Что вы знаете о берёзке?  (символ России)

-Определите падежи всех существительных.

Восприятие на слух, развитие орфографической  зоркости, творческого воображения, воспитание чувства патриотизма

IV.Формулировка темы урока.

Найди лишнее слово:                     Слайд 5

Дядя, стена, море

Окно, дочь, метель

Стол, земля, кирпич  

-Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд      Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Повторение изученного материала в ходе игры «Лишнее слово»

Сообщение темы урока.

V. Упражнение в определении склонения имён существительных

- Что значит «просклонять имя существительное»?

 Склонение – это постоянный или непостоянный признак имени существительного?        

Игра «Магазин» Сегодня мы с вами отправляемся за покупками в магазин. В магазине мы будем за товар расплачиваться «склонениями» Если вы правильно определите склонение имени существительного, то этот товар ваш.

Кровать, диван, кресло          Слайд 6

Сметана, масло, йогурт, сыр   Слайд 7

Ручка, карандаш, тетрадь        Слайд 8

-В каких магазинах мы побывали?

Отработка умения определять склонение имён существительных в ходе дидактической игры «Магазин»

VI. Физкультминутка

1.Тренажёр для глаз.

Слайд 9

2.Упражнения на внимание.

Ученик выполняет движения руками, все повторяют, кто ошибается, тот выбывает.

Охрана здоровья. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание.

VII. Повторение изученного.

- На какие две большие группы можно разделить все признаки имён существительных?         Слайд 10

- Назовите постоянные признаки имён существительных. Приведите примеры.

- Назовите непостоянные признаки имён существительных. Приведите примеры.

Повторение постоянных и непостоянных признаков имён существительных

VIII. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора.

- Вспомните порядок морфологического разбора имени существительного. Что необходимо сделать первым, вторым и т.д.

Слайд 11

1. Напиши слово.            

2. Задай к нему вопрос.

3. Поставь слово в начальную форму.

4. Назови часть речи.

5. Перечисли постоянные признаки

( одушевлённый предмет или неодушевлённый, род, склонение).

6. Перечисли непостоянные признаки

 (число, падеж)

7. Синтаксическая роль (главный или второстепенный член предложения)

Развитие памяти, знакомство с местом нового постоянного признака.

IX. Самостоятельная работа.

Слайд 12

Вернёмся к стихотворению, с которого мы начали урок. Работаем по вариантам.

 I вариант выполняет морфологический разбор первого выделенного слова, II вариант – второго (пользуемся алгоритмом).   Слайд 13

2 ученика  работают у доски, занавешенные шторой.

Самостоятельная работа по алгоритму. Проверка фронтальная.

Х. Творческая работа в группах.

Подберите существительное и запишите его в тетрадь.

  1. Неодуш., м.р., 2 скл., в ед.ч., в Р.п.
  2. Одуш., ж.р., 1 скл., в ед.ч, в Т.п.
  3. Неодуш., ж.р., 3 скл., в ед.ч., в П. п

Развитие мышления, памяти.

Проверка коллективная.

XI. Итог урока.

- Какие новые признаки имён существительных  появились в морфологическом разборе?

- При характеристике имени существительного в тексте,  какие признаки мы указываем сначала, а какие потом? (Сначала непостоянные, а потом постоянные)

- Почему?

-А при морфологическом разборе?

Развитие умения делать обобщения, делать выводы.

XII. Оценивание

-Молодцы! Я очень благодарна вам за работу на уроке. Возьмите листы самооценки и оцените свою работу на уроке.

                    Лист самооценки

Задания

Отметка

1

Парная работа

2

Языковая разминка

3

Игра «Магазин»

4

Повторение изученного

5

Самостоятельная работа

6

Групповая работа

Итоговое количество баллов : на 6

 Слайд 14

Покажите с помощью сердечек, как вы поняли материал урока (синее сердце – есть проблемы, красное сердце-всё понял, могу объяснить другому).

-В чём испытывали затруднения? (для детей, которые подняли синее сердце)

Положительная оценка. Похвала

Самокритичное самооценивание.

XIII. Домашнее задание.

Из учебника по литературному чтению выписать три существительных и выполнить морфологический разбор.

Слайд 15        Спасибо за урок.

Индивидуальное домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Развитие умения определять склонение имён существительных.

Урок русского языка в 4 классе. Урок развития умений....

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...